СИПР – инструмент реализации особых образовательных потребностей обучающихся по 2 варианту АООП
Доступное качественное образование детей с нарушениями развития может быть обеспечено, благодаря созданию специальных условий получения образования. Специальные условия получения образования обеспечивают его доступность. Одним из таких условий является обязательная разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР). СИПР разрабатывают на каждого обучающегося, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Кроме разработки СИПР, психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует использование электронного ресурса (умксипр.рф) при организации обучения по СИПР; занятия со специалистами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем АФК, тифлопедагогом, сурдопедагогом, педагогом-психологом и др.), сопровождение тьютором или ассистентом, специальные методы обучения (сенсорная интеграция, базальная стимуляция, кондуктивная педагогика, альтернативная и дополнительная коммуникация, Бобат-терапия, прикладной поведенческий анализ, эмоционально-уровневый подход и др.), технические средства обучения и ассистивные средства (например, специальные столовые приборы), которые делают процесс обучения более продуктивным, ориентированным на особые образовательные потребности обучающихся.
Образовательные потребности обучающихся с ТМНР определяются особенностями их психофизического развития. Вследствие выраженных нарушений интеллекта, особенностей психомоторного и эмоционально-волевого развития у обучающихся возникают потребности в индивидуализации содержания образования. Под влиянием множественных нарушений развития диапазон специфических особенностей обучающихся широк и разнообразен, поэтому их итоговые достижения невозможно соотнести с параметрами какой-либо одной образовательной программы. В связи с этим, обучение и воспитание может и должно происходить на основе специальной индивидуальной программы.
Специфические особенности познавательного развития обучающихся с ТМНР, преобладающее у них наглядно-действенное мышление вызывают потребность в обучении, направленном на формирование жизненных компетенций, в овладении представлениями, действиями, направленными на решение жизненных задач, а не в усвоении теоретических знаний, требующих наличие способности к анализу и синтезу.
Дети с ТМНР учатся жизни в процессе жизни, т.е. жизненные компетенции формируются у них в ходе обучения решению практических жизненных задач как на специально организованных занятиях, так и в естественных ситуациях. С учётом этого, особой образовательной потребностью является специальная организация всей жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, что требует согласованной позиции специалистов, работающих с ребёнком, и семьи (законных представителей) обучающегося.
Физический статус обучающегося, особенности его восприятия, памяти, других психических процессов вызывают потребности в специальной организации среды и рабочего места конкретного обучающегося, которые необходимо учесть для его включения в процесс обучения.
Специфика развития детей с ТМНР обусловлена определёнными нарушениями (например, ДЦП, РАС, сенсорные нарушения и др.), что вызывает потребность в специальных методах и средствах обучения. Для удовлетворения этой потребности педагоги должны не только владеть арсеналом методических знаний, но и уметь выбирать тот подход, который соответствует особенностям психофизического развития ребенка для решения поставленной педагогической задачи в определённый период времени.
С учётом зависимости обучающихся с ТМНР от посторонней помощи, должны быть предусмотрены условия для реализации их потребности в развивающем уходе и в присмотре.
Принимая во внимание лабильность психики обучающихся, трудности в переносе навыков, склонности к стереотипным повторяющимся действиям возникает потребность обогащения жизненного опыта и расширения повседневных социальных контактов, которая реализуется путем индивидуально дозированного поэтапного и планомерного введения ребенка в более сложную предметную и социальную среду, постепенного расширения границ образовательного пространства и расширения круга лиц, участвующих в процессе обучения и воспитания.
В случае прекращения обучения и активизации ориентировочной деятельности у обучающихся с ТМНР происходит «стирание» навыков и наблюдается откат в развитии в целом. В связи с этим необходимо поддерживать активность людей с ТМНР психолого-педагогическими средствами, удовлетворяя тем самым их особую образовательную потребность в пролонгированном обучении (на протяжении всей жизни) в процессе комплексного пожизненного сопровождения (в условиях сопровождаемого проживания, сопровождаемой занятости и др.).