Прежде всего необходимо отметить, что люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это очень полиморфная группа. При этом всех людей с данным нарушением развития объединяет устойчивое сочетание качественных нарушений социального контакта, которые начинают проявляться уже в раннем детстве, и склонности к стереотипизации взаимодействия со средой и людьми. Аутистические расстройства, таким образом, являются не просто нарушением способности устанавливать и поддерживать активные социальные взаимодействия, но более глубоким нарушением адаптации субъекта к постоянно меняющемуся миру в целом (О.С. Никольская, 2014). При этом среди людей с РАС отмечается широкий разброс по уровню социального, коммуникативного, эмоционально-волевого, познавательного и речевого развития, по общему уровню потенциальной адаптированности, активности и самостоятельности. Соответственно, и возможности трудовой деятельности, и круг подходящих видов занятости у разных людей с РАС будут совершенно разные.

При всех трудностях, связанных с тяжелым нарушением развития и затрагивающих, как было указано, все сферы психического, необходимо отметить ряд черт, которые дают людям с РАС определенные преимущества в трудовой деятельности. К ним можно отнести:

  • Устойчивое и длительное внимание к мелким деталям, которые могут казаться несущественными другим людям;
  • Устойчивость к монотонности, однообразию выполняемой работы (особенно – если она связана с областью интересов);
  • Отдельные парциальные способности и области интересов; накопление большого количества информации в области своих интересов;
  • Иногда – очень хорошая память на некоторые виды информации;
  • Правдивость, открытость, искренность;
  • Отсутствие жестко конкурентных, демонстративных или манипулятивных намерений, абсолютная несклонность к сплетням, общая доброжелательность;
  • Высокая степень эмоциональной включенности в общую деятельность.

 

В специальной литературе (например, Ф. Аппе, 2006) часто используется разделение людей с РАС на «высоко-» и «низкофункциональных». «Высокофункциональные» аутистические расстройства (ВФА) связываются, как правило, с наличием спонтанной развернутой речи, отсутствием значительного снижения интеллектуальных функций, с более высокими возможностями произвольной целенаправленной деятельности. Соответственно, к людям с «низкофункциональным» аутизмом относят тех, у кого активной спонтанной речи нет совсем или она представлена отдельными словами и/или стереотипными фразами, у кого аутистические расстройства развития сочетаются с интеллектуальной недостаточностью разной степени тяжести, а возможности произвольной регуляции поведения и целенаправленной деятельности остаются значительно сниженными.

Это достаточно условное разделение (к тому же не совсем «политкорректное») будет, тем не менее, использоваться в данном тексте для дифференциации столь разнообразной популяции людей с РАС и их нужд и возможностей в трудоустройстве.

Молодые люди с «низкофункциональными» формами аутистических расстройств в подавляющем большинстве не могут устроиться на работу на открытом, не защищенном рынке труда. Но к настоящему времени в России уже накоплен позитивный опыт организации работы людей с разными, в том числе достаточно тяжелыми формами ментальной инвалидности в реабилитационных мастерских. Преимущественно это мастерские следующих профилей:

-- керамическая (художественная разработка и изготовление различных глиняных изделий);

-- столярная (различные художественные изделия из дерева);

-- полиграфическая (изготовление буклетов, календарей и других изделий «малой полиграфии»);

-- швейно-ткацкая (изготовление изделий из тканей и шерсти, тканых ковриков и т.п.);

-- озеленительная (работа с рассадой различных растений);

-- свечная (изготовление восковых свечей).

Подобные предприятия есть сейчас в разных городах РФ (преимущественно, конечно, крупных); их деятельность связана чаще всего с благотворительными фондами, ассоциациями родителей «особых» детей, некоммерческими организациями; есть примеры и частно-государственного партнерства. Добиться полной экономической самостоятельности таким предприятиям трудно, в частности потому, что для них требуется квалифицированный персонал (мастера с подготовкой в области специальной психологии, педагогики).

