При реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования слепых и слабовидящих обучающихся важным является вопрос ранней профориентации. При обучении таких детей важно, чтобы при психолого-педагогическом сопровождении учитывались особенности их психофизического развития, осуществлялась коррекционная направленность внеурочной деятельности по профориентации.

В данных методических рекомендациях представлены особенности психофизического развития слепых и слабовидящих обучающихся, требования к специальным условиям и приемам их обучения, перечислены направления и содержание ранней профориентации. Рассматриваются некоторые аспекты внеурочной деятельности в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования.

Методические рекомендации адресованы учителям общеобразовательных организаций, отдельных общеобразовательных организаций для слепых и слабовидящих детей.

Введение

Профессиональная ориентация — (син. профориентация) совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека, состоянию его здоровья [3, 22, 24]. Она помогает сделать выбор с учетом индивидуальных особенностей, потребностей социальной сферы. Эффективность данной системы обусловлена применением комплекса механизмов, включающих профориентацию. Она представляет комплекс практических мер и является важным элементом на пути выбора профессии обучающихся.

Основа ранней профориентации следует искать в специфике обучения в образовательной организации. Образовательная организация ставит своей целью обучение набору знаний, но в этот набор знаний, к сожалению, не входит почти никаких сведений о мире профессий. Выпускники плохо информированы о рынке труда. Кроме того, мало внимания уделяется изучению личностных и индивидуальных способностей обучающегося [27,28].

Возникла необходимость совершенствования процесса профессиональной ориентации обучающихся. Необходимо превратить его в субъект собственной ориентации на профессию. Это возможно только через познание человеком самого себя, осознание и оценку им соответствия своих индивидуальных возможностей требованиям профессии.

Анализ исследований показывает содержание и формы профориентационной работы со слепыми и слабовидящими в образовательных организациях (тифлопедагогические аспекты В. П. Ермаков, Л. К. Ермилова[4]; клинико-офтальмологиические аспекты профориентации - В. П. Жохов, Е. С. Либман; психолого-педагогические основы профессионального образования инвалидов по зрению - О. Л. Алексеев [2], И. Н. Зарубина [5].  и др.; основы использования тифлотехнических средств в компенсации зрительной недостаточности - О. Л. Алексеев, В. С. Сверлов и др.

На сегодня в примерной адаптированной основной образовательной программе (ПАООП) для слепых и слабовидящих обучающихся указана цель реализации программы в разделе профориентации: обеспечение содержательных условий получения качественного образования, гарантированного законодательством РФ.  За время обучения слепой и слабовидящий обучающийся способен освоить в полном объеме содержание основной образовательной программы основного общего образования (ООО), а также, дополнительные программы (курсы), части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность [27, 28]. При составлении рабочих программ учебных предметов уделяется внимание формированию у слепых и слабовидящих обучающихся умений осуществлять осознанный выбор профессии, который у них затруднен.

В литературе по профориентации указывается на небольшой объем у обучающихся знаний и представлений о себе, возможностях органа зрения (Г. В. Никулина, Е. В. Селезнева). В исследованиях Т.П.Головиной отмечается заниженная самооценка. Сниженную активность подчеркивает А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева. О слабом представлении о своем здоровье свидетельствуют труды  А. Г. Литвака [11], Л. И. Солнцевой [29], Б. К. Тупоноговым  [31]  и др.

Такое обстоятельство приводит к неточности знаний слепых и слабовидящих обучающихся в выборе профессии. Устранить такие трудности у обучающихся можно через формирование знаний и умений. В рабочей программе планируются знания о патологии зрения, особенностях зрительного и тактильного восприятия развития, о показаниях и противопоказаниях на занятиях в связи с тяжестью дефекта, обучающихся знакомят  с условиями выполнения трудовых операций при различных заболеваниях глаз, планируют занятия по мерам охраны зрения, о способах улучшения зрения с помощью тифлоприборов. Многие дети не знают остроту зрения, не соотносят фактическое состояние зрения с нагрузкой. Не имеют представления о состоянии сердечно-сосудистой системы, не знают, есть ли заболевания желудочно-кишечного тракта. Не сообщают родители им о проблемах эндокринной системы. Поэтому для ранней профориентации надо сначала сформировать способность слепых и слабовидящих обучающихся к осуществлению самостоятельного выбора профессии. Надо воспитывать у них умения анализировать   профессию, чтобы она была безопасной для своего зрения. Соотнести свой выбор со своим здоровьем и зрительными возможностями.  Научить преодолевать имеющиеся недостатки. Такие знания и умения будут успехом во взрослой жизни в выборе профессии у слепых и слабовидящих обучающихся. Они научатся принимать решения о профессиональной деятельности и оценивать свои функциональные возможности в соответствии с требованиями выбранной профессии.

