VI. Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия: Психокоррекционные занятия (дефектологические)» (5–9 класс)

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР.

Характерные для обучающихся с ЗПР специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, определяют необходимость специальной коррекционной поддержки процесса обучения. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие необходимых для формирования учебных компетенций приемов мыслительной деятельности, ослабление нарушений познавательных процессов, а также в специальном формировании метапредметных умений и социальных (жизненных) компетенций.

Курс реализуется учителем-дефектологом в рамках внеурочной деятельности посредством проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Курс обеспечивается системой дефектологического сопровождения, включающей проведение диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей и организационно-методической работы специалиста. В ходе дефектологического сопровождения осуществляется специализированная помощь ребенку с ЗПР в динамике образовательного процесса. Учитель-дефектолог выявляет основные дефициты в развитии учебно-познавательной сферы учащегося с ЗПР, анализирует структуру нарушения, определяет сохранные функции, зону ближайшего развития ребенка, его индивидуальные особые образовательные потребности. На основании анализа полученных данных он проектирует индивидуальный образовательный маршрут, в котором определяются коррекционные задачи и индивидуальные специальные приемы работы с ребенком.

Дефектологическое сопровождение основывается на комплексном подходе. Учитель-дефектолог взаимодействует с другими специалистами сопровождения и при планировании коррекционно-развивающей работы учитывает профессиональную позицию педагога-психолога и учителя-логопеда. Основной задачей специалиста является коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, преодоление или ослабление нарушений развития, препятствующих освоению программного материала на уровне основного общего образования. Учитель-дефектолог проводит коррекционно-развивающие занятия, для которых организуются группы из обучающихся с однородной структурой нарушения. Возможно также проведение индивидуальных занятий. Занятия проводятся во внеурочное время по заранее составленному расписанию.

Курс «Коррекционно-развивающие занятия. Психокоррекционные занятия (дефектологические занятия)» строится по модульному принципу.

Цель курса – преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.

Задачи курса:

  • коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала;
  • формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций;
  • развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов;
  • специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала;
  • формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.

В процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся с ЗПР формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.

Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:

  • Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.
  • Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Содержание коррекционного курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формированию осознанного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать признаками понятий, выделять их существенные признаки, выполнять сравнение объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий по существенным признакам, проводить многоаспектную классификацию по самостоятельно найденному основанию. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучения категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий.

Осуществляется развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Происходят развитие и коррекция познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций, коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности.

Осуществляются восполнение образовательных дефицитов, формирование метапредметных навыков учебной работы, формируются алгоритмы выполнения трудно усваиваемых и слабо автоматизированных учебных навыков.

Учитель-дефектолог корригирует познавательную деятельность, используя материал учебных предметов, что обеспечивает связь с учебной программой. При отборе методов, приемов и подходов в коррекционной работе специалист руководствуется особыми образовательными потребностями данной категории детей и учитывает индивидуальные различия и особенности каждого школьника с ЗПР.

Выстраивая индивидуальную систему приемов работы с учеником, учитель-дефектолог опирается на уровень его актуального и зону ближайшего развития. Специалист индивидуально дифференцирует задания по степени сложности, объему, характеру предоставляемой помощи. Учитывается уровень самостоятельности выполнения учебной работы. Предусматривается оказание дифференцированной помощи. Учитель-дефектолог варьирует степень оказания помощи, основываясь на определении уровня освоения навыка ребенком и его способности выполнить задание самостоятельно. Предъявление помощи позволяет специалисту оказывать ребенку поддержку, создавая ситуацию успеха, и постепенно переводить его с уровня выполнения задания с развернутой помощью педагога на практически самостоятельное учебное действие. Используются следующие виды помощи:

  • стимулирующая помощь способствует сосредоточению ребенка на работе, предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, спланировать свои действия, а в дальнейшем проверить результат своей работы;
  • организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию, организует ребенка приступить к работе;
  • направляющая помощь предусматривает совместное проведение ориентировки в задании, разъяснение инструкции, планирование предстоящих действий. Она может включать наводящие вопросы, смысловые опоры, обеспечивающие наглядный план умственных действий;
  • обучающая помощь используется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, пошагового выполнения алгоритма под контролем педагога.

