Нормативно-правовые основы сопровождения одарённых детей с ОВЗ и инвалидностью.

Происходящие изменения в современном мире, ратификация многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1963; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, 1970; Декларация принципов толерантности, 1995 и др.) привели к значительным изменениям в современном обществе в плане обеспечения права людей с ОВЗ и инвалидностью на самореализацию в профессиональном и личностном плане.

Сегодня определена необходимость учета особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью при получении всех уровней образования. Определенные шаги сделаны и в плане определения условий выявления, раскрытия способностей и оказания поддержки обучающимся с ОВЗ и инвалидностью, проявившим выдающиеся способности.

Нормативно-правовую основу сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, проявивших выдающиеся способности составляют:

- Конвенция о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 №61/106;

− Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 № 1726-р;

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 9.11.2018 № 196;

– Письмо Минпросвещения России от 1.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями;

– Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью.

– Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная Приказом Минпросвещения России от 3.09.2019 № 467;

− Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082;

− Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным Распоряжением Минпросвещения России от 9.09.2019 № Р-93;

− Письмо Минпросвещения России от 1.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»;

− Распоряжение Минпросвещения России от 20.06.2019 № Р-63
«Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;

− Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 года № Пр-827

− Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;

− Постановление Правительства РФ от 24.06.2017 № 741 (ред. от 10.11.2018) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

− Порядок проведения олимпиад, конкурсов школьников, в которых предусматривается создание специальных условий для участия в них детей с ОВЗ и/или инвалидностью;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 ноября 2015 г. № 1309 об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи;

− Методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (№ Р-41 от 29 марта 2019 года);

− Письмо Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

− Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Принятая в Российской Федерации «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827), утверждает положение, согласно которому каждый человек признается талантливым, а его успех зависим от того, насколько у него будет возможность использовать свою одаренность. Признание талантливым и потенциально одаренным каждого ребенка касается и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья или инвалидность.

Базовыми принципами общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

а) приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;

б) доступность и открытость;

в) опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения;

г) индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;

д) межведомственное и сетевое взаимодействие;

е) общественный и профессиональный контроль; ж) сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.

В соответствии с данными принципами основными задачами общенациональной системы выявления и развития молодых талантов определены:

а) создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;

б) поддержка лучших учителей и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения;

в) поддержка образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» и Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 741 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве приоритетной формы выявления одаренных детей определяют олимпиады и иные интеллектуальные и(или) творческие конкурсы, мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений».

Выявление одаренных детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность – сложный и дискуссионный вопрос, который еще требует еще своего решения. Но, несмотря на отсутствие единого подхода к оценке одаренности лиц с ОВЗ и инвалидностью, выявления обучающихся проявивших выдающиеся способности и недостаточную разработанность моделей их психолого-педагогической поддержки актуальным является определение условий доступности для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью разного рода мероприятий - конкурсов, олимпиад, состязаний.

В связи с этим в структуре приложений к положениям о проведении конкурсным мероприятий (конкурсы, олимпиады, состязания) должны быть отражены условия к:

  • организации пространства, где проводится мероприятие, рабочего места для обучающегося с ОВЗ;

2) сопровождению обучающегося с ОВЗ в ходе конкурсных мероприятий для обеспечения ему равного доступа к участию в меропритии;

3) техническим средствам комфортного доступа обучающегося с ОВЗ и инвалидностью к мероприятию (ассистирующие средства и технологии), включая специализированные компьютерные инструменты образования, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей.

С целью оценки текущей ситуации с обеспечением участия обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в конкурсных мероприятиях, заявленных в рамках календаря всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования, воспитания и детского отдыха нами были проанализированы положения о мероприятиях, направленных на выявление детей, проявивших выдающиеся способности.

При анализе данных положений мы стремились отметить наличие информации об учете особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, как на этапе подготовки, так и на этапе непосредственной реализации конкурса.

Такими критериями стали:

  • Выделение детей с ОВЗ и инвалидностью в качестве отдельной категории;
  • Выделение отдельных нозологических групп;
  • Проведение этапов, предусматривающих участие интегрированных команд;
  • Наличие целей и задач в конкурсе с учетом особенностей детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • Наличие отдельной номинации для детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • Учет особенностей детей с ОВЗ и инвалидностью в требованиях к работам и в оценках работ;
  • Наличие особых условий и психолого-педагогического сопровождения участников в ходе конкурса;
  • Участие в работе жюри конкурсов профессиональных дефектологов, спецпсихологов.

Выборку для анализа составили 30 положений о конкурсах, заявленных в рамках календаря всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования, воспитания и детского отдыха и адресованных обучающимся, проявившим выдающиеся способности.

В ходе анализа данных положений было отмечено, что всего лишь в 1 положении  [№3 в Приложении 1] учтен ряд из представленных выше параметров, а именно: выделяют детей с ОВЗ и инвалидностью в качестве отдельной группы, возможность участия интегрированных команд, цели и задачи конкурса, учитывают особенности детей с ОВЗ и инвалидностью, выделение отдельной номинации.

Остальные же положения вовсе не упоминают данные категории детей.

Таким образом, мы видим что ситуация с доступностью участия в конкурсных мероприятиях для одаренных детей с ОВЗ и инвалидностью находится на сегодняшний день в затруднительном положении, колоссальное большинство конкурсов либо вообще не предусматривает участие детей с ОВЗ  и инвалидностью, либо если и предусматривает, то в полной мере не реализует все компоненты, необходимые в полной мере удовлетворить категории детей с особыми потребностями.

Поэтому остро встает вопрос о необходимости внесения существенных дополнений в положения о конкурсах в части описания условий обеспечения участия в них обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.