Игры, обеспечивающие развитие у ребенка ситуативно-познавательного общения и предметно-манипулятивных действий
(Второй этап психолого-педагогической работы)
В предложенных в этом разделе играх создаются ситуации, в которых взрослый и ребенок могут совместно переживать удовольствие от сенсорных впечатлений от действий с предметом. В играх, организованных взрослым, обеспечивается поддержка познавательного интереса ребенка к взрослому как источнику новых впечатлений, в том числе и связанных с предметом; ребенку предоставляется возможность осуществлять исследовательские действия, в которых он обнаруживает свойства предмета.
Подпрыгиваем
Игра способствует совместному переживанию удовольствия от вестибулярных впечатлений и поддержке инициативных действий ребенка.
Сядьте на большой гимнастический мяч (фитбол), малыша посадите себе на руки, крепко обняв его. Если у вас нет такого мяча, подойдет пружинящий диван или кровать.
Сначала легко подпрыгивая вместе с малышом на мяче или на диване, в ритм движений негромко произносите: «Вот как! Вот как! Да-да-да!». Постепенно увеличивайте амплитуду движений и экспрессивность речи, а затем снижайте ее и делайте перерыв. Выражайте удовольствие от совместного с ребенком переживания впечатлений от движения, ритма, увеличения интенсивности. Отражайте характер движений в речи – в период снижения их интенсивности говорите тише, и наоборот, произносите слова громче с увеличением амплитуды подскоков. Наблюдайте за поведением ребенка в ходе игры. Стремитесь к тому, чтобы ребенок улыбался, а в моменты снижения интенсивности движения или перерывах в движениях увеличивалась его двигательная и голосовая активность. В моменты остановки движений ждите, когда ребенок «попросит» о продолжении игры. «Показать» свою просьбу он может по-разному: любым движением тела, головы, ручек или ног, изменением мимики, вокализацией. Если ребенок никак не реагирует на остановку в игре, обратитесь к нему, спросите: «Еще?», после паузы дайте утвердительный ответ и только после этого возобновите игру.
Особые указания. Игру можно проводить, раскачивая ребенка на руках – вверх-вниз или из стороны в сторону. Важно делать это неспешно, с паузами. Поднимая ребенка над собой, приостановите движение, подождите, когда малыш активно начнет двигать головой, телом и ножками, опустите вниз, прижмите к себе и поцелуйте. Можно использовать любую потешку.
Пошуршим
Игра поможет побудить малыша проявлять двигательное оживление. Подготовьте место, где будет проходить игра: под тонкую хлопковую пеленку положите шуршащий материал. Это может быть мягкая оберточная или пергаментная бумага, полиэтиленовый пакет. Шуршащий звук, который будет слышать ребенок, должен быть ему приятным. Речевое сопровождение в ходе игры не должно отвлекать ребенка от естественного звука, который будет возникать во время движений ребенка на пеленке, под которой находится шуршащий материал. Материал не кладется в зону расположения головы ребенка. Любое движение туловища, ног и рук малыша должны вызывать звук шуршания.
Положите ребенка в положение «на спине». Укладывая малыша на пеленку, ласково поговорите с ним, потормошите за грудку. После этого обхватите руки ребенка и покачайте его из стороны в стороны. Сделайте паузу, и если малыш проявляет двигательное оживление, отпустите его руки и дайте ему возможность проявить активность. Если ребенку требуется помощь, похлопайте его руками по пеленке, при касании руками к пеленке будет слышно шуршание, вновь похлопайте по пеленке руками ребенка, чтобы звук был отчетливым. Сделайте паузу, дайте возможность малышу проявить сосредоточение. Постарайтесь понять: привлек ли звук внимание ребенка, понравился ли, наблюдается ли у него двигательное оживление, пытается ли ребенок воспроизвести движения для достижения повторного результата. В случае отсутствия действий, повторите похлопывание, помогите малышу обратить внимание на звук шуршания. Если ребенок проявляет двигательную активность – совершает ритмичные движения ногами и руками, дайте возможность действовать самостоятельно, лишь периодически поощряя его короткими возгласами поддержки.
