4. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слепота и слабовидение изменяют жизнь человека, влияют на учебно-познавательную и практическую деятельность, в том числе на формирование ранней профориентации.
- слепых детей остаются сохранными слух и осязание, которые служат им основой познания окружающего мира. Непроизвольно пользуясь слухом, слепой ребёнок овладевает связной устной речью при общении с окружающими его людьми. Благодаря речи он получает информацию о реальной действительности, о действиях и поступках людей и др. Это обстоятельство заставляет обучающихся ответственно относиться к выбору дальнейшего трудового пути.
- отличие от слуха, осязание у слепых слабо развито и пассивно. Они не могут самостоятельно овладевать приемами правильного обследования окружающих предметов.
У слепых детей отмечается низкий уровень осязательной чувствительности и мелкой моторики. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на профессиональное самоопределение. Еще более актуальным в выборе профессии является их общее психофизическое развитие, трудности в чувственном ознакомлении с окружающей действительностью. Мешает успешному овладению чтением и письмом по системе Брайля.
Слепота и слабовидение отрицательно сказывается на их познавательной деятельности, прежде всего, на процессе восприятия. Зрительное восприятие имеет особенности: большая замедленность, узостью обзора, снижение точности. У них наблюдаются трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе частично зрячие дети быстро утомляются, что приводит к дальнейшему ухудшению зрения при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление в свою очередь вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Процесс формирования сенсорного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся, их познавательная деятельность, становление личности в целом имеют свои особенности. Такие трудности следует преодолевать с помощью применения специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправлению недостатков физического развития. Правильно организованная система педагогических условий являются важным средством компенсации недостатков их развития, что положительно скажется на ранней профессиональной ориентации.
Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия слепых и слабовидящих обучающихся с социальной средой. Если же процесс профориентации не организовывается сообразно возможностям, то у обучающихся возникают трудности при выборе профессии. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности выбора профессии. Одним из условий качественного процесса профориентации является точное понимание обучающимися особенностей состояния своих зрительных и речевых функций. Это необходимо учитывать в формировании специфических знаний о будущей профессии, осознание и оценке своих зрительных возможностей требованиям профессии.
Все развитие слепого, заключающееся в усвоении им социального и общественного опыта (в том числе опыта зрячих), обусловлено речевым общением. Речь оказывает выраженное влияние на развитие психической сферы ребенка, которая является эффективной в ранней профориентации. Особое внимания к компенсаторной функции речи обусловлено тем, что слепота и слабовидение приводит к сужению сенсорной сферы. Без коррекционного процесса в формировании профориентации при наличии зрительной патологии могут возникнуть вторичные отклонения в развитии, часть окружающих предметов не могут быть восприняты только с использованием сохранных анализаторов (без зрительного восприятия). В этих случаях в определенной степени можно возместить недостатки чувственного опыта с помощью речи.
А.Г.Литвак отмечал, что понимание сущности предметов и явлений при слепоте и слабовидении сохраняется, но проявляется оно адекватно в том случае, если устанавливаются новые межсистемные или внутрисистемные связи между сохранными компонентами первой и второй сигнальной системы. Именно на основе словесных объяснений с подкреплением доступным чувственным опытом ребенок может получить представления о многих явлениях и предметах непосредственно ему недоступных для восприятия. У ослепших людей, если еще не успели редуцироваться зрительные образы, они выступают в качестве подкрепления словесных объяснений. В этом смысле речевая деятельность — ведущая деятельность слепого. Такого ребенка необходимо активно вовлекать в совместную деятельность, формировать потребность в участии в специфических действиях с предметами для осознанного и с желанием занятия этой деятельностью. Адекватность отражения окружающего обеспечивается не только зрительным анализатором, но и умелым использованием полисенсорики всех сохранных анализаторов.
В.И. Лубовский подчеркивает, что второсигнальную систему нельзя понимать упрощенно, связывая только со словесной речью. Даже необученный глухонемой обладает элементами второй сигнальной системы, полуспонтанно (при необходимости) формирующимися в результате контактов с людьми, усвоения опыта человечества. Н.С. Костючок говорила, хотя при слепоте внешняя речь не страдает, но у лиц с нарушенным зрением наблюдаются не сразу заметные отклонения словесной системы. Ж.И. Шиф отмечает, что у детей с любыми видами нарушенного развития отмечается нарушение речевого общения, проявляющееся в разной форме и мере.
