Введение
В пособии рассматривается одна из актуальных проблем современного специального образования социализация обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями. Вопросы профориентации данной группы детей по-прежнему не находят однозначного решения. В представленном материале обозначенная проблема рассматривается с позиции формирования надпрофессиональных компетенций, и через дифференциальную характеристику учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью обосновывается ее целесообразность.
Методическое пособие адресовано специалистам общеобразовательных организаций, социальной защиты, а также общественных организаций, работающих с детьми и взрослыми с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Современный контекст образовательной парадигмы рассматривает социальное развитие обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями как главную задачу обучения и воспитания. Особое внимание обращается на стартовые возможности выпускника начать самостоятельную взрослую жизнь. Группа детей с выраженной умственной отсталостью характеризуется большим диапазоном клинических и психологических проявлений, стертостью возрастных границ и большой зависимостью в организации своей взрослой жизни от сопровождающих их лиц, что не может не создавать трудности в определении рациональных, не ущемляющих их достоинства, форм и видов помощи.
Одной из таких непростых для решения задач является профориентация обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Инновационные концепты профориентации все больше отдают предпочтение развитию у человека мягких, гибких ("soft skills) навыков, так называемых надпрофессиональных компетенций, которые направлены не на заучивание и запоминание материала и отработку однообразных способов решения учебных задач, а на развитие личностных, коммуникативных, деятельных компетенций и способностей.
Организация профориентации с позиции развития надпрофессиональных компетенций в условиях сопровождения может быть одним из решений данной проблемы.