Научно-исследовательская работа

«НАУЧНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ»

 

Layer_1
Период реализации проекта

2023-2025

2
Цель исследования

Изучение трудных жизненных ситуаций в семье для проектирования моделей психологической и коррекционной помощи родителям и ребенку раннего возраста с ОВЗ; изучение потребностей сиблингов в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для последующей разработки моделей ранней коррекционной помощи с участием ближайшего социального окружения ребенка.

1540573964459
Руководитель
Юлия Анатольевна Разенкова

доктор педагогических наук, доцент

Ключевые результаты

Group 80 (1)

Впервые выявлены и описаны периоды, оцениваемые родителями детей различных категорий, как наиболее трудные.

Впервые на большом статистическом материале описаны и систематизированы трудности, составляющие содержание трудных жизненных периодов в семьях детей с ОВЗ и/или инвалидностью.

Впервые проанализированы и систематизированы способы категоризации трудных жизненных периодов и трудностей, их обусловливающих.

Дополнены, систематизированы и описаны трудности, специфичные для семей с детьми с ОВЗ и детей с инвалидностью.

Впервые определен перечень показателей и критериев оценки трудных жизненных ситуаций в жизни семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и/или с инвалидностью.

Основные публикации

Разенкова, Ю.А. Методологические основы современных отечественных исследований в области ранней помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: глава 5 / Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание. Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Иванов. – М.: Московский институт психоанализа, 2023.  – С.73-82.
Баенская, Е.Р. Эмоционально-смысловой подход к коррекционной помощи ребенку раннего возраста с расстройствами аутистического спектра и психологическому сопровождению его семьи: глава 10 / Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание. Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Иванов. – М.: Московский институт психоанализа, 2023.  – С. 135 – 144
Беркун, А.В., Суетина, О.П. Модель ранней помощи семьям, воспитывающим детей первых лет жизни с расстройствами аутистического спектра, в рамках эмоционально-смыслового подхода: глава 11 / Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание. Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Иванов. – М.: Московский институт психоанализа, 2023.  – С. 144 – 163.
Разенкова, Ю. А. Современная семья ребенка с нарушением зрения: анализ материалов всероссийского опроса / Ю. А. Разенкова, А. В. Павлова, Т. Ю. Корниенко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2023. – № 207. – С. 80-94.
Кузнецова, М. С. Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов. Сообщение 1 / М. С. Кузнецова // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 44-53.
Кузнецова, М. С. Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов. Сообщение 2 / М. С. Кузнецова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 15-23.
Югова, О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщение 2 / О. В. Югова // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 61-70.
Боженкова (Бруцкая), К. А. Сравнительный анализ психологических моделей прародителей, воспитывающих внуков с ограниченными возможностями здоровья / К. А. Боженкова  (Бруцкая), С. Б. Лазуренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 26-38.
Айвазян, Е. Б. Возрастно-психологический подход к психологическому исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 3-14.
Разенкова, Ю. А. Ресурсный подход в психолого-педагогических исследованиях и практике помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Ю. А. Разенкова, О. В. Югова // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 4(72). – С. 38-49.
Одинокова, Г. Ю. Об умении матери поддерживать инициативность ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в их общении / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 46-56.
Николаева, Т. В. Потребности и ресурсы семьи, воспитывающей ребенка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: анализ материалов всероссийского опроса / Т. В. Николаева, М. М. Маркович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 40-50.
Романовский, Н.В. Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи: DIRFloortime и ESDM. Часть 1. Модель DIRFloortime // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Том 21. – № 4. – C. 26–33.
Конференции  
Результаты интеллектуальной деятельности
Методический комплект
Методические рекомендации

XVIII Международная научно-практическая конференция «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» памяти профессора В. В. Коркунова (10-12 апреля 2023 года, г. Екатеринбург)
Разенкова Ю.А. Результаты научных исследований ИКП для практиков ранней помощи
Разенкова Ю.А. Потребности и ресурсы современной семьи ребенка с ОВ3 как основа для развития деятельности ППМС-центров
Разенкова Ю.А. Игровое взаимодействие специалиста и ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ как основа его психолого-педагогического сопровождения
Орлова А.Н. Выявление неблагополучия в развитии детей дошкольного возраста методами скрининг-диагностики
Павлова А.В. Дистанционное консультирование семьи ребенка с ОВЗ: опыт Института коррекционной педагогики