Ниже приведены названия некоторых таких предприятий (вероятно, это далеко не полный список):

  • Наивно? Очень!
  • Сундук
  • Яблочко
  • Турмалин
  • Мастера и Маргарита
  • Артель блаженных (Москва);
  • БОО «Перспективы», проект «Сопровождаемое проживание»
  • Простые вещи
  • Антон тут рядом
  • Центр социально-трудовой адаптации инвалидов МастерОк (С-Петербург и Ленинградская обл.);
  • Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения (Псков);
  • Поддерживаемые мастерские ВООО АРДИ «Свет» (Владимир, Кольчугино Владимирской обл.).

 

Люди с «низкофункциональными» формами РАС нуждаются в значительной помощи при трудоустройстве. Основные направления этой помощи:

  1. Адаптация трудового процесса и среды на рабочем месте в соответствии с актуальными возможностями претендента на трудоустройство.
  2. Помощь самому претенденту на трудоустройство – на этапе подготовки к устройству на рабочее место, на этапе адаптации, в дальнейшем – при возникновении каких-либо трудностей.

Важнейшие пути адаптации рабочих мест и процесса труда следующие:

  • Щадящий рабочий график – в частности, не пятидневная, а более короткая рабочая неделя с днями отдыха среди недели, частые перерывы в течение рабочего дня. В некоторых случаях, при нарушениях суточного цикла «сон – бодрствование», приходится делать «сдвинутый» график работы;
  • Предсказуемый, спланированный, рутинный уклад рабочего дня;
  • Сенсорно спокойная и эмоционально доброжелательная, спокойная среда;
  • Индивидуальное тьюторство (наставничество). Важным условием продуктивного наставничества является установление личных отношений, эмоционального контакта наставника с работником;
  • При выраженных трудностях обучения новым навыкам – обучение одной конкретной операции технологического цикла;
  • Визуальная поддержка – зрительно представленные последовательность выполнения технологических действий, правила и т.д.;
  • Все сотрудники должны знать «слабые места» сослуживца с РАС: что может его сильно расстроить и стать причиной поведенческих проблем, как ему можно помочь в случае затруднений или срывов, к кому можно обратиться при возможных трудностях и конфликтах.

С самим молодым человеком с РАС, который готовится стать работником, нужно предварительно (и вероятно, неоднократно) обсуждать некоторые важные темы, касающиеся работы. Главная цель подобных обсуждений – помочь «претенденту» сориентироваться в сложной социальной среде работы и сделать привлекательным, позитивным ее образ. В круг актуальных тем входят следующие:

  • Работа как важнейшая часть жизни взрослого человека; ее обязательность, целенаправленность, наличие своих обязанностей у каждого работающего;
  • Цель пребывания на работе (выполнение каждым работником своих обязанностей), общее представление о трудовой дисциплине;
  • Позитивные чувства, которые может давать работа (гордость, радость от хорошо сделанного дела, полученного вознаграждения);
  • Субординация как неотъемлемая часть любого трудового коллектива, специфика отношений «начальник – подчиненный»;
  • Отношения в рабочем коллективе: кто такие коллеги, сослуживцы (какие отношения с ними необходимо поддерживать; разница между рабочими и дружескими, личными отношениями);
  • Вознаграждение сотрудника, зарплата;
  • Правовые понятия в доступной форме: что такое трудовой договор, какие права имеют работник и работодатель;
  • Способы разрешения возможных конфликтов; лица, к которым можно обратиться за помощью.

Для улучшения ориентировки человека с РАС в этих, безусловно, очень сложных для него темах можно использовать, в частности, метод «Социальные Истории», популярный в работе с аутичными детьми и взрослыми (К. Грэй, 2018). Приведем примерную заготовку (шаблон) Социальной Истории для молодого человека с РАС, который готовится к трудовой деятельности:

 

Меня зовут …. Мне …. лет, я уже взрослый человек (вариант: скоро, когда мне исполнится 18, буду уже полностью взрослым человеком)!

Для взрослого человека важно работать. Разные люди работают на самых разных работах (возможно, понадобится список из нескольких различных рабочих мест с иллюстрациями). Обычно люди ходят из дома на свою работу, но работа бывает и дистанционная – когда работник остается дома и что-то делает на компьютере, на швейной машинке и т.д.

Каждый работающий человек приносит какую-то пользу, делает какое-то важное дело. Работающий человек получает за свою работу вознаграждение – деньги, они называются «зарплата».

