Надпрофессиональные компетенции как основа профориентации обучающихся с ОВЗ (выраженными интеллектуальными нарушениями)

 

Ратификация Россией в 2012 г Конвенции ООН о правах инвалидов, принятие закона о Образовании (2013 г.), внедрение ФГОС для детей с ОВЗ (2016 г.)  оказали большое влияние на изменение содержания специального образования и способствовали расширению вариативности его форм..

Понимание того, что само по себе нарушение не является препятствием, меняет контекст образовательной парадигмы с знаниево-центристкой  на гуманистическую, и рассматривает развитие способностей конкретной личности как главную достижимую цель. В центре внимания  образовательного процесса - ребенок, как неповторимая саморазвивающаяся и самоценная личность, которая вне зависимости от степени выраженности нарушений  имеет право на жизненное самоопределение. Социальное развитие  обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на каждом возрастном этапе проявляется в способах познания мира и измеряется возможностями использования знаний  в различных социальных средах.

Для детей, чье образование строится по 2 варианту ФГОС, коррекционно-педагогическая работа направлена на формирование практических умений, "жизненных компетенций" и ориентирована на максимальную социализацию в окружающую среду.

Современный мир профессиональной деятельности человека все больше демонстрирует, что успешное участие в рабочем процессе, зависит не столько от специфики конкретной работы, сколько от личностных качеств и социальных навыков.  В социологических и психологических исследованиях последних лет  (Волосков И.В., Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер.) подтверждается преимущество "soft skills" как комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, позволяющих гармонично взаимодействовать с другими людьми.

Понятие "soft skills" означает "гибкие" или "мягкие" навыки не связанные с конкретной предметной областью. Оно появилось в 70-90 годы и привело к возникновению следующего понятия "компетенция", так же и методик оценки компетенций. Условно "мягкие навыки" разделяют  на три группы: личные качества, навыки межличностного общения и дополнительные знания.

Изменение условий современного рынка труда привело к исчезновению одних профессий, появлению новых технологий, гибридных форм и видов производств, и оказало влияние на подходы и изменение взглядов на профессионально-трудовую подготовку и трудоустройство человека с ОВЗ и инвалидностью. "Soft skills"относятся не к рабочим, а жизненным, социальным  навыкам, которые приобретают все большую роль в  данном контексте. Личностные значения определяются каждой конкретной сферой трудовой деятельности, но неизменной является их универсальность в отношении к профессиям, к каковым прежде всего относится мотивированность, коммуникабельность, адаптивность, обучаемость.

В логике "soft skills", авторы (Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. и др.) при разработки современной концепции профориентации со школьниками выделяют  три базовых принципа: непрерывность, социальное партнерство, и практикоориентированность.

Смена формата профориентационной работы с разовых мероприятий  на продолжительные, преемственные программы  этого вида деятельности, предусматривает сопровождение человека в долгосрочной перспективе профессионального самоопределения, начиная с  дошкольного возраста, школьного периода обучения и затем уже на этапе взрослой жизни.

Современная профориентация становится сетевым процессом и умещается в контекст социального договора между работодателем, будущим работником и родителями. Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, центры занятости, профессиональные учебные заведения, общественные организации, средства массовой информации и т.п. Задача образовательной организации создать взаимодействие между всеми участниками этого процесса, в результате чего границы  профориентационной работы расширяются, и ее социальная составляющая возрастает.

Погружение школьника в реальную профессиональную среду, в которой всегда есть возможность непосредственного участия в трудовом процессе, позволяет формировать личное отношение к происходящему, и создает те или иные предпочтения  в последующей самореализации.

Согласно обозначенным принципам профориентация рассматривается как процесс сопровождаемого профессионального самоопределения, что во многом отвечает особенностям социализации обучающихся с ОВЗ, и особенно с выраженными интеллектуальными нарушениями. Формирование профессионального самоопределения предполагает развитие у обучающихся определенных компетенций на различных этапах образовательного маршрута с учетом как возрастных так и личностных особенностей. Сопровождение профессионального самоопределения должно осуществляться последовательно и систематически с решением специфических задач на различных уровнях образования.

В сложившейся теории и практики обучения и воспитания обучающихся с легкой умственной отсталостью (Мирский Л.С., Старобина Е.М., Ткачева В.В., Щербакова А.М. и др) ) профориентация является частью системы трудового обучения и подготовки.

Выделяются следующие этапы.

Дошкольный период рассматривается как период трудового воспитания, формирование навыков самообслуживания и  бытовых.

Первый этап - пропедевтический:  1--4-х классы, предпрофессиональный, направлен на формирование у учащихся младших классов первоначального трудового опыта, навыков ручного труда.

Второй этап - общей трудовой подготовки: 5- 7 классы, направлен на подготовку школьников к работе по определенной профессии, уже подобранной ученику.

Третий этап - профессиональное обучение в школьных мастер­ских: 8-9 классы,  активное обучение труду по  определенному профилю.

Четвертый этап - профессионально-трудовое обучение: 10-12 классы с производственной практикой на предприятиях или в специально организованных условиях в школе, близких к произ­водственным, овладение навыками выпол­нения заданий, близких к квалификации рабочих

В процессе профессионально-трудового обучения осуществляется последовательная работа по социально-личностному развитию обучающихся, направленная на формирование стойких установок положительного отношения к труду, навыков поведения в рабочем коллективе, а также коррекцию особенностей психофизического развития, прежде всего таких как: самоконтроль, самооценка, ориентировка в предстоящей деятельности и умение справляться с возникающими трудностями в процессе  работе. Выпускник, заканчивая школу, получает определенный квалификационный разряд по той или иной профессии, что позволяет ему быть трудоустроенным.

Существующая система профессионально-трудового обучения обучающихся с легкой умственной отсталостью не может быть применима для обучающихся по 2 варианту ФГОС по причине выраженного многообразия нарушений и особенностей когнитивной сферы. Их состояние характеризуется совокупностью различных нарушений зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата в различной степени выраженности, расстройствами аутистического спектра, синдромальными формами, хроническими соматическими заболевания.