Введение

Вопросы трудового обучения и профессионально-производственного обучения детей с интеллектуальными нарушениями традиционно привлекали  внимание ученых и практиков в связи с их высокой значимостью для социализации и самостоятельной жизни  (Л.С. Выготский, А.Н. Грабаров, В. П. Кащенко, Г.М. Дульнев, Б.И. Пинский и др.).

Многие современные исследователи отмечают исключительную важность трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями для формирования и коррекции их двигательных, познавательных, коммуникативных отклонений в развитии (А.А. Гнатюк, Е.А. Ковалева, В. В. Коркунов, В.Л. Мирский, Г.В. Васенков, В.А. Шинкаренко, А.М. Щербакова и др.).

В настоящее время в образовательных организациях созданы специальные условия воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, формирования жизненных и социальных компетенций, необходимых для подготовки к жизни в обществе и выполнению важной жизненной функции: профессионального самоопределения и реализации их профессиональных возможностей.

Согласно требованиям ФГОС к реализации АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в среднем звене общего образования решаются задачи по адаптации обучающихся к измененным условиям обучения путем начальной профориентации. Это способствует переходу каждого обучающегося к самостоятельной деятельности под руководством и с помощью учителя по трудовому обучению, а также индивидуальному выбору вида трудового обучения с учетом собственных возможностей и интереса к будущей профессии.

Реализация Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» для поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволило образовательным учреждениям оснастить профильный труд современными техническими возможностями, расширить и ввести новые профили трудового обучения.  Современные учебники и методические пособия используются учителями технологии в организации и реализации образовательного процесса. Однако, до сих пор образовательные организации, реализующие АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не располагают комплексом диагностических материалов по оценке эффективности и качества образования детей с умственной отсталостью по предмету «Технология». Применение диагностических методик позволит учителям трудового обучения определить стартовые возможности каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по формированию профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям.

Исходя из выше сказанного, разработка комплекта диагностических материалов в предметной области «Технология» является весьма актуальной и призвана восполнить пробел в трудовом и профессиональном обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).