На любой работе для каждого работника главное – это выполнять свои обязанности. Люди ходят на работу, даже если у них плохое настроение сегодня, или они, например, плохо выспались – все равно они знают, что у них есть обязанности и они должны их выполнять. На работу нужно приходить к определенному времени (на разных рабочих местах это может быть разное время), надо стараться не опаздывать на работу! Точно так же нельзя уходить с работы слишком рано, когда рабочее время еще не кончилось. Все вместе эти правила – вовремя приходить и уходить, выполнять свои обязанности – называются «трудовая дисциплина».

У каждого работника есть начальник. Работник должен выполнять его распоряжения и поручения, даже если ему начальник не нравится! На работе есть также коллеги, или сослуживцы; все сослуживцы вместе образуют рабочий коллектив. В коллективе надо стараться поддерживать спокойные, вежливые отношения. Совсем не обязательно, чтобы все сослуживцы были друзьями. Иногда у работника складываются дружеские отношения с кем-то из сослуживцев – так бывает, но не всегда и вовсе не обязательно. У сослуживцев можно что-то спросить по работе, можно попросить о помощи, а иногда, наоборот – помочь сослуживцу в чем-то. Но никто в коллективе не может перекинуть свою работу на другого работника!

Я тоже скоро начну работать в … . Мой начальник называется мастер, его имя … . Я постараюсь хорошо выполнять свои обязанности, выполнять принятые в мастерской правила, постараюсь научиться делать что-то новое, чего я пока не умею.

Возможно, я буду уставать на работе. Если я сильно устану в рабочее время – я попрошу у мастера разрешения прервать работу и сделать перерыв. Возможно, у меня что-то будет получаться плохо, особенно в начале. Это не страшно, я буду учиться, чтобы делать свое дело лучше, а если надо – могу попросить о помощи!

Я буду получать за работу зарплату. Это очень здорово, что у меня появятся заработанные деньги!

Я постараюсь быть хорошим работником. И мои мама, папа (другие близкие, в зависимости от конкретной семейной ситуации) тоже очень обрадуются тому, что я работаю в мастерской!

 

Остановимся теперь на круге работ и специальностей, которые доступны для людей с ВФА; этот круг ожидаемо шире, чем для молодых людей предыдущей категории. Согласно устоявшемуся стереотипу, наиболее подходящая сфера деятельности для высокофункциональных аутичных людей – это сфера ИКТ (информационные компьютерные технологии): программирование, тестирование программ, установка операционных систем и т.д. Однако возможные сферы трудоустройства людей с ВФА не сводятся к компьютерному миру, такие люди могут успешно устроиться на предприятиях общественного питания, в курьерских службах, библиотеках, архивах, складах … Не следует заведомо исключать и те должности, где нужно постоянно общаться с людьми. Так, среди наблюдаемых нами взрослых с ВФА один молодой человек долгое время проработал оператором точки сферы услуг «Фотография на документы». Если общение с клиентами четко алгоритмизировано и аутичный работник защищен регламентом взаимодействия с ними, то для определенной части аутичных людей подобная работа может быть вполне по силам (например, в офисе банка, в центре «Мои документы» и т.д.). Для наиболее высокой по интеллектуальным возможностям части спектра возможно и выстраивание исследовательской карьеры, связанной с предметами интересов; однако таким молодым людям также, как правило, нужна психологическая помощь как во время учебы в вузе, так и для адаптации в научном коллективе.

Американский специалист Кэрол Шелл (C. Schall) называет в качестве подходящей для аутичных людей «любую работу с высоким уровнем повторяемости, где нужно производить одни и те же действия» (К. Шелл, 2016).

Вероятнее всего, не подходят людям с разными формами аутистических расстройств те профессиональные позиции, где нужно принимать быстрые решения, в том числе в стрессовых условиях, а также работы, где требуется тонкое понимание другого человека, регулирование дистанции, чувство юмора (скажем, операторские профессии, связанные с управлением сложными механизмами, или школьный учитель).

