Урок. Организация урока.

 

Обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Психологическое учение Л.С. Выготского об интериоризации лежит в основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, которая является методологической основой обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта, ТМНР. Теория П.Я. Гальперина определяет условия, обеспечивающие формирование действий с намеченными свойствами. Задача педагогов – в процессе обучения создавать такие условия, которые будут способствовать формированию таких действий.

К примеру, для проведения занятий необходимо подобрать и организовать «рабочую позу», в первую очередь, ребенку с нарушением двигательных функций. Кому-то из детей потребуется подставка под ноги. Тяжелая подушка на колени, утяжелители на голени могут использоваться в качестве опоры на ноги. Кому-то удобнее будет сидеть, если будет обеспечена возможность опереться локтями на стоящий перед ними столик, поскольку столик с вырезом позволяет опереться локтями как перед собой, так и сбоку. Если ребенок плохо контролирует положение головы, ему нужна будет дополнительная поддержка (подголовник или специальный головодержатель) и т.п. «Рабочая поза» ребенка будет зависеть от особенностей его развития. Подбор «рабочей позы» позволит ребенку быть активным на занятии, сосредотачиваться на учебном материале, выполнять предлагаемые задания.

Процесс обучения по учебным предметам организуется в форме урока.

Выделяют несколько типов уроков: открытия нового знания (формирование новых знаний, расширение знания за счет включения новых определений, терминов, описаний), рефлексии (закрепление и коррекция усвоенных знаний, понятий, способов действия), общеметодологической направленности (систематизация знаний, развитие умения обобщать, связывать новые знания с полученными ранее), развивающего контроля (формирование навыков контроля и самоконтроля, оценивания своей работы в соответствии с установленными критериями).

По форме организации выделяют: комбинированный урок, который может сочетать в себе несколько типов уроков, методов и форм проведения, и интегрированный (межпредметный) урок.

Структура урока включает следующие этапы: 1) организационный этап (подготовка рабочего места), 2) мотивационный этап (постановка учебной цели, учебных задач), 3) основной этап (объяснение материала, выполнение практических заданий и др.), 4) заключительный этап (рефлексия - сопоставление цели урока и результатов, фиксация достижения цели урока, оценка работы обучающихся, уборка рабочего места).

Рассмотрим каждый из этих этапов.

Организационный этап урока. Одним из требований к современному уроку является приоритет самостоятельной деятельности обучающегося, когда задача учителя — помогать и направлять его деятельность.  Обучение детей с ТМНР ориентировано на формирование их самостоятельности. Хорошей возможностью для этого является организационный этап урока, который предусматривает включение обучающегося в подготовку рабочего места к уроку. Рабочее место может быть организовано по-разному: 1) учитель готовит весь необходимый для работы материал; 2) учитель готовит не полный набор необходимого для работы материала, ребенок дополняет его; 3) ребенок самостоятельно готовит необходимый для работы материал. Выбор варианта зависит от задач урока и готовности обучающегося включаться в эту деятельность.

Рассмотрим подготовку рабочего места к уроку на примере урока по ИЗО (рисование красками): анализ готовности рабочего места к изобразительной деятельности и самостоятельную подготовку материалов.

А) Анализ готовности рабочего места к предстоящей деятельности.

1 вариант. На столе обучающегося стоит корзинка с полным набором материалов, у учителя аналогичная корзинка (наборы одинаковые)

 

 

 

 

 

набор учителя

 

 

 

 

набор обучающегося

Предъявляя по одному инструменты и материалы, учитель просит ребенка находить такие же и выкладывать на стол.

2 вариант. На столе обучающегося лежит неполный набор материалов (наборы одинаковые или разные), у учителя демонстрационный набор (на подставке).

 

 

 

 

набор учителя

 

 

 

 

набор обучающегося

При перечислении необходимых для работы материалов и инструментов учитель демонстрирует их. «Посмотри, чего у тебя не хватает для рисования?». Учитель по очереди предъявляет инструменты и материалы, и обучающийся указывает (называет) на недостающие материалы (инструменты) для рисования.

