Организация психолого-педагогического обследования обучающегося

 

Перед началом учебного года в образовательных организациях создают экспертные группы с целью разработки индивидуальных программ. Состав специалистов определяют в соответствии с рекомендациями ПМПК. Члены экспертной группы знакомятся с семьей ребенка, изучают рекомендации ПМПК, медицинскую и психолого-педагогическую документацию, проводят психолого-педагогическое обследование обучающегося, выявляют особенности психофизического развития ребенка, определяют уровень его актуального развития и потенциальные возможности. Проанализировав результаты психолого-педагогического обследования, экспертная группа разрабатывает содержание обучения, которое представляет в СИПР. Специалисты выбирают из программного материала учебных предметов и/или коррекционных курсов образовательные задачи, которые обучающийся сможет освоить за один год. Психолого-педагогическое обследование обучающегося, поступающего в школу, проводят в течение 1-2 месяцев.  Для составления СИПР обучающегося второго и последующих лет обучения на проведение обследования требуется меньше времени, 2-4 недели.

При организации и проведении обследования следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Подбор диагностического материала осуществляют с учетом особенностей развития обучающегося. Например, при слабом мышечном тонусе рук ребенка в работе с ним используют мягкую пластичную массу, соленое тесто, предметы, форма и величина которых удобны для выполнения захвата и удержания удобные для захвата и т.п. Во время проведения обследования учитывают особенности речевого развития: определяют форму инструкции, которая понятна ребенку (это может быть речевая инструкция, визуальная инструкция или инструкция с использованием жеста)  применяют средства альтернативной коммуникации в работе с ребенком, не владеющим вербальной речью, выявляют средство коммуникации, которое ребенок использует в процессе взаимодействия с взрослым. Метод базальной коммуникации применяют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в понимании обращенной речи, не всегда реагирует на обращение по имени.   Педагог соблюдает определенные правила. Прежде всего, обозначает начало общения легким прикосновением, например, к руке. Каждый раз, собираясь сообщить что-то ребенку, использует это прикосновение. Постепенно ребенок научается ориентироваться в ситуации, настраивается на взаимодействие с взрослым. Педагог внимательно наблюдает за реакциями на оказываемые воздействия. Обратившись к ребенку, предоставляет ему время, необходимое для того, чтобы ответить на обращение, «подключается» к ребенку, повторяет его звуки, движения и т.д.  Представленный выше подход следует применять и в дальнейшей работе с ребенком.

На успешность выполнения предлагаемых действий может влиять позиционирование ребенка с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций. При организации позиционирования используют технические средства реабилитации (кресло-коляску, вертикализатор и др.). Если ребенок может сидеть или стоять при использовании дополнительных средств, то во время проведения обследования его можно посадить на стул (с фиксацией) или поставить на вертикализатор (при отсутствии медицинских противопоказаний). Если привычное для ребенка положение тела лежа на боку или на животе, то для организации учебной позы можно использовать трапецию. Для организации работы с ребенком подбирают положение, в котором он без особых усилий удерживает в стабильном состоянии корпус тела, выполняет наклоны, повороты головой и целенаправленные действия руками. Необходимо помнить, что изменение позы может повлиять на зрительное и слуховое восприятие.

Препятствовать оценке актуального развития может проблемное поведение ребенка. В этом случае важно установить эмоциональный контакт с ребенком и постепенно вовлекать его в процесс взаимодействия. Следует получить информацию от родителей о наличии нежелательного поведения в повседневной жизни, его частоте и выраженности, причинах появления, чтобы спланировать работу по коррекции поведенческих проблем. При наличии психических заболеваний, в случае необходимости, следует рекомендовать консультацию врача-психиатра.

Психолого-педагогическое обследование проводят с использованием диагностического материала, включающегося диагностические пробы по учебным предметам и коррекционным курсам и диагностические карты для фиксации результатов. Диагностический материал для проведения обследования представлен на сайте умксипр.рф (блок Содержательный). Итогом проведенного психолого-педагогического обследования является совместное обсуждение экспертной группой и родителями (законными представителями) обучающегося результатов обследования, согласование содержания СИПР.