Для некоторых детей и взрослых с ВФА характерны области своеобразных «сверхценных интересов» – определенные темы (зачастую узкие и стереотипные), к которым они в течение долгого времени проявляют повышенный интерес, накапливают огромное количество сведений на эту тему, часто монологичным образом говорят на эту тему со всеми окружающими и т.д. Удачным вариантом можно считать, если содержание работы тем или иным образом связано с таким увлечением. Об этом писал еще Ганс Аспергер, один из основоположников научного изучения аутичных детей: «Именно в случае аутистов мы видим – с гораздо большей отчетливостью, чем в случае «нормальных» людей, – что с ранней юности они кажутся предназначенными для определенной профессии, что профессия эта судьбоносно вытекает из их склонностей» (Г. Аспергер, 1944). Однако на практике такой «гармонии» удается достичь редко[1]. Более того, не следует думать, что накопленные сведения в какой-то области или даже парциальная одаренность автоматически дают возможность человеку с аутизмом реализоваться профессионально с опорой на них (иногда к таким иллюзиям склонны близкие вырастающих аутичных детей).

Известный австралийский исследователь высокофункционального аутизма Тони Эттвуд обозначил следующие вероятные области трудностей людей с ВФА на рабочих местах:

  • работа в команде;
  • обязанности менеджера;
  • методы, основанные на соглашениях;
  • сенсорное восприятие;
  • способность уложиться в заданное для работы время;
  • способность справиться со стрессом и беспокойством при коммуникации;
  • реалистичные карьерные ожидания;
  • соответствие работы квалификации (тенденция к превышению уровня квалификации);
  • неправильная интерпретация инструкций;
  • риск упустить возможности;
  • принятие советов (которые могут быть расценены как критика);
  • внешний вид и личная гигиена;
  • соответствие группе – излишняя доверчивость и уязвимость для насмешек и травли;
  • проблемы с просьбой о помощи;
  • трудности в организации и планировании;
  • разрешение конфликтов: склонность обвинять других;
  • сложности, связанные с общением.

Этот широкий круг потенциальных сложностей и трудностей в адаптации в коллективе убедительно свидетельствует о необходимости помощи человеку с ВФА при трудоустройстве. Среди направлений такой помощи также можно выделить адаптацию рабочего места, подготовку самого сотрудника с РАС, а также информирование его потенциальных начальника и сослуживцев. В частности, в отношении адаптации рабочего места и коллектива можно обозначить следующие шаги:

  • Возможность уединения на рабочем месте;
  • По возможности минимизация сенсорных стимулов, которые могут быть дискомфортными для человека с аутизмом (шумы, запахи и т.п.);
  • Четкая и монотропная постановка задач со стороны руководства (т.е. нельзя давать сотруднику с РАС одновременно несколько задач и направлений деятельности);
  • Формирование у сослуживцев терпимого отношения к возможности необычного поведения (например, периодическому «сбросу напряжения» через стереотипную моторную активность – стимминг);
  • Формирование доброжелательной и четкой обратной связи – без иронии и намеков – от руководства и сослуживцев о выполнении обязанностей и социальном поведении аутичного сотрудника.

В руководстве, написанном людьми с синдромом Аспергера, даются более подробные рекомендации по коммуникации для коллег человека с ВФА:

  • «Не полагайтесь на невербалику (имеется в виду невербальная коммуникация – прежде всего интонация, жесты и мимика. – ИК), переносный смысл и не высказанные вслух эмоции при общении с аутичными людьми, особенно в ответственных случаях.
  • Используйте явные правила вместо неписаных. Хорошей практикой является наличие письменного и/или визуального руководства для каждого рабочего места. Также могут быть полезными вводные тренинги.
  • Используйте письменные и/или визуальные инструкции вместо длинных устных указаний.
  • Помните, что у аутичных людей могут быть проблемы с контролем громкости своего голоса и расстояния до других людей. Явно говорите им об этом в критичных случаях.
  • Будьте терпимы к атипичной ("странной") невербальной коммуникации вроде необычного взгляда, повторяющихся движений тела (т.н. стимминг), необычного "языка тела" и тона голоса.
  • Будьте очень осторожны в истолковании эмоций аутичных людей по невербальным признакам: они могут быть необычными.
  • Что касается предъявления поручений, составления рабочих планов и т.п., то высказываются следующие пожелания руководителям:
  • Будьте чёткими в распределении рабочих заданий, т.е. планах, ожиданиях, ответственности, крайних сроках.
  • Используйте расписания с промежуточными датами и крайними сроками.
  • Старайтесь не требовать многозадачности от аутичного человека.
  • Объяснения "от частного к общему" обычно лучше, чем "от общего к частному".
  • Заранее предупреждайте об изменениях в рабочем распорядке и процедурах» («Краткое руководство…»).

