1. Методические рекомендации по проведению индивидуальных и групповых (подгрупповых) логопедический занятий

    Всеми детьми рассматриваемой категории на цензовом уровне освоена программа начального общего образования. Это означает, что школьники, отнесенные к категории «дети с тяжелыми нарушениями речи», готовы к освоению требуемого ФГОС объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки на уровне основного общего образования.

    У школьников, обучающихся по программе варианта 5.1, минимизированы проявления нарушений устной и / или письменной речи.

    В более сложных случаях (вариант 5.2) у учащихся сформированы основные коммуникативные навыки, необходимые для осуществления социальных контактов, преимущественно на бытовом уровне.

    Проблема организации содержательно-технологического обеспечения индивидуальных логопедических занятий с подростками стоит очень остро. Не устраненные на предыдущих этапах образования недостатки речеязыковго развития уже имеют устойчивый характер, сопровождаются разнообразными негативными вторичными наслоениями, что в совокупности создает препятствия для полноценного освоения школьниками программы по всем предметам. Логопедическая работа во многих случаях подменяется репетиторством по предметам лингвистического цикла, которое, однако, не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает включения коррекционных и компенсационных механизмов, а направлено, по сути, на тренировку нарушенных способов действия, что является бессмысленным. Учителя при этом также зачастую безуспешно пытаются найти доступные им вспомогательные средства, облегчающие подросткам усвоение программного материала и удержание высокого темпа работы.

    Логопедическое воздействие всегда имеет своей целью-максимум нормализацию речевой деятельности обучающегося. Ориентация на достижение только общеобразовательных результатов (успеваемость по предметам), отсутствие целенаправленной работы по коррекции первичного речевого нарушения на уровне основного общего образования делает проблематичным достижение этой цели.

    Задачи, содержание и направленность логопедического воздействия на уровне основного общего образования определяются спецификой речевого развития ребенка и связанным с этим типом осваиваемой им адаптированной образовательной программы.

    Логопедическая работа с детьми, обучающимися по адаптированной образовательной программе на уровне основного общего образования (варианты 5.1 и 5.2), включает в себя несколько направлений:

    • проведение логопедической диагностики с целою уточнения речевого статуса обучающегося, выявления связанных с речевым нарушением особенностей познавательной деятельности и определения программы коррекционной работы;
    • проведение индивидуальных и / или подгрупповых логопедических занятий, ориентированных на нормализацию речевой деятельности обучающихся, развитие их языковой личности;
    • установление взаимосвязи деятельности учителя-логопеда и других участников образовательного процесса с целью диверсификации задач коррекционного воздействия и оптимизации его содержания с учетом образовательных потребностей каждого из обучающихся с нарушениями речи.

    Логопедическая диагностика проводится в момент зачисление ребенка на обучение про адаптированной образовательной программе и далее организуется регулярно по мере ее освоения, обычно в начале и конце каждого учебного года (с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая). На каждого ребенка оформляется речевая карта, записи в которую заносятся на протяжении всего обучения по адаптированной образовательной программе (результаты обследования, план работы, результативность работы, сведения о корректировке программы работы и др.)

    Процедура логопедического обследования на уровне основного общего образования имеет ряд особенностей:

    • особое внимание уделяется установлению и поддержанию контакта с подростком;
    • используются преимущественно задания учебного характера, а не игровые приемы, что обусловлено сформированностью произвольной учебной деятельности;
    • используется вариативный языковой материал, сложность и содержательная наполненность которого зависит от возраста обучающегося (на уровне основного общего образования учатся дети в возрасте от 11 до 16 лет), уровня его общего развития, социального опыта и интересов;
    • в содержании обследования расширяется блок заданий, связанных с оценкой уровня развития письменной речи (ее смысловой, технической сторон и базовых предпосылок), сформированности языковой и метаязыковой способностей, мотивационных и рефлективных компонентов коммуникации;
    • инструкции и материал заданий содержат лингвистическую терминологию, изученную на момент проведения обследования (приставка, согласный звук, текст и др.);
    • выбор методики обследования осуществляется логопедом в зависимости от типа и выраженности речевого нарушения, возраста обучающегося, этапа коррекционной работы.

    Помимо непосредственного обследования речи школьника, ее компонентов и базовых предпосылок в процессе диагностики логопед анализирует заключение ПМПК, интегрирует данные специалистов разного профиля, включенных в работу с учащимся, и сведения, полученные от родителей. Такая комплексная работа позволяет в итоге охарактеризовать симптоматику речевого нарушения, установить его этиологию, механизмы, конкретизировать структуру и определить цели, задачи, содержание, методы оказания коррекционной помощи подростку с тяжелыми нарушениями речи, важнейшей и объемной частью которой являются логопедические занятия.

    Содержание логопедических занятий определяется дифференцированными целями и задачами коррекционной работы с обучающимися на уровне и основного общего образования в зависимости от структуры нарушения и тяжести его проявления. Основными направлениями работы являются:

    а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности;

    б) развитие психических функций и неречевых механизмов, базовых для чтения и письма

    в) коррекция дисграфии и дислексии;

    г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу «Филология»,

    д) формирование умений работать с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и т.д.).

    Большинство учащихся рассматриваемой категории посещали логопедические занятия в той или иной форме на предыдущих этапах обучения, что в большинстве случаев обеспечивает устранение нарушений произношения. Нечеткость артикуляции, нарушения просодической стороны речи (темпа, плавности, ударения и интонации) отмечаются преимущественно у детей, имеющих диагноз «дизартрия». Кроме того, у части школьников, обучающихся на уровне основного общего образования по варианту 5.2, возможны трудности воспроизведения звуко-слоговой структуры малоупотребительных слов или новых сложных слов-терминов. Таким образом, работа над произносительной стороной речи ведется избирательно

    Логопедическое воздействие в основном нацеливается на развитие  коммуникативных навыков школьников, что базируется на овладении ими метаязыковыми операциями, развитии осознанного отношения к языку, формировании вербальных и невербальных предпосылок успешной речевой деятельности в устной и письменной формах и др.

    По отношению к изучению курса русского языка, освоению литературных и учебных текстов на предметных уроках индивидуальная логопедическая работа на уровне основного общего образования носит опережающий, пропедевтический характер. В связи с этим учителю-логопеду необходимо ориентироваться в программном материале, осваиваемом учащимися на предметных уроках, для адекватного определения репертуара языковых единиц (словаря, предложений, текстов), на котором отрабатываются рече-языковые умения и навыки по мере перехода детей из класса в класс.

    Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Формирование групп (подгрупп) определяется единством задач коррекционной работы для нескольких обучающихся, при этом количество детей в группе составляет 6-8 человек.

    Количество логопедических занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся по адаптированной образовательной программе согласно решению ПМПК, составляет не менее трех в неделю при продолжительности каждого 40-45 минут для групповых и 20-45 минут для индивидуальных.