В пособии представлена одна из форм родительской взаимопомощи и взаимоподдержки, позволяющая родителям делиться опытом воспитания ребенка с ОВЗ, помогать и поддерживать те семьи, которые в такой помощи нуждаются, а также, способствующая социализации детей  раннего и дошкольного возраста с ОВЗ (на примере семей воспитывающих детей с синдромом Дауна). Материалы методического пособия будут интересны специалистам психолого-педагогического профиля служб ранней помощи, лекотек, семейных детских садов, семейных групп, консультационных пунктов и центров для семей с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и /или инвалидностью; специалистам социальных служб; студентам и магистрам психологических и педагогических вузов.

ВВЕДЕНИЕ

Технологии родительской  взаимопомощи и взаимоподдержки – важные составляющие оказания современной ранней коррекционной помощи. Они опираются на объединение родителей детей первых лет жизни с различными ограничениями в состоянии здоровья, у которых есть желание, возможность и ресурс для оказания помощи другим родителям в процессе организации регулярных встреч.

В основе современных технологий лежат ранние социальные программы помощи младенцам из семей социального риска, ориентированные на участие группы родителей в оказании помощи другим семьям. Например, такая программа была разработана в США в 1969 году Ирмой Гордон. Цель программы  - улучшить качество жизни младенцев и семей сельско-хозяйственных рабочих штата Флорида посредством организации родительской группы взаимопомощи. Обучение основам детской психологии и педагогики прошла группа женщин из крестьянских общин. В дальнейшем эта группа женщин стала выступать в качестве помощниц Ирмы Гордон, посещая семьи, где воспитывались грудные дети. Родителей знакомили с конкретной программой занятий и условиями, которые необходимо было обеспечивать детям в их возрасте для нормального развития. Дети, которые в течение 2-3 лет участвовали в данной программе, демонстрировали достижения, значительно превышающие результаты контрольной группы детей.

Чуть позже  подобный эксперимент был проведен в Нидерландах. Он назывался «Мамы помогают мамам» и включал, в том числе, обучение навыкам грудного вскармливания. Группа женщин со своими детьми, прошедшая обучение по программе ранней помощи, были в дальнейшем подготовлены для оказания помощи другим семьям с маленькими детьми. Подобные программы и эксперименты показали высокие результаты не только связанные с развитием детей, но и с повышением качества жизни их семей. Так постепенно в мировой практике ранней помощи начал складываться принцип «равный равному», означающий оказание ранней помощи за счет ресурсов и возможностей других семей и/или других людей, например, волонтеров.

На сегодняшний день технологии родительской  взаимопомощи и взаимоподдержки применяются на разных этапах вхождения семьи в службу ранней помощи. Так, в Англии организации здравоохранения, занимающиеся оказанием ранней помощи семьям детей с нарушениями слуха, прежде, чем семья будет принята в программу ранней помощи, рекомендуют познакомиться с родительским сообществом. Знакомство с родительским сообществом, прошедшим программы ранней помощи со своими детьми с нарушенным слухом, необходимо для того, чтобы вновь пришедшие родители смогли сформировать свое представление о том, будет ли их ребенок протезирован с помощью слуховых аппаратов, и какие программы и технологии помощи в связи с этим они предпочтут, или родители выберут кохлеарный имплант, а, значит, они и их ребенок будут работать по другим программам. Вновь пришедшим в службу ранней помощи родителям необходимо ответить на эти вопросы в течение двух недель, помогать им будет группа других родителей. Они будут делиться своим опытом, сомнениями, успехами, они будут их эмоционально поддерживать, информировать и, таким образом, вновь пришедшие в систему ранней помощи семьи сформируют свои представления о том, что для них и их ребенка приемлемо и важно.