Цель ранней профориентации – это формирование  социальной компетентности слепых и слабовидящих обучающихся в процессе самостоятельного выбора ими профессии.

Недостаточная разработка в литературе содержания психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся по формированию у них знаний и представлений о будущей профессии определяет значимость выбора направлений ранней профориентации.

Актуальность такого выбора направлений профориентации подтверждает необходимость оказания специальной помощи слепым и слабовидящим обучающимся в формировании у них знаний и умений в самостоятельном выборе профессии, отборе специальности и условий работы по показаниям врача-офтальмолога.  Результатом ранней профориентации будет выступать достижение личностных, метапредметных и предметных достижений.

Личностные результаты освоения обучающимися  будут следующие:

  • овладение элементами организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Предметные достижения результаты освоения обучающимися:

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

в эстетической сфере:

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

В результате обучающиеся должны:

знать:

  • цели и значение семейной экономики;
  • необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каж­дого его члена;
  • сферы трудовой деятельности;
  • профессии строителей;

уметь:

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;
  • соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;

владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативной;
  • социально-трудовой;
  • познавательно-смысловой;
  • учебно-познавательной;
  • профессионально-трудовым выбором;
  • личностным саморазвитием.

решать следующие жизненно-практические задачи:

  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных мате­риалов;
  • ориентироваться на рынке товаров и услуг.

Анализ методической литературы по выявлению состояния проблемы формирования социальных навыков и умений у слепых и слабовидящих обучающихся в выборе профессии показал, что вопрос ранней профессиональной ориентации недостаточно раскрыт. В литературе отмечены трудности в осознании и оценке ими своих возможностей, что осложняет выбор: не знают вредностей и опасностей в выбранной профессии для их зрения и здоровья, не называют требования к психологическим характеристикам специалиста; не знают востребованных профессий на сегодня на рынке труда.

В адаптированную основную общеобразовательную программу для слепых и слабовидящих включается содержание формирований представлений у слепых и слабовидящих обучающихся знаний о состоянии своего зрения, способах компенсации зрительной недостаточности, о профессии.

Цель и задачи

Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности обучающихся.

Цели обучения:

  • формирование целостного представления о профориентации, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
  • формирование представлений о системе социальных ценностей.

Задачи обучения:

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности: сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • развитие технического мышления, навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда;
  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг.

При планировании специальной работы по профориентации учитываются требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным, предметным результатам и требования индивидуализации обучения.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • организация рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда.

В мотивационной сфере:

  • оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования.

Метапредметные результаты включают освоение обучающимися базовых учебных действий (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу саморазвития и самореализации. Освоением обучающимися содержания программы являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий; отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда; находить возможности и способы их улучшения; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми: сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Такие достижения  позволят обучающимся искать необходимую информацию, составлять план подготовки к профессии.  Педагогам важно учитывать уровни готовности обучающихся в будущей профессии, определив их с помощью критериев и показателей сформированности представлений  о  профессии у  каждого ученика. Это будет одним из условий  подготовки к осуществлению самостоятельного выбора профессии. Личностные базовые учебные действия по программе выделяются для усвоения собственных знаний. Они состоят в следующем: потребность и готовность к самообразованию; умение противостоять вредным привычкам и пропагандировать здоровый образ жизни. Результативные базовые учебные действия помогут обучающимся овладевать технологией оценивания своих образовательных результатов; давать оценку своим личностным качествам («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Познавательные базовые учебные действия будут способствовать анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Коммуникативные учебные действия позволят самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В результате обучающийся получает совокупность знаний и представлений  о мире труда и о себе,  своих возможностях. Они научатся соотносить индивидуальные особенности с требованиями выбираемой профессии. В конечном итоге научатся искать необходимую информацию. Проделанная работа подведет к осуществлению осознанного выбора профессии.