3 вариант. На столе обучающегося лежит неполный набор материалов (все наборы одинаковые), у учителя демонстрационный набор.

 

 

 

 

набор учителя

 

 

 

 

набор обучающегося

При перечислении необходимых для работы материалов и инструментов учитель демонстрирует по одному каждый материал (инструмент) и просит ребенка сразу же находить такой же. При проведении рефлексии ребенок обнаруживает недостающие материалы (инструменты).

4 вариант. На столе обучающегося лежит неполный набор материалов (наборы могут быть одинаковыми и разными), опора с изображением материалов (инструментов) для рисования: краски, кисть, стакан с водой, лист бумаги.

 

 

 

 

опора

Учитель предлагает соотнести (положить) имеющиеся материалы (инструменты) на соответствующие изображения на опоре, затем просит показать, чего не хватает для работы.

5 вариант. На столе обучающегося лежит неполный набор материалов (наборы могут быть одинаковыми и разными), отдельные карточки с изображением материалов (инструментов) для рисования: краски, кисть, стакан с водой, лист бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает показать карточки с изображением недостающих материалов (инструментов). Недостающие для работы материалы предоставляет учитель или ребенок готовит (набирает) их самостоятельно.

Б) Самостоятельная подготовка рабочего места к предстоящей деятельности.

1 вариант. На отдельном столе разложены материалы и инструменты. Ребенок подходит к столу, выбирает материалы (инструменты), необходимые для работы, и относит на свое рабочее место.

 

 

 

 

При выборе материалов обучающийся может использовать наглядный образец (реальный предмет, аналогичный выбираемому, или карточку с изображением).

 

 

 

 

2 вариант. Материалы находятся в месте хранения (шкаф с расположенными на нем карточками с изображением материалов). Ребенок подходит к шкафу с материалами и, ориентируясь на изображения, находит место хранения материалов для ИЗО и выбирает необходимый для рисования материал (инструмент), используя опору (реальный предмет, аналогичный выбираемому, или карточку с изображением).

 

 

 

 

 

На организационном этапе урока повторяют правила поведения на уроке, которые представлены визуально. Например, сижу тихо, смотрю на учителя и внимательно слушаю, поднимаю руку (привлекаю внимание учителя другим способом), когда хочу ответить (закончил выполнение задания) и т.п.

 

 

 

 

Ребенку, который на занятии должен находиться в очках, напоминают об этом.

 

 

 

 

Важным этапом урока является мотивационный этап. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учебного материала. В работе с обучающимися с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР - это один из самых трудных этапов урока. Учитель должен найти возможность сконцентрировать внимание обучающегося на изучаемом материале, заинтересовать его, показать необходимость или пользу изучения материала.  Данный этап урока предусматривает постановку учебной цели и учебных задач. На уроке формирования новых знаний важно точно и полно сформулировать новую тему, чтобы обучающийся понимал, что сегодня узнает и для чего это нужно. На уроках рефлексии важно подвести к выводу о необходимости повторения, анализа своих ошибок и т. д. На уроке общей методологической направленности следует подвести обучающегося к обобщению, систематизации знаний, установлению связи между полученными знания. На уроке развивающего контроля нужно сориентировать обучающегося на осуществление контроля и самоконтроля, показать его важность для дальнейшей деятельности.

Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность: удивляет (сообщает удивительные факты, например, из жизни животных, достижений человека и т.п.), создает проблемную ситуацию (например, «Оля, хитрый лисенок утащил из шкафа краски, которые нам нужны для рисования, и спрятал их где-то в комнате. Но он отставил записку, где написал, как можно их найти… Будем искать краски?»), использует рифмованное начало уроков (например, «Берись скорее за работу, учись считать, чтоб не сбиться со счёту!»), элементы театрализации (появление сказочных персонажей и др.), погружение в урок (например, в начале урока по рисованию по теме «Весна» учитель описывает характерные признаки весны, ребенок с закрытыми глазами слушает журчание ручейка, пение птиц, музыку, затем приступает к рисованию), в конце урока даёт загадку (удивительный факт), чтобы начать с неё следующий урок.