Не менее важна систематическая помощь и самому работнику с ВФА, начиная с этапа поиска рабочего места. Предпочтительным способом оказания такой помощи можно назвать индивидуальное наставничество, или тьюторство. Такой способ введения в сложнейшую социальную среду рабочего коллектива будет, скорее всего, более эффективным и щадящим для аутичного человека, чем прохождение безличных «тренингов», «курсов» и т.п. Так же как и в случае «низкофункционального» аутизма, необходимым условием успеха в этом случае является установление личных доверительных отношений наставника и работника с ВФА.

Во многих странах существуют организации, играющие роль «посредника» между претендентом на рабочее место с ВФА и потенциальными работодателями. При реализации такой модели специалист помогает молодому человеку с РАС и одновременно оказывает необходимую информационную поддержку руководству, а при необходимости и сотрудникам организации[2]. В частности, на этапе поиска рабочего места важно обсуждать с человеком с РАС каждое предложение, помогать оценить его с разных сторон, т.к. сами они могут быть склонны воспринимать все предложения с некритичным энтузиазмом. С другой стороны, у молодых людей с ВФА возможны и неадекватно завышенные, даже наивные представления о своих возможностях, о доступных им вариантах работы. В этих случаях целесообразно спокойно и доброжелательно обсуждать те требования, которые предъявляет та или иная работа к человеку, а также «запасные варианты» трудоустройства – на каких-то более массовых и доступных рабочих местах.

Скорее всего, понадобится человеку с ВФА и помощь в составлении резюме, а также «репетиции» (предварительное разыгрывание) ситуаций собеседования.

При поступлении на новое рабочее место важны предварительное обсуждение (вероятно, также неоднократное) принятых в данном коллективе правил и отношений; помощь в ориентировке в таких понятиях, как дистанция, субординация, круг должностных обязанностей, сослуживцы, принятые в данном коллективе правила общения, подходящие и неподходящие темы разговоров. Возможно, кому-то также будет полезно использование Социальной Истории, составленной, однако, с учетом более высокого уровня познавательных возможностей человека с ВФА. При необходимости целесообразно составить и визуальные подсказки о правилах, о допустимом и недопустимом на работе поведении.

Нередко люди с ВФА склонны к резким, «черно-белым» оценкам других людей, а в случае конфликтов им бывает трудно без доброжелательной помощи извне проанализировать свою собственную роль в конфликтной ситуации. Поэтому обсуждение, как следует себя вести в случае каких-то непониманий и конфликтов, к кому можно обратиться за помощью, также обязательно должно быть включено в программу обсуждения.

Проблема помощи людям с ВФА при подготовке к трудоустройству и на рабочем месте тесно переплетается с проблемой помощи им в получении профессионального образования, которая не является темой данного сообщения. По данным 2018 г., лишь крайне незначительная часть молодых людей с РАС в Российской Федерации (0,53 %) получает профессиональное образование в учреждениях высшего и среднего профессионального образования (А.В. Хаустов, М.А. Шумских, 2019).

Кэрол Шелл, специалист из США по помощи взрослым с РАС, выделяет следующие области навыков, на которые надо обращать особенно пристальное внимание близким аутичного ребенка уже с дошкольного возраста, чтобы повысить его шансы на будущее трудоустройство:

  1. «Все, что связано с независимостью». По мнению педагога, для близких важно стремиться формировать у аутичного ребенка наиболее высокий, насколько это возможно, уровень самостоятельности в повседневной жизни.
  2. «Способность к самопоощрению, умение … не зависеть от регулярного поощрения извне». Имеется в виду выработка выносливости к постепенно удлиняющейся целенаправленной деятельности и умения самому отслеживать ее качество, планировать перерывы и какие-то «награды» для себя самого.
  3. Самостоятельное переключение от одной деятельности к другой.
  4. Наконец, в качестве важнейшей сферы педагог отмечает социальные навыки: «правильно поприветствовать других людей, знание о том, какая информация является приватной, и ее не следует сообщать посторонним, как не говорить того, что смутит окружающих, умение попросить о помощи, когда она тебе нужна». К. Шелл выделяет область социальных навыков как более важную для последующего трудоустройства, чем непосредственно «рабочие» умения (К. Шелл, 2016).

