3.5. Гардеробщик [7,10,11,47,48].
5.1. Общие положения для профориентации.
Область профессиональной деятельности - выполнение работ по приему и размещению на временное хранение в гардеробе вещей посетителей.
Объекты профессиональной деятельности:
- посетители,
- гардеробное помещение,
- обслуживание посетителей в гардеробном помещении.
Требования к результатам предпрофессионального обучения:
- понимание сущности и значимости профессии «гардеробщик», проявление устойчивого интереса,
- организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
- организация собственной деятельности с соблюдением этикета,
- осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
- работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
- владение трудовыми действиями: вежливое приветствие посетителей,
прием, размещение и выдача личных вещей посетителей, оказание помощи в надевании верхней одежды, поддержание чистоты в гардеробном помещении.
- Профильные виды деятельности.
5.2.1. Знания, необходимые для работы.
- знание этикета (общепринятых правил и норм общения),
- знание оборудования гардеробного помещения (вешалки, полки и др.),
- знание правил приема и хранения личных вещей,
- понимание ответственности за сохранность личных вещей посетителей.
5.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил личной гигиены.
- подготовка специальной одежды (халат, удобная обувь), мытье рук.
5.2.3. Обслуживание посетителей.
- прием на хранение верхней одежды, головных уборов, обуви и других личных вещей посетителей,
- размещение верхней одежды, головных уборов, обуви и других личных вещей посетителей в установленных местах (на вешалках, крючках, полках),
- выдача посетителю жетона с указанием номера места хранения вещей,
- выдача посетителю одежды и других вещей по предъявлению жетона,
- оказание помощи инвалидам и престарелым посетителям при раздевании и одевании.
5.2.4. Поддержание чистоты в гардеробном помещении.
- подметание и мытье пола,
- мытье полок, стеллажей, вешалки.
- Рекомендации.
Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами работы с гардеробным оборудованием.
Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.
Обучающиеся с нарушением зрения смогут выполнять трудовые действия только при участии сопровождающего.
Обучающимся с ТМНР, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы, потребуется сопровождение для оказания помощи в организации конструктивного общения и взаимодействия с посетителями. Некоторые из них будут испытывать затруднения при планировании собственных действий в конкретной ситуации, когда, например, посетитель сдает на хранение верхнюю одежду, обувь, головной убор, ручную кладь, и нужно быстро сориентироваться и правильно разложить вещи по местам хранения.
Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. Для ориентации в гардеробном помещении необходимо использовать маркировку мест хранения вещей. Если гардеробщик с нарушением зрения или слуха не знает о приходе посетителей, то использование ими кнопки вызова (со звуком/светом) поможет сориентироваться в ситуации.
При использовании ограничителей (поручней и др.) обучающиеся с нарушением зрения смогут лучше ориентировать в помещении гардероба и находить места хранения вещей. Использование тактильных жетонов позволит обучающимся без участия сопровождающего находить вещи в местах хранения на стеллажах, полках.
Обучающимся с ТМНР, передвигающимся на коляске, необходима помощь сопровождающего при выполнении отдельных трудовых действий, например, размещении верхней одежды и головных уборов на вешалке. Использование телескопического съемника для снятия одежды позволит самостоятельно размещать на вешалке и снимать верхнюю одежду и головные уборы.