Учитель-дефектолог учитывает способность школьника с ЗПР к переносу усвоенного способа действия на аналогичные задания и степень полноты переноса. При предъявлении аналогичного варианта задания анализируется способность ученика с ЗПР к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.

Учитель-дефектолог формирует у обучающегося с ЗПР способность к поиску рациональных способов действий, прорабатывая все этапы учебной работы: ориентировку в задании, понимание инструкции, выделение звеньев инструкции, планирование последовательности действий в соответствии с инструкцией, проговаривание способов выполнения задания, выбор соответствующих визуальных или смысловых опор, удержание последовательности действий, промежуточный контроль, самопроверку результата, словесный отчет.

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» включает следующие разделы:

  • Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации.
  • Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации.
  • Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие.
  • Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов.

В структуре нарушения при ЗПР одним из выраженных дефицитов развития является своеобразие развития мышления с преобладанием отставания его в словесно-логических форм. Инертность, поверхностность, замедленность протекания мыслительных процессов, недостаточность форсированности мыслительных операций, характерные при ЗПР, затрудняют процесс овладения программным материалом. На уровне основного общего образования происходит развитие понятийного мышления, требуются сложная система использования различных сочетаний приемов мыслительной деятельности, отвлеченность от конкретных понятий, более усложненная система обобщений.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов мыслительной деятельности. Для успешного выполнения учебной работы и правильного формирования учебных навыков учащийся должен овладеть целой системой приемов и уметь варьировать их сочетание в зависимости от решаемой задачи. Это те способы учебной работы, которыми осуществляется умственная деятельность и, которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий.

Формирование базовых приемов мыслительной деятельности на занятиях дефектолога предполагает постепенный переход в работе учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, использование дифференцированной помощи. Задачей специалиста является специальное формирование пошаговых логических действий как основы полноценной логической операции и, впоследствии, коррекции словесно-логического мышления, развития его понятийных форм. Используя смысловые опоры, алгоритмы, визуальную поддержку, учитель-дефектолог вырабатывает у школьника с ЗПР целенаправленные способы совершения логических действий, корригирует процесс выполнения логической операции. Использование материала учебных предметов обеспечивает связь с содержанием учебных программ, коррекцию и развитие базовых мыслительных операций на учебном материале.

Обучающиеся учатся оперировать признаками объекта, явления, понятия, выделять существенные признаки и опираться на них в суждениях, при сравнении; сравнивать понятия по опорной схеме, выполнять классификацию учебных понятий, называя ее основание; определять и подводить под понятие, делать суждения и умозаключения; обобщать и формулировать вывод; устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемых явлениях и процессах; определять и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок.

 

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» включает следующие разделы:

  • Познавательные действия при работе с алгоритмами.
  • Познавательные действия при работе с информацией.
  • Познавательные действия по преобразованию информации.

Своеобразие развития мыслительной и познавательной деятельности у обучающихся с ЗПР во многом обуславливает специфические трудности при освоении программного материала. На уровне основного общего образования учитель-дефектолог формирует метапредметные умения, восполняет дефицитарные познавательные учебные действия, закрепляет учебные навыки на разнообразном учебном материале. Задача специалиста – выработать у школьника с ЗПР способность к самостоятельному использованию способов учебной работы, обеспечивая ему помощь в освоении программного материала.

С обучающимися с ЗПР прорабатываются умения следовать алгоритму учебных действий и самостоятельно определять последовательность шагов, опираться на алгоритм при работе с правилом и решении учебной задачи; анализировать, перерабатывать и использовать источники информации для решения практических задач; оперировать информацией, представленной в виде схемы, таблицы, диаграммы, и преобразовывать ее; находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в разных источниках; оценивать достаточность информации; сопоставлять информацию, обосновывать свои суждения, выделять тезисы, формулировать выводы, основываясь на источнике информации. Специалист использует материал учебных предметов, закрепляет учебные навыки, восполняет образовательные дефициты.