Международная научно-практическая конференция «Современные векторы развития специального и инклюзивного образования» (8-10 февраля 2023 года, г. Ярославль)
Разенкова Ю.А. Доминирующие тенденции в развитии системы ранней помощи в образовании
Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Первичный дистанционный коллегиальный прием семьи с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: анализ запроса родителей

VII международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации» (25 – 27 октября 2023 года, г. Москва)
Разенкова Ю.А. Психолого-педагогические технологии коррекции неблагополучия во взаимодействии родителей и детей раннего возраста с ОВЗ как основа для развития ранней помощи и инклюзивного образования
Павлова А.В. Трудные жизненные ситуации в семьях детей с ОВЗ, психологическая практика помощи

Международная научно-практическая конференция «Современная логопедия: между традициями и новациями в контексте проблем специального и инклюзивного образования» (5-6 октября 2023 года, г. Санкт-Петербург)
Югова О.В. Полифункциональная помощь семье ребенка с нарушениями развития в первые годы жизни

VI Национальный Конгресс «Реабилитация – XXI век: традиции и инновации» (18-20 сентября 2023 года, г. Санкт-Петербург)
Разенкова Ю.А. Трудные жизненные ситуации в семье ребенка с ОВЗ или инвалидностью: результаты исследования

Специальное образование в меняющемся мире

Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России

Периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии
Периодизация эволюции отношения Западной Европы к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация

Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Периодизация эволюции отношения Российского общества и государства к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования [Текст]: (социокультурный контекст) / Н.Н. Малофеев // Специальная педагогика: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. - 9-е изд., стер. - М., 2009. - Раздел I, гл. 3. - С. 87-121.Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с.Программа спецкурса
Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Д.С. Шилова – М., 2001. - Гл. 1. - С. 5-47.Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые раскрыто содержание периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые практика специального образования и ее эволюция стали самостоятельным предметом исследования. Периодизация становления и развития практики специального образования представлена как производная эволюции отношения
Периодизация становления практики помощи – системы специального образования в Западной ЕвропеМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Периодизация становления отечественной практики помощи – системы специального образования в РоссииМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые показана роль различных течений христианства в развитии практики помощи детям с отклонениями в развитии
 Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Экзамен, 2003. - 254 [1]с.Монография
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13.Статья
Восстановлены имена священников, показан их вклад в становление практики специального образования на территории Российской Империи
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10. Статья
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93. Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Впервые показано, как изменения социокультурного контекста жизни страны влияет на систему специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. "Проблема ЗПР – это в первую очередь проблема самого общества" [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. О. Решетникова // Школьный психолог: еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1999. - № 32 (00.08). - С. 16.Статья
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.Н. Малофеев / Начальная школа: плюс, минус. 2000. - № 12. - С. 3-12.Статья
Малофеев, Н.Н. От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с интеллектуальными проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: новые учеб. прогр. и метод. материалы / под ред. А.М. Щербаковой. - М., 2001. - Кн. 1. - С. 20-27.Статья
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.Статья
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93.Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68.Статья
Доказано, что развитие университетов и осознание населением ценности образования является условием развития повсеместной практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68.Статья
Доказано, что наличие в стране продуктивной теории, выдающихся исследователей и очевидных результатов экспериментального обучения детей-инвалидов не является достаточным условием развития повсеместной практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 3: Обретение права на специальное обучение. - С. 93-215.; Гл. 4: Государство гарантирует право на специальное образование большинству детей с отклонениями в развитии. - С. 216-252.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310.
 
Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13.Статья
Выделены социокультурные условия, определяющие возможность становления системы специального образования, ее развития и дифференциации, освоения интегративных форм обучения
  Малофеев, Н.Н. История развития дефектологии в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: сб. тез. статей юбилейной конф. / отв. ред. Е.С. Иванов. - СПб., 1994. - С. 5-8.Статья
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Интеграция детей с особыми проблемами: реалии России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Государство и дети: реальности России: материалы междунар. науч.-практической конф. - М., 1995. - С. 160-163.Статья
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43. Статья
Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб, 1996. - С. 6-12. Статья
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.Статья
Малофеев, Н.Н. Интеграция: веяния времени и чаяния чиновников [Текст] / Н.Н. Малофеев // Классный вестник 5+, 2001. - № 7-8. - С. 16-19.Статья
Малофеев, Н.Н. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 20 с.Программа спецкурса
Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения [Текст]: (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18.Статья
Малофеев, Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений [Текст] / Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. - М., 2006. - 48 с.Методические рекомендации
Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78.Статья
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.Статья
Малофеев: с «особыми» детьми должны работать только специалисты
http://ria.ru/edu_analysis/20100630/251245223.html
Интервью
Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым 
http://ria.ru/edu_analysis/20100720/256560913.html 
Интервью  
Малофеев: российская система спецобразования несравнима с западной
http://ria.ru/edu_analysis/20100816/265691220.html 

