В методическом пособии раскрываются основные вопросы, связанные с разработкой и реализацией специфического содержания адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи в основной школе. Пособие адресовано педагогам и специалистам системы психолого-педагогического сопровождения, преподавателям вузов, студентам и слушателям, осваивающим образовательные программы в области логопедии.

Введение

Данные методические рекомендации были разработаны для педагогов и специалистов системы психолого-педагогического сопровождения школьников с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся на уровне основного общего образования по вариантам 5.1 и 5.2, на основании примерных адаптированных основных образовательных программ (ПрАООП ООО для детей с ТНР).

Понятие «тяжелые нарушения речи» (ТНР) объединяют сложную разнородную группу детей, у которых нарушения речи имеют различную степень и механизмы, разнородный уровень психофизического развития при наличии первично сохранного интеллекта и сохранного физического слуха. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения, что обусловливает необходимость дифференцированных подходов при их обучении.

Методические рекомендации содержат характеристику обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся на ступени основного общего образования. На уровне подросткового возраста выделяются специфические группы обучающихся по обоим вариантам, что обусловлено как динамикой формирования речевой деятельности в ходе коррекционного обучения, так и наличием впервые выявленных учеников с речевой патологией. Кроме того, в методических рекомендациях представлено описание принципов и методов обучения подростков с данными формами речевой патологии, специфики построения адаптированных программ и даны методические рекомендации по различным разделам программы и особенностям оценивания результатов обучения. Особенно подробно рассматриваются проблемы организации работы по учебному курсу «Развитие речи», поскольку данная программа для основной школы была разработана впервые в истории существования «речевых» школ.

Особенности проявления речевых дефектов в подростковом возрасте требуют специфических подходов к их коррекции, имеющих отличия от соответствующих методов и приемов, принятых в начальных классах. В коррекционный процесс должны активно включаться учителя-предметники, классные руководители. Единство подходов обеспечивает успешность формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и социализации выпускников.