В процессе реализации курса осуществляются:

  • совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-поисковой деятельности;
  • формирование организованного мотивированного учебного поведения; минимизация импульсивных необдуманных ответов на вопросы педагога;
  • формирование структурных компонентов учебной и познавательной деятельности: умения ориентироваться в задании; осмысления того, что требуется сделать для выполнения задания, и умения руководствоваться инструкцией до конца его выполнения, проводить контроль совершаемых учебных действий; регулятивных умений (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
  • формирование приемов мыслительной деятельности как основы теоретического мышления;
  • стимуляция познавательных процессов: развитие концентрации и произвольного удержания внимания; способности концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать его в оперативной памяти;
  • формирование способности осознавать свои затруднения и при необходимости обращаться за помощью;
  • формирование алгоритмов выполнения заданий, способствующих автоматизации конкретных учебных навыков;
  • формирование умения определять действия и составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.

 

Основное содержание коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» по годам обучения

 

5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования)

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации»

Выделение признаков предметов, объектов или явлений, оперирование ими на базовом уровне на материале учебных предметов (например, озеро, река, море, океан). Характеристика объекта по признакам (например, число: однозначное/многозначное, четное/нечетное, круглое). Различение существенных и несущественных признаков предмета, объекта и явления (например, живые организмы, цветковые растения, грибы, тундра, угол, прямоугольный треугольник, материк). Определение признаков сходства и различия на основе сопоставления (например, озера и болота, луч и отрезок, гласные и согласные звуки). Сравнение объектов по наиболее характерным признакам, подведение под вывод по результатам сравнения.

Объединение предметов и явлений в группы по определенным признакам по заданному и самостоятельно найденному основанию (например, группировка слов по грамматическим признакам, группировка звуков по характерным признакам, классификация живых организмов, отнесение рек к речной системе, одушевленные и неодушевленные имена существительные).

Синтезирование объекта. Восполнение целого по части (слов с пропущенными буквами, предложений с пропущенными словами; математических выражений с пропущенными знаками, числами; целостности исторического события с опорой на слова из справки). Восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения. Синтезирование текста как целого: установление прямых связей между событиями, причинно-следственных зависимостей на материале исторических и естественно-научных текстов.

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации»

Установление логической последовательности в числовых рядах, природных явлениях, жизненных циклах, жизненных событиях, учебных действиях. Определение причины и следствия явления или события, определение связи (например, пищевая цепь, причины развития земледелия в Древнем Египте, что было раньше: гибель Трои или гибель Критского царства, почему идет дождь, смена дня и ночи, смена сезонов года).

Определение видового и родового понятий (например, животные – млекопитающие, хвойное дерево – ель). Обобщение объектов и конкретных житейских понятий/простых учебных понятий по существенным признакам с исключением лишнего. Обобщение и конкретизация житейских понятий/простых учебных понятий (например, горы – Альпы, острова – Мадагаскар, равнины – Восточно-Европейская, океаны – Индийский).

Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие»

Знакомство с построением рассуждений от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям (решение логических задач). Обобщение правила и формулирование вывода на основе анализа и наблюдения за частными случаями и примерами на данное правило на материале учебных предметов (например, правописание сочетаний -чк-, -чн). Умозаключение по аналогии. Определение конкретного понятия/простого учебного понятия через род и видовое отличие по алгоритму учебных действий (например, пылесос – электроприбор – уборка помещений). Подведение объекта под понятие (на материале житейских понятий/простых учебных понятий).  Построение суждений на основе сравнения предметов и явлений с выделением при этом общих признаков (например, остров и полуостров: Камчатка –полуостров, так как это выступающая часть суши, с трех сторон окруженная водой).

Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов»

Выделение и пояснение обобщено-образного выражения, заключенного в пословице и поговорке, на примере широко употребляемых пословиц и поговорок. Сопоставление пословицы с жизненной ситуацией на примере поступков героя рассказа, истории. Умение понимать содержание пословиц в соответствии с определенной ситуацией. Определение темы в пословицах и поговорках. Отнесенность пословиц и поговорок к тематическим группам.

