В очном режиме 1-2 июня 2022 г. в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой в г. Москве, при поддержке РОО помощи детям с РАС «Контакт», АНО «Институт Интегративной Семейной Терапии» состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция «Азбукинские слушания. Коррекционная педагогика в психиатрии».
На мероприятии присутствовали руководители, администрации разных медицинских и образовательных организаций, врачи-психиатры, включая специалистов (педагоги-дефектологи, психологи, клинические психологи, логопеды) и родительские сообщества; общее количество участников – 600 человек. Участники конференции заслушали доклады спикеров конференции и посетили организованные во второй половине дня мастер-классы.
На пленарном заседании с первым докладом «Профессиональная династия Азбукиных как иллюстрация семейной стратегии преемственности» выступила О.Д. Азбукина, руководитель Центра развития речи «АиБ», научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП РАО». В своем докладе Ольга Дмитриевна рассказала о профессиональной педагогической династии Азбукиных, о вкладе выдающегося психиатра, дефектолога, организатора здравоохранения и просвещения, педагога и просветителя, в высоком смысле этого слова, Дмитрия Ивановича Азбукина (1883-1953 г.г.) в развитие отечественной детской психиатрии и дефектологии.
На пленарном заседании конференции был также представлен доклад на тему: «Актуальные вопросы психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в познавательном развитии», подготовленный научными сотрудниками лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП РАО» д.п.н, профессором Е.А. Стребелевой и к.п.н., доцентом Е.А. Кинаш. Елена Александровна Кинаш представила обобщенные результаты проводимых в Институте многолетних исследований, сформулировала научно-обоснованные задачи психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста в процессе комплексного изучения. Из выступления Елены Александровны участники конференции узнали о проведенной сотрудниками лаборатории обширной работе, в рамках которой были проанализированы материалы клинического и психолого-педагогического обследования более 200-х детей в процессе индивидуального консультирования родителей в Институте коррекционной педагогики РАО (2009-2019 г.г.). По завершении масштабного исследования авторами были определены научно-обоснованные задачи психолого-педагогического обследования детей на каждом этапе их изучения, что позволило сформулировать рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с отклонениями в познавательном развитии, разработать содержание индивидуальной программы развития.
Также на заседаниях конференции прозвучали доклады заведующей лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи, профессора кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБНУ «ИКП РАО», д.п.н. Ю.А. Разенковой «Потребности и ресурсы современной семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью: результаты всероссийского опроса», главного научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП РАО», д.психол.н. О.С. Никольской «Комплексный подход в помощи детям с РАС: уроки опыта и оценка перспективы его развития», главного научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП РАО», д.психол.н. Е.Р. Баенской «Психологическая поддержка родителей детей раннего возраста с РАС: задачи и возможности».
В докладе Ю.А.Разенковой, д.п.н., заведующего лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП РАО», были представлены основные результаты онлайн опроса родителей детей с ОВЗ, проведенного в конце 2021 года. В исследовании 2021 года приняло участие 92 355 родителей детей из всех регионов Российской Федерации. Целью данного анкетирования являлось изучение структуры и содержания потребностей и ресурсов родителей, связанных с воспитанием и обучением детей с ОВЗ и/или инвалидностью. Исследование структуры потребностей семей с детьми раннего возраста в контексте существующих ресурсов обеспечения этих потребностей, как актуальных, зависит от нескольких факторов. Одним из факторов, оказывающим наибольшее влияние на состав и структуру потребностей семей, является место их проживания. На фоне менее выраженной потребности в материальной помощи и профессиональной самореализации, семьи, проживающие в городах, больше заинтересованы в различных видах психологической помощи, а также в информации о специалистах, качестве предоставляемых услуг и их навигации. Напротив, семьи, живущие в сельской местности, значимо чаще указывают на актуальность материальной помощи и льгот (в частности, получения необходимых медикаментов), тогда как потребность в информации об услугах психолого-педагогической помощи, а также заинтересованность в самой помощи, в частности, психологической, оказывается невыраженной. Особую значимость для жителей села приобретают также такие услуги, как медицинская помощь, и физическая реабилитация ребенка. Другим фактором, определяющим состав и структуру потребностей семей с детьми с ОВЗ, оказывается социальный статус семьи. Накопление факторов риска в портрете семьи вне зависимости от места ее проживания, приводит к актуализации потребностей в социальной поддержке и юридической помощи. Соответственно, меры по социальной и правовой защите неблагополучных семей должны составить первый шаг в реализации их поддержки.
В выступлении О.С. Никольской был представлен анализ проблемы взаимодействия специалистов в сопровождении ребенка с РАС и его семьи, рассмотрены сложности «перевода» и необходимость взаимодополняемости профессионального языка в понимании особенностей развития ребенка и выработке единой, согласованной программы коррекционной помощи; напомнен продуктивный опыт возможности такого взаимодействия, который был реализован в Институте коррекционной педагогики в работе команды специалистов под руководством К.С. Лебединской. В выступлении Е.Р. Баенской были освещены наиболее острые и характерные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с РАС раннего возраста, дано представление об основных направлениях психологической поддержки родителей ребенка на начальных этапах коррекционной работы и ее содержании. Этот доклад был дополнен анализом случаев раннего сопровождения семей, представленный в сообщении аспиранта ИКП РАО Беркун А.С. «Взаимодействие специалистов на этапе ранней диагностики РАС».
Участники конференции высоко оценили уровень проведенных в рамках мероприятия мастер-классов по различным практикам, которые используют специалисты в психо-коррекционной работе с детьми с проблемами развития и их родителями.
Подводя итоги работы конференции, организаторы и участники мероприятия, резюмировали, что состоялась полезная профессиональная встреча по междисциплинарному взаимодействию коллег медицинских и образовательных учреждений, которую в будущем следует сделать регулярной.