Ранняя профориентационая  работа  ориентирована на  реализацию специальных разделов АООП для слепых и слабовидящих обучающихся, где определены условия достижения освоения основной образовательной программы слепыми и слабовидящими обучающимися. Целью учебного предмета выступает формирование ключевых компетентностей слепых и слабовидящих обучающихся; их социализация и адаптация в обществе.

Задачами ранней профориентации выступают знания обучающихся о себе: о некоторых заболеваниях глаз, распространенных зрительных функциях, показаниях и противопоказаниях к труду в соответствии с состоянием зрения, мерах по его охране. В задачи учебного предмета входят освоение базисных знаний и анатомо-физиологических основ, овладение начальными умениями в области медицинских знаний, формирование гигиенических и оздоровительных знаний о состоянии здоровья и способах его укрепления, противопоказаниях к труду при наличии различных заболеваний организма; применение полученных знаний об индивидуальных личностных особенностях для собственного оздоровления  и своих близких. В особенности организации учебного процесса входит  информация о классификации профессий и их влиянии на организм, об офтальмо-гигиенических основах организации труда для слепых и слабовидящих людей в соответствии с тяжестью зрительного дефекта. Реализация базисного уровня объема содержания профориентации с учетом основных целей коррекционной педагогики, а так же формирование ключевых компетентностей обучающихся, их социальная адаптация и интеграция в обществе включает мероприятия по формированию умений слепых и слабовидящих обучающихся искать необходимую профориентационную информацию. Такая работа отражает требования к уровню ранней профориентации: социализации и адаптации детей таких детей в социуме. Содержание учебных предметов реализует профориентационный запрос у выпускников, формирует учебно - познавательные,            информационные,    ценностно-смысловые, коммуникативные, практико-ориентированные умения.

Важными для определенного возраста обучающихся являются постановка и решение следующих задач:

  • 1-4 классы: готовить обучающихся к трудовым условиям, осуществлять ориентировочное знакомство с миром труда с обязательным учетом возрастных особенностей и интересов;
  • 5-10 классы: формировать представление о профессиональной деятельности как способе создания определенного образа жизни, пути реализации своих возможностей;
  • 11-12 классы: осуществлять профориентационную работу на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у обучающегося проявляются устойчивые интересы и способности. Обеспечение социальной адаптации выпускников, подготовка выпускников школы к особенностям учебного процесса в колледже, ВУЗе.

Эффективностью коррекционной работы выступят знание обучающихся своего зрительного диагноза, состояния зрительных функций, противопоказанных условий труда при имеющихся заболеваниях глаз, а также способов охраны зрения и восполнения зрительной недостаточности; знание состояния своего здоровья, имеющихся заболеваний различных систем организма, противопоказаний к труду при них; знание своих индивидуальных особенностей и качеств, важных в профессиональной деятельности; знание технологических, медицинских, гигиенических характеристик избираемой профессии. Важно определить умения слепых и слабовидящих обучающихся соотносить свои индивидуальные возможности зрения с требованиями выбираемой профессии. В конечном итоге научить их составлять план подготовки к профессии.

Как известно, зрение играет важнейшую роль в жизни человека. Посредством зрения человек получает наибольшее количество информации об окружающей действительности. Практика показывает, что слепые и слабовидящие обучающиеся испытывают затруднения при овладении программными требованиями образовательного учреждения в связи с тяжестью  нарушения зрения (офталь­мологи: Л.А.Григорян, Каплан [9],   Т.П.Кащенко,  Ковалевский [10],  Л.И.Медведь, Роземблюм [21], Фильчикова [33], Р.Н. Фирстова; тифлопеда­гоги: В.П.Ермаков,  М.И.Земцова [6],  В.З.Кантор  [8],   Л.И.Солнцева, В.А.Феоктистова, З.П.Малева [13-20]   и др.). Это обусловлено не только нарушениями зрения, но и специфическими отклонениями в их психи­ческом развитии (ЛС.Выготский, В.И.Лубовский [30], А.Р.Лурия, В.П.Зинченко и др.).