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами»

Знакомство с последовательностью выполнения действий и составлением простых инструкций из двух-трех шагов. Отработка навыка работы с алгоритмом применения правила по визуальной опоре (например, правописание падежных окончаний существительных, письменный прием деления многозначного числа на двузначное; определение спряжения глагола; буквы е–и в корнях с чередованием).

Знакомство с алгоритмом и закрепление его использования по определению понятий на изучаемом программном материале (например, животные, растения, лиственное дерево, имя существительное, имя прилагательное).

Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов»

Анализ и сопоставление зрительно воспринимаемых объектов (идентификация, сличение, восполнение). Отработка точности и скорости переработки зрительной информации. Отработка навыка распределения и переключения внимания на зрительно воспринимаемых объектах. Дифференциация наложенных объектов. Зрительно-моторная и слухо-моторная ориентировка. Анализ и восполнение пространственных образов.

Знакомство с приемами слухоречевого запоминания. Знакомство с приемами опосредованного запоминания. Отработка навыков воспроизведения информации по визуальной опоре.

Анализ и переработка познавательной и учебной информации.  Ориентировка в содержании справочной информации, нахождение в источнике ответов на вопросы с использованием явно заданной информации.

Знакомство с приемами интерпретации информации, нахождение в источнике ответов на вопросы с использованием неявно заданной информации.

Различение и определении основной и второстепенной информации при решении практических задач. Создание собственных текстов на основе справочной информации по направляющей помощи педагога. Анализ информации, представленной в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты (например, нахождение на карте равнин, низменностей, возвышенностей; карта Древней Греции, план местности, схема царств живой природы).

Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации»

Текст. Смысловая структура текста. Анализ учебного текста. Определение темы, главной мысли. Отработка логических приемов переработки информации (заполнение таблицы, введение числовых данных).

Преобразование текстовой информации в таблицу. Ориентировка в схематично представленной информации. Кодирование и декодирование информации (шифровка символами).

 

6 КЛАСС (второй год обучения на уровне основного общего образования)

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации»

Выделение признаков конкретных понятий/простых учебных понятий на материале учебных предметов, оперирование признаками, определение существенных признаков (части речи: изменяемые и неизменяемые признаки; различие частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, союз). Различение существенных и несущественных признаков житейских понятий/простых учебных понятий (лес, тундра, степь; равнина; полуостров).

Классификация житейских, конкретных и простых учебных понятий по заданным правилам (например, водоемы; самостоятельные и служебные части речи; собственные и нарицательные имена существительные). Словесное определение основания классификации и каждого класса.

Синтезирование объектов. Восполнение недостающих звеньев целого на материале учебных предметов (история, география, биология, литература), при необходимости с использованием слов для справок (например: Растения – это …, объединенные в группу Царство Растений. Слова для справок: живые организмы, исторические события, явления природы).

Анализ целостности контекста: связь частей в единое смысловое целое, понимание значения неизвестного слова или выражения на основе контекста, установление скрытых связей между событиями.

Сравнение конкретных понятий/простых учебных понятий на основании сопоставления существенных признаков (например, деревья и кустарники; действующие и потухшие вулканы).

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации»

Установление логических связей между понятиями, определение причинно-следственных зависимостей на учебном материале предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла (например, гидросфера и океан; изменение температуры воздуха). Установление родовидовых отношений на учебном материале предметов естественнонаучного цикла (травы, многолетние травы, лютик; водные растения, лотос).

Обобщение житейских понятий/простых учебных понятий и исключение лишнего из ряда этих понятий, объединенных общим признаком (например, цветоножка, тычинка, пестик, корень).

Установление причинно-следственных зависимостей в исторических событиях (определение причины и следствия события: крещение княгини Ольги – укрепление связи между Русью и Византией; крещение Руси – изменения быта и культуры жителей Руси).

Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие»

Знакомство с алгоритмом рассуждения о причинах события или явления, анализ наиболее вероятных из них, определение возможных последствий (причины и последствия наводнения, засухи, извержения вулкана).

Умозаключение по аналогии на основе изучаемого учебного материала (природное явление – землетрясение, осадки – …).

Умозаключение из двух и более посылок с опорой на словесное описание (все A – В, все В – С, следовательно все А – С: все плоды состоят из семян и околоплодника, боб гороха – это плод; из чего состоит боб гороха?; все прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, слово «прекрасный» – имя прилагательное, …).

