1. Специфика построения адаптированной образовательной программы основного общего образования

    В структуру адаптированной образовательной программы основной школы для варианта 5.1. вводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия, которые реализуются за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность и являющиеся обязательными. Более никаких изменений в учебный план не вносится. Изменения и дополнения вносятся в содержание, выбор методов и приемов обучения, в дидактический материал, в подходы к оцениванию результатов на каждом отдельном уроке для реализации коррекционной направленности обучения в соответствии с особенностями проявления дефекта и определяются рабочей программой.

    Структура адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми наущениями речи (вариант 5.2) удовлетворяет двум условиям: необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в основном соответствующих данному уровню образования и учет специфики проявления речевого дефекта.

    В связи с этим предлагается два варианта обучения четырехлетний и пятилетний. Организуется дополнительный IX класс при условии недостаточно прочного усвоения обучающимися материалов предыдущих лет обучения, что может быть обусловлено как тяжестью проявления речевого дефекта, так и поздним началом обучения по данной программе (ученики начали обучаться по данной программе начиная с V класса или позже).

    Кроме того, обеспечение планируемых результатов достигается за счет внесения ряда изменений в примерный учебный план. Увеличено количество часов по учебным предметам «Русский язык», «Литература», предметной области «Математика». Такое увеличение часов позволяет учителю при календарном планировании увеличивать количество времени для изучения наиболее сложных для данного состава классов тем.

    Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Русский язык», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию

    Изменяются требования к объему и сложности предъявляемого языкового материала (уменьшение объема и снижение сложности текстов для прослушивания, анализа, изложения, диктанта, списывания, количества слов для словарного диктантаи т.д.), уменьшается объем и снижается сложность языкового оформления продуцируемых высказываний (диалог, все виды сочинений и др.).Все виды работы с языковым материалом осуществляются после предварительного анализа с возможной опорой на алгоритм, схему и / или конкретные образцы.

    Теоретический материал (определения понятий, формулировка правил и др.) осваивается в адаптированном виде (в плане его языкового оформления и объема предъявляемой информации). Все виды языкового анализа и описание его результатов осуществляются по заданному алгоритму с возможной опорой на схему.

    Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Литература», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию

    Преобразуется перечень произведений для литературного чтения и заучивания наизусть. Это предполагает изучение литературных произведений, характеризующихся объемом, сюжетно-композиционными особенностями, языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) наполнением, адекватными восприятию учащихся с ТНР на данном возрастном этапе.

    Литературоведческие понятия формируются на уровне общих представлений, уменьшается объем и снижается сложность языкового оформления продуцируемых высказываний (сочинений всех видов).

    Предметные результаты демонстрируются обучающимися с тяжелыми нарушениями речи на материале конкретного списка литературы, определенного учителем для изучения детьми с ТНР, а также с учетом специальных условий изучения предмета.

    Требования к предметным результатам освоения предметной области «Математика и информатика», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию, а также по остальным предметным областям в целом соответствуют требованиям ФГОС ОО.

    При разработке календарно-тематического планирования учитывается значимость тем для достижения планируемых результатов и уровень сложности для обучающихся с ТНР.

    С учетом особенностей проявления речевого дефекта уменьшается количество часов на изучение иностранного языка. Начало обучения иностранному языку сдвигается на один год. Предполагается, что обучение будет производиться на элементарном уровне. При наличии возможностей и потребностей обучающихся более углубленное изучения иностранного языка может быть организовано за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений либо часов внеурочной деятельности.

    Определение сроков обучения и выбор соответствующего учебного плана осуществляется образовательной организацией.

    Наряду с общеобразовательными дисциплинами в учебный план включен коррекционный курс «Развитие речи», а также Индивидуальные /подгрупповые логопедические занятия.

    Предмет «Развитие речи» относится к коррекционным курсам и имеет ярко выраженную специфику, поскольку направлен на восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся и обеспечивает практическую подготовку в области освоения языковых явлений русского языка. В программе в рамках тематического планирования предлагается определенное количество часов на изучение данного предмета. Однако они могут быть увеличены за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, либо за счет часов внеурочной деятельности.

    Индивидуальные и групповые индивидуальные занятия организуются со всеми учениками класса. Предусматривается, что на каждого ученика отводится 2 часа в неделю. Однако, поскольку индивидуальное или групповое занятие может занимать менее академического часа, рекомендуется организовать работу таким образом, чтобы каждый ученик посещал индивидуальные и групповые занятия не менее 3 раз в неделю.

    Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, логоритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ТНР.

    Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.

    Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ может осуществляться педагогами и специалистами и сопровождаться дистанционной поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.