 

В заключение хочется перечислить некоторые важнейшие психологические «выгоды», которые может дать трудоустройство человеку с РАС. Можно отметить следующие эффекты от наличия регулярной занятости у взрослого человека с РАС:

-- повышение уровня социальной активности, развитие социальных навыков;

-- развитие возможности гибко адаптироваться к постоянным изменениям в среде и в отношениях с людьми, противовес стереотипизации поведения и снижению активности;

-- повышение его самооценки и уверенности в себе, общего ощущения осмысленности и полноты жизни, противовес развитию депрессивных тенденций, которые характерны для значительной части молодых людей с ВФА (Ю. Фрит, 2004).

Кроме того, трудоустройство человека с ментальной инвалидностью – важный шаг по направлению к нормализации жизни всей его семьи.

Чтобы проиллюстрировать это, приведем два примера, касающиеся людей с «низко-» и с «высокофункциональным» аутизмом. Первый пример – из жизни молодого человека, с дошкольного возраста наблюдавшегося и получавшего психологическую помощь в Институте коррекционной педагогики. Молодой человек – с выраженной стереотипностью и трудностями гибкой адаптации к среде, с трудностями фразовой речи – был трудоустроен на секретарскую работу (с текстами и документами на компьютере). Однажды он ушел на работу, забыв ключ от своего кабинета. Близкие, хорошо представляя уровень его реагирования, ожидали, что он вернется домой, оказавшись перед запертой дверью своей комнаты. Однако молодой человек нашел вахтера и попросил у него ключ-дубликат, попав все-таки на свое рабочее место! Учитывая его обычный уровень трудностей приспособления, можно оценить это действие как выдающееся проявление гибкости и предприимчивости.

Второй пример касается Темпл Грэндин – выдающейся американки с аутизмом, вероятно, одной из самых успешных в мире людей с РАС. О. Сакс (2015) приводит ее слова: «Я не принимаю участия ни в общественной жизни нашего города, ни в университетских коллективных мероприятиях. Общаюсь в основном лишь с теми людьми, кто занят в животноводстве, да еще с теми, кто интересуется аутизмом. В выходные я занимаюсь научной работой, пишу статьи или выполняю рабочие чертежи новых проектов. Читаю я, главным образом, литературу по животноводству и биологии; беллетристика с обычно сложным сюжетом не для меня, ибо, забывая прочитанное, я путаюсь в содержании. Описания новых устройств, технологии, научно-технических достижений значительно интереснее. Моя жизнь была бы ужасной, если бы я не добилась успехов в работе (курсив мой – И.К.).

Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма – М.: Теревинф, 2006.

Аспергер Г. Аутистические психопатии в детском возрасте / https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/952/asperger.pdf

Грэй К. Социальные Истории. Инновационная методика для развития социальной компетенции у детей с аутизмом – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.

Краткое руководство по трудоустройству для людей с синдромом Аспергера и аутизмом / https://aspergers.ru/node/382#sensory

Никольская О.С. Структура нарушения психического развития при аутизме / Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. № 18 / https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/struktura-narushenija-psihicheskogo-razvitija-pri

Сакс О. Антрополог на Марсе – М.: Астрель, 2015.

Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11.

Фрит У. Лекция памяти Эммануэля Миллера: синдром Аспергера — вопросы и дискуссии. 2004 / http://www.aspergers.ru/node/163

Шелл К. Многие люди с аутизмом могут работать / https://outfund.ru/kerol-shell-mnogie-lyudi-s-autizmom-mogut-rabotat/

Эттвуд Т. Жизнь после школы: колледж и работа / https://aspergers.ru/node/165

[1] Красноречивый случай попытки трудоустройства аутичного молодого человека со сверхценным интересом к стиральным машинам показан в художественном фильме «Особенные» (Франция, 2019).

  • [2] Из российских организаций можно назвать «Дистингтек» (http://distingtec.com/), а также РООИ «Перспектива», помогающую трудоустроиться людям с инвалидностью (https://perspektiva-inva.ru/jobs)