При непосредственном применении тех или иных подходов в профориентации слепых и слабовидящих стали появляться вопросы, связанные с особенностями их развития. Для того, чтобы обучать таких детей нужно знать их особенности и возможности обучения: способен ли ребенок к обучению, какие условия для этого необходимы, какие средства использовать и др.). Для решения вопроса профориентации стоит задача управления развитием личности ребенка с нарушенным зрением с целью предотвращения вторичных отклонений в его развитии. Сюда входит изучение закономерностей и особенностей психического развития детей с                               нарушенным зрением; формирование процесса коррекции и компенсации, направленных на преодоление
последствий зрительных патологий, управление процессом развития ребенка с нарушенной зрительной функцией, необходимого для преодоления последствий аномального развития, изучение   взаимодействия   анализаторных   систем,   их   роли   в   развитии   и   формировании
компенсаторных процессов. Психическое развитие человека, как бы оно не определялось уровнем зрительных функций, оно, в конечном счете, определяется его социальным статусом, который будет определяться тем, насколько уровень работы с этим слепым и слабовидящим будет обеспечен. В основу подходов к ребенку с нарушенным зрением с целью профориентации, в отношении для понимания развития и формирования его психики нужно исходить из возможностей и потребностей самого ребенка.

Каждый педагог должен знать специфические закономерности психики ребенка с нарушением зрения. По Л.С.Выготскому, нарушение зрения - своеобразный, природный, специально-оборудованный эксперимент. Мы получаем возможность нахождения путей коррекции дефекта, механизмов его компенсации, возможностей и способов помощи таким людям. А это - важный аспект в ранней профориентации.

Для построения специальной работы по профориентации необходимо опираться на труды Л.С. Выготского. Он отмечал, что сама слепота не является внутренним психологическим фактором психического развития. При определенных обстоятельствах это внешнее, являясь источником внутреннего, накладывает отпечаток на развитие психики ребенка, меняет внутреннее в развитии человека, и рано или поздно в процессе деятельности человека становится внутренним фактором развития. Степень особенности влияния слепоты на характер высшей нервной деятельности (ВНД) будет определяться социальным фактором, биологическим статусом и физическим здоровьем ребенка.

Нарушения зрения оказывают влияние на характер развития и самостоятельно изменять внешнее воздействие. Земцова М.И. утверждала, что даже при тотальной слепоте, включая врожденную, в центральной нервной системе (ЦНС) не происходит никаких морфологических изменений в структуре мозга, нет структурных изменений в ЦНС. Однако с возрастом, при развитии ребенка структурные изменения могут появиться: если зрительные центры нормально не функционируют, идет их постепенная редукция (ослабление), в результате возникают внутрицентральные или межсистемные перестройки.

В процессе профориентации слепые и слабовидящие сталкиваются с трудностями, которые требуют решения. Это связано с тем, что полнота, целостность и осмысленность восприятия слепых зависят не столько от состояния зрения, сколько от характера перцептивной (чувственной) деятельности человека. Снижение активности отражения при слепоте наиболее ярко проявляется в основной школе, т.к. имеется недоразвитие навыков перцепции и недостаточное развитие познавательных интересов. В этих случаях, нет навыков чувственного отражения, значит, идет недополучение, искажение информации. Нет чувственного познания, значит, нет познавательной активности,   поэтому не  накапливается  практический опыт.

В ранней реабилитации приобретению знаний о себе и о профессии мешает пассивность такого ученика, которая зависит от степени тяжести нарушения: чем сильнее нарушения, тем меньший уровень познавательной активности. Во многих случаях, мотивацию нарушают и отрицательные подкрепления, получаемые ребенком при попытке активного включения в познавательную деятельность. Снижение перцептивной активности связано с ограничением зоны досягаемости, которая определяется степенью нарушения зрения. Свердлов B.C. утверждал, что возможности слепого даже при самом высоком развитии его способностей и умений во многом не могут быть соизмеримы с возможностями зрячих. Это в большей степени проявляется в ориентировочно-поисковой деятельности, но это относится только к чувственному отражению, а не к логическому. При опосредованном чувственном и логическом отражении данная несоизмеримость может быть сведена к нулю. Опосредованное чувственное отражение будет осуществляться другими путями - через использование других сохранных анализаторов (осязание, слух, обоняние). На формирование выбора профессии, на познавательную, ориентировочную деятельность, на психику в целом, влияет снижение активности ребенка, недоразвитие потребности в ощущениях, которые обусловлены ограничением или сокращением стимуляции психики извне. Необходимо подключать к процессу формирования ранней профориентации развитие других анализаторных систем и действие иным путем, стимулируя познавательную деятельность ребенка.