В последние годы в отечественную социальную практику активно внедряется израильский проект взаимопомощи, называемый «Кастрюлька». В рамках проекта мамы, у которых дети уже выросли, привлекаются к оказанию помощи мамам детей-инвалидов. Они могут приготовить обед, сходить с магазин, купить продукты, убраться в доме, поиграть с ребенком, остаться на некоторое время с ребенком дома, пока мама сходит в поликлинику, в парикмахерскую, в магазин и т.д. Проект работает с использованием Facebook.

Еще один проект «Ты важна» тоже действует в Facebook. Проект ориентирован на поддержку мам детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта «Ты важна» мамы вместе организуют отдых, общаются, участвуют в мастер-классах, организуют посещения салонов красоты, театров, выставок, концертов и т.д. С детьми в это время находятся волонтеры.

Подобные задачи перед собой ставят службы «передышки». Это возможность временно поручить детей социальным помощникам. «Передышка» ориентирована на родителей детей до 14 лет не обслуживающих себя и постоянно нуждающихся в уходе. У каждой семьи в год есть возможность получить до 360 часов передышки. Службы «передышки» направлены, в первую очередь, на профилактику отказа от ребенка с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

Технологии взаимопомощи нацелены, как правило, на развитие обучающего направления за счет организации таких форм, как семинары по обмену опытом; групповые занятия по  формированию  навыков  и  приемов  семейного воспитания, ухода за детьми; на развитие досугового направления, включающего клубную деятельность и проведение культурно-массовых мероприятия; и на развитие физкультурно-оздоровительного направления. Целью технологий является оказание  практической  помощи семьям с детьми с ОВЗ и и/или инвалидностью посредством организации и функционирования группы родительской взаимопомощи. Инициаторами развития технологий взаимопомощи являются как специалисты, так и сами родители.

В рамках методического пособия мы представляем новую форму родительской взаимопомощи и взаимоподдержки – квартирник. Эту форму придумали сами родители детей с синдромом Дауна. Эти родители сами прошли и прожили со своими детьми различные виды помощи, которую им оказывали в благотворительном фонде «Даунсайд Ап». Они многое пережили, научились справляться со своими эмоциями, трудностями, кризисными состояниями. Они научились принимать и понимать своих детей. Они познакомились с такими же, как и они, семьями, прониклись симпатиями друг к другу, подружились. И на каком этапе у них возникла идея создания группы взаимопомощи, которая была бы ориентирована на дальнейшее развитие и социализацию детей с синдромом Дауна. В качестве места встречи было предложено использовать поочередно квартиры друг друга. На такую встречу, как правило, приглашается 3-4 семьи со всеми детьми (с детьми с синдромом Дауна, их братьями и сестрами). Сценарий встречи планируется заранее, его составляют сами родители. Они сами планируют цель встречи и ставят практические задачи в зависимости от сформулированной цели. В рамках пособия можно будет познакомиться с проведением двух квартирников, цели которых были разными.

На каком-то из этапов родителям потребовалась оценка их деятельности и профессиональное мнение специалиста. Такой специалист был приглашен на их встречи, состоялось обсуждение сценариев квартирника, обмен мнениями, специалист представил свой опыт организации игрового взаимодействия с детьми, поделился новыми приемами организации игр и компонентов квартирника. Рекомендации специалиста также представлены в методическом пособии. Кроме того, в пособии собран материал, который может служить основой для развития сценариев квартирника. Обсуждаются возможности использования пространства песочницы во дворе дома для проведения игр и занятий с детьми; использования пикника для выстраивания дружеских отношений между детьми. Рассматриваются приемы работы с фотографиями и создания коллективной книги с фотографиями запоминающегося события. Представлена такая продуктивная деятельность, как лепка, с использованием теста, массы для лепки и глины.

Методическое пособие будет интересно специалистам психолого-педагогического профиля служб ранней помощи, лекотек, семейных детских садов, семейных групп, консультационных пунктов и центров для семей с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и /или инвалидностью; специалистам социальных служб; студентам и магистрам психологических и педагогических вузов.