Интервью
Малофеев, Н.Н. Право на образование, или Зачем нужна инклюзия  [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 2010. - № 35. - 31 августа.Статья
Малофеев, Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как всё начиналось [Текст] / Н.Н. Малофеев // Управление ДОУ. - 2010. - № 6. - С. 114-123.Статья
Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения  [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина. // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 14-20.Статья
Малофеев, Н.Н. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ века [Текст]: [предисловие к статье М.Винзер «Эра инклюзии»] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 9-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Изменение специальной школы - неизбежный всемирный процесс (интервью) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Нижегородское образование. - 2010. - № 3. - С. 4-9.Статья
Создан универсальный инструмент анализа социокультурной жизни и прогнозирования тенденций развития практики помощи детям-инвалидам
 Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.Статья
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82.Статья
Создан инструмент анализа и оценки жизнеспособности инноваций в специальном образовании. Показано значение эволюционного, социально и культурно подготовленного развития практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
?    Малофеев Н.Н. Каждая реформа образования выталкивает детей в специальную школу [Текст] // Педагогический вестник. - 2007. - №5 (410-411). - 1-31 мая.Интервью
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82.Статья
Создан новый метод сравнительного анализа систем специального образования разных стран мира. В основу положен принцип сравнения аналогичных по содержанию этапов развития систем, которые могут приходиться на разные хронологические сроки
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Доказано: все тенденции и противоречия в развитии практики специального образования имеют глубокие социо-культурные корни и определенный исторический возраст
Доказано, что интеграция в образовании является производной развития гражданского общества, стремления к социальной интеграции меньшинств, одним из которых являются инвалидыМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46.Статья
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.Статья
Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на пересмотр прав детей с особыми образовательными потребностями
Доказано, что развитие билингвистической системы обучения глухих, основанной на РЖЯ, является производной развития гражданского общества, ответом на предоставленное право на собственную культуру, язык, систему обучения, преследующую воспроизводство этой самобытной культуры меньшинстваМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Доказано, что принятая терминологическая парадигма описания проблем и системы помощи детям-инвалидам зависит от проживаемого страной периода эволюции отношения к таким детям. Смена периода эволюции отношения к детям-инвалидам влечет за собой изменение терминологической парадигмы
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция» [Текст]: термин и смысл / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43.Статья
Малофеев, Н.Н. Вчера – ребенок-«инвалид». Сегодня – «проблемный» [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. Я. Быстрицкая // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1998. - N11 (00.03). - C. 14.Интервью
Малофеев, Н.Н. Исключительное детство? [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1999. - № 14. - 13 апреля.Интервью
Разработана Программа развития научных исследований в России, основанная на понимании двух взаимосвязанных процессов: развития отечественной научной школы и жизнеспособных тенденций в развитии практики
  О целевой комплексной программе «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» [Текст]:  решение коллегии от 26.01.90 №212 // Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - С. 134-153.Целевая комплексная программа на 1990-1995гг.
Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [Текст]: [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - Разд. III : Социально-психологическая поддержка детей с отклонениями в развитии. - C. 154-181.Целевая комплексная программа на 1990-1995гг.
Малофеев, Н.Н. Институт коррекционной педагогики  [Текст]: цели и приоритеты / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1993. - №3. - С. 3-7.Статья
Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 3-9.Статья
Малофеев, Н.Н. За пределами квадрата [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1995. - № 43.Интервью
Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.Статья
Малофеев, Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 6. - 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб., 1996. - С. 6-12.Статья
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.Статья
Малофеев, Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка [Текст] / Н.Н. Малофеев // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: материалы науч.-практической. конф. – М., 1999. - С. 7-14.Статья
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46.Статья
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.Статья
Разработано программно-методическое обеспечение новой учебной дисциплины «Социо-культурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в.»
 Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с.Программа курса
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 2. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение. - (В печати).Пособие для студентов пед. вузов
Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России