Введение

 

В публикации представлены методические рекомендации по организации образования на дому (или в условиях интерната) обучающихся, получающих образование на основе второго варианта адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Данное пособие рекомендовано к использованию практикующими педагогами (учителями, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, олигофренопедагогами, социальными педагогами и др. специалистами, работающими с детьми целевой группы), родителями.

Тема образования обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) не является новой для отечественной коррекционной педагогики. Вопросы обучения и воспитания детей с выраженными нарушениями интеллекта, с ТМНР обсуждались в российской педагогике и психологии с начала 20 века.  Однако, широкое распространение практики включения детей с такими нарушениями в школьное образование началось сравнительно недавно – после вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [3].

Стандарт, в частности, направлен на «обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися вне зависимости от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; максимального расширения доступа обучающимся к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям». Требования ФГОС к содержанию образования ориентируют педагогов на формирование у обучающихся жизненных компетенций, которые позволят им научиться максимально самостоятельно решать жизненные задачи, включаться в активную жизнь общества.

С учетом целевых ориентиров образования на социализацию и включение в жизнь общества, предпочтительным является получение образования в условиях образовательной организации, в кругу сверстников. Вместе с тем, для детей с ослабленным здоровьем, ввиду которого обучающиеся не могут посещать образовательную организацию, законодательством предусмотрена возможность обучения на дому [1]. Разъяснения об организации образования на дому даются Министерством просвещения Российской Федерации «Об организации образования учащихся на дому»[1]

Надомное обучение – способ организации образовательного процесса для детей, которые по состоянию здоровья действительно не могут приезжать и находиться в школе. Надомное обучение – не является формой обучения, как ошибочно его часто называют. Временное обучение на дому может быть определено по текущему состоянию здоровья, например, восстановление после оперативного вмешательства, что позволяет обучающему, находящемуся на длительном лечении или реабилитации, продолжать обучение и осваивать содержание специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Если состояние ребенка, имеющего нарушение эмоционально-волевой сферы, затрудняет организацию взаимодействия со сверстниками, вовлечение его в различные виды совместной деятельности,  ПМПК или ППк образовательной организации могут рекомендовать временное обучение на дому в течение определенного периода (например, 1 – 2 месяца). Первоначальная задача специалистов – установление контакта с ребенком. По мере решения проблем поведения, ребенка начинают приглашать в школу, где организована индивидуальная работа с ним, и постепенно вводят в детский коллектив, увеличивают время пребывания ребенка в образовательной организации.

С учетом требований ФГОС и разъяснений министерства Просвещения организация обучения на дому в содержательном плане, в объёме – не имеет существенных отличий от организации обучения в образовательной организации. В связи с этим, настоящие рекомендации применимы как для организации образования обучающихся в условиях образовательной организации, так и на дому. Методические рекомендации включают описание организационно-методических условий образования обучающихся на дому, список литературы и приложения, содержащие практический материал в помощь педагогам при разработке и реализации СИПР в условиях надомного обучения.

[1] Министерство просвещения Российской Федерации, письмо от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 Об организации образования учащихся на дому http://docs.cntd.ru/document/560524474