У ребенка с нарушением зрения замедляется процесс формирования понятий, зависящий от глубины дефекта, условий развития ребенка (социальное окружение) и многих других внешних причин. Роль социального окружения важно учитывать в процессе организации ранней профориентации. Следует отметить, что компенсаторная функция речи очень важна для всего процесса компенсаторного развития человека и имеет первостепенное значение для его общего психического развития и формирования представлений о будущей профессии. Л.С.Волкова причинами своеобразия речевого развития лиц с нарушением зрения объясняет сужением сферы активного общения, в большой ограниченности возможности познавательной деятельности и подражания, в сужении моторной сферы и не всегда благоприятными средовыми условиями. Наиболее сильно от состояния зрения и времени его возникновения зависят такие невербальные формы общения как мимика и пантомимика, важные в процессе профессиональной деятельности. Овладение неречевыми формами общения способствует и обогащению устного речевого общения. А.Г. Литвак обращает внимание на использование в речевом общении мимических и пантомимических движений людьми, потерявшими зрение после, приобретения навыка использования этих средств. Это положение может отразиться на ранней профориентации.
Важным для формирования профориентации является пространственная ориентировка. Адекватность отражения окружающего мира, развитие пространственных представлений, как основы ориентировки слепых, требует комплексного подхода необходимы планирования содержания профориентационной работы со слепыми и слабовидящими. Формирование пространственных представлений слепых связано с топографическими представлениями (о локализации объектов, о местности передвижения). Они не требуют участия зрения. Принято выделять два типа топографических представлений: «карта-путь» и «карта-обозрение». Пространственная ориентировка осуществляется с участием сохранных анализаторов, преобладанием слухо-вестибулярно-тактильно-кинестетических связей. У обучающихся отмечается ограничение представлений об окружающем пространстве, затруднено восприятие пространственных признаков и свойств объектов, очень мал опыт ориентировки, слабые представления о форме, величине предметов, очень беден терминологический словарь (пространственная терминология в пределах знания собственного тела), слабое ориентирование в макропространстве по сравнению с микропространством, что связано с опытом. Условие успешной ориентировки в пространстве – это рациональное, грамотное использования всевозможных технических средств. Ориентировка в пространстве таких детей зависит от сформированности двигательной сферы ребенка и уровня его компенсации. Формируется чувство препятствия – это чувство, в возникновении которого участвуют все сохранные анализаторы, которыми слепой человек более эффективно научается пользоваться. Совокупность ощущений, получаемых в этом процессе, позволяет чувствовать препятствие на расстоянии (B.C. Свердлов).
При формировании ранней профориентации педагогам необходимы знания об особенностях формирования межличностных отношений у детей с нарушением зрения и самой ситуации межличностных отношений. Они необходимы для того, чтобы иметь основание для правильной организации профориентации. Снижение активности познавательной деятельности при нарушении зрения обусловлено недоразвитием перцептивных потребностей и интересов; недоразвитием навыков перцепции: у слепых — осязательных, у зрячих - зрения. Глубокая степень нарушения зрения приводит к непониманию, неполноценности получаемой информации (ее недостаток), неудовлетворенности результатом своей деятельности, нет стимула (интереса) к продолжению деятельности, нет активности в поисковой деятельности, нет знаний, умений и навыков выполнения данного вида деятельности (они продуцируются самой деятельностью).
Активность личности пробуждается путем включения ее в информационную среду с окружающим миром. Необходимо научить получать информацию, крайне необходимую для выбора профессии. Для лиц с нарушением зрения характерна тенденция заниженная самооценка из-за зрительного дефекта. Они относятся к себе как к человеку с очень ограниченными возможностями сенсорной сферы существования в обществе. Неполноценность чувствуется не в плане дальнейшей жизни, а в плане того, что не могут поступать также как все. Ограниченность сенсорной сферы перерастает в заниженность самооценки во всех своих действиях, что скажется на профессиональном самоопределении. Очень важна роль педагога и психолога в формировании адекватной активной позиции обучающегося к социуму, чтобы с самого управляемого момента в жизни начинать комплексное, стороннее, коррекционное воздействие.