При построении программы ранней реабилитации надо учитывать психическую активность ребенка. Она достаточна мала, что является фактором и условием отставания ребенка в темпе психического развития. Это связано с отсутствием полноценных зрительных впечатлений (при низком зрении) или полным их отсутствием (при тотальной слепоте). Поэтому необходимо создавать максимально полный комплекс полисенсорных раздражителей, способствующих созданию системы образов, отражающих внешнюю среду проживания ребенка. Речь идет о комплексе, в который бы входили и контактные и диктантные раздражители. Необходимо обратить внимание на то, что развитие ребенка должно быть системно организовано. Отечественные ученые (Л.С.Выготский, П.К.Анохин) говорили о том, что человек развивается не просто как пучок отдельно взятых функций, а все происходит одновременно.  Поэтому необходимо ускорить психическое развитие ребенка путем активизации тех психических процессов, которые в данный период развития ребенка меньше зависят от состояния зрения и вместе с тем находятся в сензитивном периоде своего развития (более чувствительны). Речь идет о коррекционном развитии не в плане исправления нарушения, а в плане обеспечения нормализации при наличии первичного нарушения для ускорения созревания его психического состояния.

Развитие психики ребенка, в зависимости от состояния зрения, будет определяться в значительно большей степени динамикой развития, а не конечными результатами, которые будут достигнуты. Чем  сильнее выражено нарушения зрения, тем в большей мере данное обстоятельство будет проявляться. Если есть динамика, значит, есть возможность организации коррекционной работы. Если потенциал психического развития ребенка достаточно высок, значит, в конце процесса развития возможно достижение высоких результатов. Малая динамика способствует формированию навыков, а не психическому развитию человека.

Ранняя профориентация будет эффективна при подключении полисенсорного развития. Необходимое условие для этого - расширение круга полисенсорных раздражителей, связанных с повседневными видами деятельности ребенка: в разнообразных видах деятельности ребенка в течение дня раздражители должны присутствовать в максимально собранном наборе для того, чтобы как можно чаще задействовать разные виды анализаторных систем. Это необходимо для формирования и закрепления межсистемных связей. Отставание ребенка в психическом развитии проявляется в ограничении понимания смысла слов, их связи с объектами и явлениями, которые они обозначают (вербализм).

Жизненный опыт — значимая информация, получаемая на основе жизненного опыта, переходит в долговременную память, и каждый раз может быть активно востребована человеком в неполной и недостаточной развитости координации движений, в плохой ориентировке в пространстве и слабой мобильности. Витагенный опыт, тот жизненный опыт, который постоянно    востребован человеком (актуализирован) для удовлетворения своих конкретных жизненных потребностей. Жизненный опыт - все то, что было когда-то воспринято человеком и находится в долговременной памяти. Наша задача в период формирования ранней профориентации это создание условий, позволяющих ребенку правильно понимать всю воспринимаемую им информацию.

При ранней профориентации необходимо учитывать время наступления слепоты. Л.И. Солнцева говорила о том, что ребенок с глубоко нарушенным зрением, имеет несколько иную диспропорцию в развитии по сравнению со зрячим ребенком. Чем более глубоко поражение зрительного анализатора, тем в большей степени диспропорциональности развития. Коммуникативность – это та основа, на базе которой ускоряется и хорошо координируется процесс психического развития. В зависимости от того, когда наступает потеря зрения, выбирается характер формирования знаний о выборе профессии. При наступлении слепоты в более позднем возрасте имеющееся депривационное состояние приводит к неадекватным реакциям на потерю зрения, что может привести к заниженной самооценке, к признанию своей неполноценности — трудное привыкание к новому психологическому статусу. В этот период просто необходима серьезная кропотливая работа специалистов-психологов, независимо от того, где находится ребенок. В этом отношении существенную роль играет семья. Эти состояния приводят к тому, что своевременное оказание психологической помощи в период ранней профориентации-это первоочередная кардинальная задача семейного воспитания, направленная на нормализацию психического развития личности.

В задачу ранней профориентации входит преодоление вербализма знаний, фрагментарности и схематизма представлений.  Особое внимание уделяется формированию их зрительных представлений. Это поможет анализировать сведения о выбираемой профессии, безопасной для своего здоровья.