Особые указания. Первые игры следует проводить, используя материал с ярким шуршащим эффектом. В этом случае для извлечения звука ребенку не требуется больших усилий, любое его движение будет результативным. По мере развития двигательных возможностей ребенка, материал должен быть с менее выраженным звучанием, чтобы для его извлечения малышу требовалось приложить больше усилий. Кроме того, шуршащий материал можно располагать локально: только в зоне расположения ног или только в зоне расположения рук. В зависимости от задач развития двигательных возможностей ребенка. Важно помнить, что наибольший эффект для развития у ребенка двигательного оживления имеет не сенсорный стимул – звук шуршания при движении, а сама ситуация общения, в которую включены ребенок и эмоционально поддерживающий его взрослый.
Бодашки
Игра поможет вызвать улыбку ребенка на приближение лица и прикосновения взрослого. Положите малыша на пеленальный стол в позе «на спине». Обратитесь к малышу со словами: «Сейчас забодаю, забодаю!». Убедитесь, что ребенок проявил сосредоточение: замедлил или прекратил ранее совершаемые действия, начал прислушиваться. Только после этого начинайте приближать лицо к лицу ребенка, сопровождая приближение и момент соприкосновения лбами словами: «Забодаю, забодаю!». Произносите слова с соответствующей игре интонацией. Можно изменить позу ребенка: положить его на бок, на животе или взять на руки. Игру можно дополнить вестибулярными воздействиями: удерживайте ребенка на вытянутых руках перед собой, приближайте его самого к вашему лицу. Делайте это не торопясь, фиксируя положение ребенка в крайних точках траектории движения – при приближении и удалении. Малыш должен иметь возможность переработать информацию о положении тела, его движении и взаиморасположении с взрослым.
Особые указания. Движение приближения важно сопровождать словами, тогда прикосновение для ребенка будет предсказуемым. Звук голоса информирует малыша о направлении движения взрослого, об изменении расстоянии между ним и взрослым. В варианте игры, когда вы приближаете ребенка к своему лицу, он испытывает еще и впечатления от вестибулярных ощущений, что придает дополнительную привлекательность игре. Однако в первые месяцы жизни некоторые дети могут не испытывать удовольствия от изменений положения в пространстве. Необходимо внимательно наблюдать за проявлениями малыша в ходе игры.
Похлопаем по бубну
Расположитесь напротив ребенку, лицом к лицу. Посадите ребенка так, чтобы он мог активно действовать руками. Привлеките внимание ребенка к игрушке: похлопайте по поверхности, вызывая звуки. Подставьте игрушку под ручки ребенка, подождите его действия. Можно слегка обхватить локоть ребенка и похлопать его рукой по поверхности. Отпустите свою руку, дайте возможность ребенку самому повторить движения. Эмоционально поддержите любые его попытки. Чередуйте действия, когда вы стучите рукой по игрушке, затем с вашей помощью стучит ребенок, далее – самостоятельные действия ребенка без вашего участия. Не спешите, дайте ребенку возможность исследовать предмет (облизать, постучать им по полу, потрясти), но потом вновь вернитесь к игровым действиям.
Особые указания: играть лицом к лицу, чередовать действия с действиями ребенка, эмоционально реагировать на любые попытки ребенка похлопать по поверхности игрушки. Сначала использовать вместо бубна лучше жестяную банку (диаметр 19 см и высотой 6,5 см). В дальнейшем можно предложить ребенку бубен и понаблюдать, с каким из предметов ребенок более охотно действует. По мере освоения ребенком действия с игрушкой можно сопровождать игру песенкой или коротким стишком. Привлекать ребенка к действию с предметом можно разным ритмическим рисунком постукивания по поверхности.
