Оценка результатов освоения СИПР

 

Оценку результативности обучения проводят с учетом возможностей обучающихся. При невозможности оценить динамику формирования действий оценивают социально-эмоциональное состояние обучающихся, их желание соучаствовать в деятельности других людей, иные возможные личностные результаты.

Оценка результативности обучения предполагает проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

В ходе текущей аттестации оценивают уровни самостоятельности при овладении действием:

1) «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука-в-руке»)

2) «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука-в-руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.)

3) «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия)

4) «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую)

5) «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную - предметную или графическую- последовательность действий)

6) «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия)

7) «выполняет действие без опоры на внешние средства».

При проведении текущей аттестации также оценивают самостоятельность при узнавании объектов окружающего мира (действий, признаков и др.):

1) понимает слово, обозначающее объект окружающего мира (показывает объект окружающего мира) / называет слово, обозначающее объект окружающего мира

2) не понимает слово, обозначающее объект окружающего мира (не показывает объект окружающего мира) / не называет слово, обозначающее объект окружающего мира

3) не всегда понимает слово, обозначающее объект окружающего мира (не всегда правильно показывает объект окружающего мира) / не всегда правильно называет объект окружающего мира.

Текущая аттестация проводится один раз в полугодие. Первую текущую аттестацию проводят в конце первого полугодия учебного года в течение двух недель. Вторую текущую аттестацию, а следом промежуточную аттестацию, проводят в конце каждого учебного года в течение предполагает проведение мониторинга освоения содержания программного материала, представленного в СИПР. При проведении текущей аттестации применяется метод структурированного наблюдения, а также включенного наблюдения, при котором педагог находится в контакте с обучающимся и принимает участие в его деятельности. Наблюдения за ребенком проводят в естественных и специально созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Например, оценку сформированности навыков самообслуживания рекомендовано проводить в режимные моменты. Педагог оценивает выполнение действий обучающимся, результаты фиксирует в специальной индивидуальной программе развития (СИПР).

Промежуточная аттестация представляет собой оценку динамики освоения обучающимся СИПР, представленную характеристикой. Характеристика содержит описательную оценку достижений обучающегося, динамику развития его жизненных компетенций и данные анализа результатов обучения на основе сравнения показателей актуального развития обучающегося на начало и конец учебного года, а также факторов, повлиявших на тот или иной результат.

Текущая и промежуточная оценка освоения содержания учебных предметов и коррекционных курсов должна создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Итоговая аттестация – оценка качества освоения обучающимися АООП (2 вариант). Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП является достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения. Итоговая аттестация включает в себя процесс текущей и промежуточной аттестации последнего учебного года. Как и при промежуточной аттестации, итоговая оценка представлена в виде развёрнутой характеристики обучающегося, отражающей состояние развития его жизненных компетенций.

Оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося осуществляет экспертная группа, в которую входят специалисты организации, непосредственно работающие с обучающимся. Родители обучающегося, являясь активными участниками образовательного процесса, принимают непосредственное участие в создании индивидуальной программы и ее реализации. Эту же работу проводят и специалисты организации, в которой проживает обучающийся (стационарного обслуживания или сопровождаемого проживания).