Суждения с логическими связками и, или, не. Применение отрицания в суждениях. Определение истинности и ложности суждений с аргументацией ответа.

Алгоритм определения учебного понятия через обобщение существенных признаков и установление связи между ними (например, вулканы, равнина, имя существительное). Алгоритм подведения объекта под учебное понятие.

Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов»

Употребление в речи пословиц и поговорок применительно к характеристике поступков людей или жизненной ситуации. Выделение и пояснение обобщено-образного выражения, заключенного в пословице и поговорке. Синонимичность значений пословиц и поговорок. Сопоставление синонимичных по значению пословиц и поговорок с жизненной ситуацией на примере собственного опыта. Разноплановость значений пословиц и поговорок, применение пословицы и поговорки к разным жизненным ситуациям.

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами»

Освоение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале (например, правописание не с прилагательными).

Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале (например, государство; усобицы).

Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов»

Анализ и переработка зрительной и слуховой информации (сличение, сопоставление, нахождение идентичных фигур, распознавание наложенных изображений, выделение фигур из сложного чертежа, нахождение противоречивых изображений). Анализ пространственного расположения фигур.

Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале: выделение опорных слов, воспроизведение текста по опорным словам.

Проведение учебных действий по работе с информацией: нахождение и извлечение заданной информации в соответствии с инструкцией; определение места искомой информации (выборочное чтение, нахождение фрагмента текста).

Определение, нахождение и извлечение одной или нескольких единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. Определение наличия/отсутствия информации.

Проведение оценки достаточности информации для решения практических задач.

Оперирование информацией, представленной в таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Использование информации, представленной схематично (например, определение среднемесячной температуры воздуха по диаграмме).

Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации»

Преобразование информации из одной формы в другую различными способами по образцу.

Выстраивание схемы рассуждений на основе правила по вопросам.

Преобразование информации из графического или символьного представления в текстовое и наоборот.

 

7 КЛАСС (третий год обучения на уровне основного общего образования)

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации»

Выделение признаков учебных и научных понятий (например, абсолютизм, буржуазия, капитализм, монополия, среда обитания, популяция, причастие, деепричастие, частица, солнечная система, атмосфера, гидросфера).

Выделение существенных признаки учебных и научных понятий (например, насекомые: количество лапок, строение тела, сенсорные органы чувств).

Различение существенных и несущественных признаков учебных и научных понятий (например, равнина: существенные признаки – участок земной поверхности, ровная или слабоволнистая поверхность; несущественные – месторасположение, размер).

Классификация учебных и научных понятий по заданным правилам, словесное определение основания классификации и каждого класса (например, части речи: служебные/самостоятельные; прилагательные, существительные / глаголы / наречия / причастия / деепричастия / междометия / частицы / предлоги / союзы / категория состояния; тип / класс / отряд / семейство / род / вид).

Синтезирование объекта: восстановление причинно-следственных зависимостей из частей текста на материале предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла.

Сравнение учебных и научных понятий на основании сопоставления существенных признаков (например, причастие и деепричастие; птицы и млекопитающие; оседлые, кочующие, перелетные птицы; части света и материки).

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации»

Установление общности в логических и семантических единицах (например, объединение понятий по общему признаку).

Определение причинно-следственной зависимости между явлениями на материале учебных предметов (история, география, биология) (например, зависимость климата от географического положения; круговорот воды; повышение температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца).

Обобщение учебных понятий, исключение лишнего из ряда учебных понятий, объединенных общим признаком (например, по разрядам наречий; по отнесенности к историческому периоду).

Установление закономерностей в процессах и явлениях (например, установление последовательности в числовых выражениях и продолжение ряда).

Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие»

Индуктивные и дедуктивные умозаключения. Суждения с использованием логических связок (кванторов): все, всякий, любой, каждый, некоторые. Распознавание обратимых и необратимых предположений. Определение научного понятия по опорной схеме.

Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов»

Объяснение пословиц и поговорок на основе личного опыта. Понимание нравственного смысла пословиц и поговорок. Выделение и объяснение оценочных суждений, заключенных в пословицах и поговорках. Соотнесение пословиц и поговорок с социальными ситуациями, иллюстрирующими одобряемое и неодобряемое поведение.

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами»

Составление алгоритма собственных действий (например, морфологический разбор местоимения, прилагательного, причастия).

Соблюдение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале (например, определение разряда наречий; определение вида союза; план-характеристика материка).

Определение понятий по заданному алгоритму на изучаемом программном материале (например, словообразование, биосфера, наречие).

Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов»

Анализ и переработка зрительной и слуховой информации (объем переработки зрительной информации; объем переработки слухоречевой информации).

Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации: использование смысловых опор.

Логические приемы работы с информацией: формулирование поискового запроса, отбор необходимой информации в соответствии с учебной задачей, упорядочивание, ранжирование, классифицирование информации.

Подведение под вывод на основе источника информации, нахождение аргументов, подтверждающих вывод.

Определение в тексте тезиса, соответствующего содержанию и общему смыслу текста.

Анализ, сопоставление и сравнение информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте.

Оперирование информацией, представленной схематично.

Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации»

Преобразование текстовой информации в графическую. Извлечение текстовой информации из графической (схемы, таблицы, диаграммы, карты). Например, характеристика материка Австралия по анализу географической карты.

Составление план-конспекта текста на материале учебных предметов.

 

8 КЛАСС (четвертый год обучения на уровне основного общего образования)

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации»

Выделение совокупности признаков учебных и научных понятий и установление их соотношения на материале учебных предметов (например, равнобедренный треугольник, параллельные прямые, окружность).

Группировка информации из различных источников на материале учебных предметов естественнонаучного цикла (например: Климат – это усредненное состояние погоды за длительный промежуток времени. Из предложенных источников выберите утверждения, которые связаны с описанием климата Африки).

Синтезирование информации: восстановление недостающих событий по логической зависимости (например: В результате подводного землетрясения или извержения вулкана может образоваться цунами. Скорость движения волны достигает 800 км/ч. У берега ее высота может достичь нескольких десятков метров. _ _ _ _ _ _ _ _ _. Поэтому цунами представляет большую опасность для прибрежных районов).

Сравнение фактов и процессов в истории, литературе, биологии, географии на основе установления и сопоставления обобщенных характеристик по составленному плану или образцу (например, климатические условия Антарктиды и Австралии; используя информацию из текста и рисунков, сравните белую акулу и синего кита, укажите два признака, одинаковых для обоих животных, и два признака, по которым они отличаются друг от друга).

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации»

Обобщение и резюмирование информации. Нахождение в тексте тезиса, соответствующего содержанию и общему смыслу текста.

Формулирование вывода на основе обобщения отдельных частей текста.

Определение противоречия, содержащегося в одном или нескольких текстах.

Соотношение фактов с общей идеей текста, установление причинно-следственных связей, не показанных в тексте напрямую.

Установление логических отношений между понятиями (противоположность, причина – следствие, часть – целое, вид – род, пересечение). Расположение понятий в последовательности от частного к общему (например, ботаника – биология – естествознание – наука).

Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие»

Построение предположений. Подтверждение или опровержение предположения соответствующей информацией на основе текстового источника.

Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте: все, некоторые, ни одно, некоторые не.

Определение достоверности предложенной информации, высказывание оценочных суждений на основе текста.

Определение понятий через другие понятия, установление соподчиненности понятий (например, гражданство, безнравственность, право собственности).

Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов»

Применение и употребление пословиц и поговорок в различных жизненных ситуациях. Встраивание пословицы и поговорки в контекст.

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами»

Составление алгоритма учебных действий при решении учебных или практических задач (например, составление плана простого эксперимента, определение изменяемых признаков частей речи).

Выполнение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале (например, определение действительных и страдательных причастий).

Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале (например, параллелограмм; словообразование; революция).

Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов»

Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации: составление схем-опор, опосредованное запоминание, использование мнестических символов.

Интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников.

Анализ, сопоставление и сравнение информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте.

Оперирование информацией, представленной схематично (например, пунктуация в схемах предложений, схема правила).

Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации»

Представление информации в виде простых конспектов, таблиц, схем, графиков.

Составление тезисов устного или письменного сообщения.

 

9 КЛАСС (пятый год обучения на уровне основного общего образования)

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации»

Выделение совокупности признаков и оперирование признаками явлений, событий, житейских и научных понятий: общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах.

Анализ объекта или процесса на основе наблюдения, аналитическое суждение (например, на основе описания опыта и его результата; на основе описания действий человека суждения об их возможных последствиях).

Анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов, процессов и явлений на учебном материале (например, анализ: правонарушение и его признаки; классификация: права человека (экономические, социальные, культурные); сравнение: неосторожность и умысел).

Анализ информации из различных источников, ее сопоставление и обобщение: выделение существенной информации из текстов разных видов.

Синтезирование информации: восстановление контекста путем подбора соответствующего понятия; восстановление текста путем восполнения выпущенных фрагментов.

Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации»

Обобщение понятий, событий, процессов, информации.

Обобщение информации, представленной в разных модальностях.

Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие»

Формулирование вывода на основе резюмирования информации.

Обоснование собственной точки зрения по вопросу в тексте, относительно позиции автора текста.

Обоснование суждения, нахождение подтверждения в виде примеров из текста.

Формулирование вывода на основе анализа разных точек зрения, приведение собственной аргументации.

Определение понятия на основе распознавания системы признаков и установления их соотношения, при необходимости по смысловой опоре (например, юридическая ответственность, гражданское право). Подведение под понятие.

Конкретизация понятия через другие понятия, определение практического значения и применения понятия (например, законодательство, право).

Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов»

Оперирование пословицами и поговорками в самостоятельной речи. Употребление пословиц и поговорок в соотнесении с социальной ситуацией.

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами»

Определение и выполнение алгоритма учебных действий (например, пунктуационный разбор предложения).

Выполнение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале (например, знаки препинания в сложных предложениях).

Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале (например, бессоюзное предложение; популяция; экосистема).

Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов»

Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале.

Анализ, переработка и использование информации для решения практических задач.

Нахождение и использование информации в разных жизненных ситуациях и в процессе общения.

Использование различных источников информации для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации»

Преобразование информации из одного вида в другой и выбор формы фиксации и представления информации.

Составление эссе по прочитанному.

Составление и преобразование текстов делового стиля, личного характера, постов на странице сети Интернет.

 

Специфика видов деятельности обучающихся с ЗПР при изучении коррекционного курса определяется их особыми образовательными потребностями. Для школьников с ЗПР необходимо предусмотреть предъявление дозированной помощи, которая при постепенном уменьшении позволяет осуществить переход от выполнения учебной работы под руководством и с помощью педагога к самостоятельному выполнению задания. Особое внимание должно уделяться формированию осознания обучающимися с ЗПР своих учебных трудностей и способов использования вспомогательных средств для их преодоления. Специальное внимание должно уделяться обучению использования визуальных и смысловых опор. Для школьников с ЗПР также предусматриваются дополнительные шаги при выполнении учебного действия и их визуальное подкрепление, позволяющее сделать связи в совершаемом действии более очевидными и осмысленными. Определенное место должна занимать работа с инструкцией к заданию. С учащимися следует детально прорабатывать понимание шагов учебных действий, определяемых в инструкции, и их последовательность. Необходимо приучать их руководствоваться ей при выполнении задания, учитывать все звенья, связывая их в контекстное целое. Важным является словесный отчет, который ученик с ЗПР дает по походу выполнения задания или по итогу работы, как способ речевой регуляции действий и повышения осознанности совершаемой деятельности.

Оценка достижений образовательного результата осуществляется в рамках диагностического направления работы учителя-дефектолога, которое включает стартовую диагностику, рубежный и итоговый контроль. Специалист проводит изучение уровня учебно-познавательной деятельности ребенка, уровня его обученности и обучаемости. Проводится рубежный и итоговый контроль освоения коррекционно-развивающего курса. Для этого учитель-дефектолог проводит обследование познавательных процессов на основе диагностического материала в соответствии с возрастом ученика. Для определения сформированности метапредметных умений могут быть использованы задания из комплексной диагностической работы овладения универсальными учебными действиями по годам обучения. Проводится анализ текущих письменных работ ребенка, срезовых и контрольных работ по предметам.