Деревянные ложки
Посадите малыша перед собой. Постучите деревянным ложками рядом с ладошками ребенка, подождите, чтобы ребенок направил руки к ложкам. Если ребенок затрудняется, прикоснитесь ложкой к пальцам, дайте возможность ребенку захватить ложку и «исследовать» ее. Взяв ребенка за локоть, покажите ему, как можно ложкой постучать по поверхности. Постучите и вы по поверхности своей ложкой. Повторите свои действия с потешкой:
Ай, туки, туки, туки.
Застучали ложки
Застучали ложки
Заиграли ложки
Тук-ток, тук-ток
Нашей деточке годок!
Дайте возможность ребенку повторить постукивание ложкой по поверхности, эмоционально поддержите его действия. Если ребенок затрудняется, помогите ему – обхватив его локоть, направьте его руку для совершения необходимого действия – постукивания. Чтобы поддерживать интерес ребенка к действию с ложкой, периодически стучите своей ложкой по его ложке. Ребенка может привлечь ваша ложка, отдайте ее и понаблюдать за действиями ребенка, дав ему возможность совершать любые самостоятельные действия. Затем вновь вернитесь к игре, предлагая ребенку еще постучать ложкой по поверхности. Чередуйте постукивания и паузы.
Особые указания. Не вкладывайте ложки в руки ребенка. Создайте условия, чтобы ребенок сам начал направлять руки на звук предмета, подставляете предмет к рукам ребенка и добивайтесь, самостоятельного захвата. Во время игры с ложками постепенно вносите разнообразие в действиях: стучите ложкой по столу, полу, барабану, банке, бубну, ложкой о ложку. Используйте прием очередности, чтобы ребенок мог воспринимать звук не только своих собственных действий, но и ваших. Можно сопровождать пение любимых песенок ребенка постукиванием ложками, при этом прекращать петь в моменты пауз в действиях ребенка и возобновлять, как только он вновь принимается стучать.
Погремушечка, погреми!
Посадите малыша напротив, возьмите две погремушки (в виде шарика на палочке) и погремите, постучите ими друг о друга. Прикоснитесь одной из погремушек к пальцам ребенка. Дайте ему возможность схватить погремушку и исследовать ее (облизать, переложит из руки в руку, постучать по полу или столу и др.). После того как ребенок удовлетворил познавательный интерес к погремушке, постучите своей погремушкой по той, которую держит малыш; далее, повторное постукивание сопроводите стишком:
Погреми, погреми, погремушечка
Вот так, вот так, погремушечка!
Стучите с разной интенсивностью: то слабо, то сильно. Сделав паузу в 5-7 секунд, продолжите стишок:
Не гремит, не гремит погремушечка
Нет, нет, нет, нет, погремушечки!
Повторите действия, снова постучите своей погремушкой по погремушке ребенка. При попытках ребенка взять вашу игрушку, отдайте и, взяв ребенка за руки в области локтя, помогите ему постучать погремушками друг о друга. Эмоционально поддержите действия ребенка. Если ребенок продолжает сохранять интерес к игровым действиям, чередуйте постукивание погремушек и паузы.
Особые указания: погремушки должны быть одинаковыми, с удобными для захвата и удержания рукоятками.
Необычный маракас
Для проведения этой игры вам понадобятся самодельные маракасы, которые можно сделать из маленьких пластиковых бутылочек, в которые засыпается манная крупа (можно использовать соль крупного помола или сахарный песок) на 2/3 объема. Бутылочки должны быть удобными для захвата и не тяжелыми. Обеспечьте безопасность: плотно закрутите крышки и аккуратно заклейте скотчем.