Мотивационный этап урока предполагает использование мотивационных стимулов. Мотивационным стимулом может быть: 1) конечный продукт планируемой деятельности (например, приготовление бутерброда, который обучающийся съест во время приема пищи), который вызывает желание и стимулирует активность ребенка; 2) привлекательный материал, с которым ребенок будет работать (например, использование грецких орехов при формировании представлений о множествах); 3) сообщение о поощрении в конце урока (например, просмотр мультфильма, настольная игра и т.п.), после выполнения отдельных заданий основной части урока (жетоны - звезды, наклейки и т.п.) и др. В работе с ребенком, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы, с проблемным поведением, перед уроком, во время урока могут использоваться дополнительные мотивационные стимулы.

Основной этап урока.

Основной этап урока может включать ориентировочную и исполнительную части. Успешность обучающегося при выполнении задания на уроке во многом зависит от того, насколько хорошо он сориентирован в предстоящей деятельности.

На примере изготовления аппликации «Гриб» представим эту работу.

Изготовление аппликации начинают с анализа образца. «Чтобы сделать такую аппликацию, нужно посмотреть, из чего она состоит».  Вместе с учителем ребенок разбирает образец, называет (показывает) составные части, затем составляет образец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

анализ образца

Исполнительная часть основного этапа урока предполагает выполнение аппликации, которая осуществляется с опорой на наглядно представленную последовательность действий (алгоритм). Сначала ребенок учится составлять аппликацию из готовых деталей,

затем учится изготавливать детали для аппликации.

 

 

 

 

 

Может быть несколько вариантов изготовления деталей: ребенок вырезает ножницами сам, учитель вырезает деталь вместе с ним (в этом случае используются ножницы с двумя парами колец). Ребенок может выкалывать детали шилом. Если ему трудно держать маленькое шило, ему дают большое шило (ручка шила может быть крупной, круглой формы). Каждый раз учитель оказывает необходимый объем помощи при выполнении действий.

Для проведения основного этапа уроков по учебным предметам требуется дидактический материал. При подготовке к урокам рекомендуем  использовать материалы содержательного блока учебно-методического комплекса (http://умксипр.рф).

Заключительный этап урока предусматривает рефлексию учебной деятельности, оценку работы обучающегося, уборку рабочего места.

Учитель предлагает ребенку вспомнить (ориентируясь на опору), что было на уроке, помогает проанализировать его собственную деятельность и оценить конечный результат работы на уроке. Примерный перечень вопросов: «Какая была тема урока?», «Что нового узнал на уроке?», «Чему учились на уроке?», «Что делали на уроке? Давай вспомним все по порядку», «Что получилось сделать?», «Какие затруднения испытывал?», «Что понравилось на уроке?», «Какое задание было самым интересным?».

Ребенок учится давать оценку собственной деятельности на уроке. Например, учитель спрашивает: «Как ты оцениваешь свою работу?».

 

 

 

 

 

Ребенок, ориентируясь на визуальную опору (хорошо, плохо), дает оценку. Учитель предлагает пояснить свою оценку. Могут использоваться опоры: я могу похвалить себя за то, что …; я не могу себя похвалить за …

Уборка рабочего места может быть организована до или после подведения итогов урока. Варианты уборки рабочего места: 1) обучающийся полностью убирает свое рабочее место с опорой на наглядно представленную последовательность действий. Раскладывает по местам хранения материалы и инструменты, убирает мусор.

 

 

 

последовательность уборки рабочего места

2) обучающийся совместно с учителем убирает свое рабочее место.

 

 

 

убирает обучающийся

 

 

 

убирает учитель

Структура и организация занятия по коррекционному курсу сходны со структурой и организацией урока. Родители могут присутствовать на уроках и индивидуальных занятиях, если это не отвлекает ребенка от учебной деятельности.