 

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические занятия)» на уровень основного общего образования

В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет):

По модулю «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной (умственной) деятельности»:

  • оперировать (выделять, соотносить, сопоставлять, синтезировать) признаками предметов, явления, понятий;
  • выделять совокупность признаков предметов, явлений, понятий; устанавливать их соотношение, различать существенные и несущественные признаки;
  • анализировать объекты или процессы на основе наблюдений с опорой на схему;
  • анализировать информацию из различных источников, сопоставлять, классифицировать и обобщать ее, уметь резюмировать на основе предварительного анализа;
  • синтезировать объекты, восстанавливать целое по части, воспринимать объект как целое, понимать целостность конспекта;
  • находить основание и классифицировать предметы, явления, понятия; обозначать словесной характеристикой основание, классы (группы) при необходимости с направляющей помощью;
  • группировать учебную информацию по заданным параметрам;
  • сравнивать объекты, явления, житейские и учебные понятия; проводить отбор существенных признаков, формулировать выводы о сходствах и различиях;
  • сравнивать факты и процессы на материале учебных предметов на основе установления и сопоставления обобщенных характеристик с опорой на образец;
  • обобщать понятия по существенным признакам, исключать «лишнее» на основе выделения общих признаков;
  • обобщать явления, события, информацию по заданным требованиям;
  • обобщать частные случаи правила и формулировать вывод при необходимости с направляющей помощью;
  • устанавливать логические связи и причинно-следственные зависимости между явлениями и событиями на материале учебных предметов;
  • делать умозаключения по аналогии на основе изучаемого программного материала при необходимости с опорой на образец;
  • строить суждения с логическими связками «и, или, не» «все, всякий, любой, каждый, некоторые»; использовать отрицание в суждениях; определять истинность и ложность суждений, аргументируя ответ;
  • делать вывод на основе анализа различных точек зрения, обобщая информацию, уметь приводить собственную аргументацию;
  • подводить под конкретное понятие на основе распознавания системы признаков и установления их соотношения при необходимости по смысловой опоре;
  • определять и объяснять скрытый смысл текста, выделяя в нем неявно заданную информацию;
  • проводить образные сравнения, объяснять метафоры;
  • понимать и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, при необходимости с направляющей помощью;
  • понимать нравственный смысл, заключенный в значениях пословиц и поговорок;
  • употреблять изученные пословицы и поговорки в применительно к разным жизненным ситуациям.

По модулю «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»:

  • анализировать, сопоставлять, обобщать зрительную и слуховую информацию;
  • анализировать и восполнять пространственные образы;
  • владеть навыкам пространственной ориентировки;
  • оперировать приемами запоминания и воспроизведения информацией на учебном материале;
  • строить самостоятельно алгоритм учебных действий;
  • выполнять алгоритм учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале;
  • определять учебное понятие по заданному алгоритму на программном материале;
  • интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя явно заданную в источнике и неявную информацию;
  • определять основную и второстепенную информацию при решении практических задач;
  • владеть постановкой вопроса при работе с информацией;
  • создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач;
  • формулировать выводы, основываясь на источнике информации, находить аргументы, подтверждающий вывод;
  • интерпретировать и обобщать информацию из нескольких отличающихся источников;
  • кодировать и декодировать информацию;
  • анализировать, сопоставлять и сравнивать информацию, представленную в тексте, таблице, диаграмме, схеме, рисунке, карте на материале учебных предметов;
  • ориентироваться в схематично представленной информации, составлять высказывание с опорой на схему;
  • строить схему рассуждений на основе правила с использованием направляющей помощи;
  • делать простой конспект, составлять тезисы устного или письменного сообщения;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации при необходимости с опорой на образец;
  • уметь критически оценивать информацию, распознавать достоверность информации в сети Интернет;
  • находить и использовать информацию в разных жизненных ситуациях и в общении;
  • составлять и преобразовывать тексты делового стиля, личного характера, посты на странице сети Интернет.