Расположитесь с малышом друг напротив друга, позовите ребенка и погремите маракасами, меняя локацию звучанию, но в пределах доступности для ребенка – в зоне действия рук ребенка. Добейтесь, чтобы ребенок заинтересовался звуком и начал осуществлять поисковые движения руками. Помогите ему – прикоснитесь маракасом к кончикам его пальцев и дайте схватить предмет. Пусть малыш совершает с игрушкой любые действия, как умеет. Если у него получится извлечь звук, размахивая маракасом, сразу присоединитесь к его действиям – начните греметь своим. Поддерживайте действия ребенка с маракасом периодическими восклицаниями.
Особые указания. Перед каждой игрой необходимо убедиться в прочности закрытия ёмкостей. Усложнением игры служит использование ёмкостей с более мелким по структуре наполнителем. Например, в качестве наполнителя может служить соль мелкого помола, издаваемый звук при этом будет более слабым, «шуршащим», для его извлечения от ребенка потребуются более интенсивные движения.
Где лучик?
Для проведения игры вам понадобится фонарик (НЕ ЛАЗЕРНЫЙ!), который включается бесшумно. Проводить игру лучше в тёмном помещении без окон (коридор, ванная комната). Если у ребенка имеется светоощущение, то он способен различать наличие и отсутствие света. Расположите ребенка в любой удобной позе – лежа на спине, сидя на полу (или стуле) к вам лицом, сидя у вас на коленях. Включите фонарик и направьте его на переносицу малыша, слегка перемещайте фонарик из стороны в сторону, чтобы луч передвигался между бровями ребенка. Скажите: «Ай! Лучик! Вот лучик!» Наблюдайте за ребенком. Сначала малыш может замереть, напрячься. Выключите фонарик и скажите: «Ой! Нет лучика!». Через 5-7 секунд вновь включите фонарик и повторите игровые действия.
Особые указания. Очень удобен в использовании диагностический медицинский фонарик – он компактен, имеет направленный белый луч и бесшумен при включении и отключении. Расстояние между лицом ребенка и фонариком в каждом случае может быть разным и варьироваться от 30 – 50 см, до 10-15 см. Наблюдая за поведением ребенка можно определить, с какого расстояния он обнаруживает источник света. Если ребенок начинает тянуться к включенному фонарику, можно отдать ему в руки. Как только вы убедитесь, что ребенок положительно реагирует на свет, ему нравятся действия с фонариком, игру можно будет проводить с любым осветительным прибором: бра, настольной лампой, торшером, световой гирляндой, свернутой в клубок. Каждый из этих предметов имеет различную степень интенсивности светового потока, и ребенок может получать каждый раз новые впечатления.
Звонкое ведёрко
Для игры понадобится ведерко, но его можно заменить кастрюлей или жестяной коробкой (диаметр 19 см и глубиной 6,5 см). Посадите ребенка, расположитесь напротив него и начните с ним перекликаться (обмениваться вокализациями) так, как вы делаете это обычно. Затем свои короткие реплики произносите, подставив к лицу ведерко так, чтобы звук вашего голоса усиливался. Звук будет ярче, если направлять поток воздуха не на дно, а на боковую часть ёмкости. В момент голосовой активности ребенка подставьте ведерко к его лицу так, чтобы был эффект усиления звука. Расположите ёмкость так, чтобы малышу было удобно ее взять. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать предмет. Это может занять несколько минут. Подождите, пока малыш удовлетворит интерес к исследованию ёмкости. Помогите ребенку повернуть ведерко так, как это требуется для игры и продолжите перекличку. Если у малыша не получается произносить звуки направленно в ёмкость, делайте это сами. Для поддержания интереса к игре чередуйте обычное звучание вашего голоса и усиленный звук, используйте различные звуковые сочетания. Каждый раз, когда ведерко будет оказываться в руках ребенка, предлагайте такую забаву.
Особые указания. Перед тем, как предложить ребенку какую-либо из ёмкостей для игры, проверьте ее на предмет безопасности – наличие мелких деталей, острых краев, прочности каркаса. Важно, чтобы предмет, который вы предложили ребенку в этой игре, чаще был доступен ему. Проявляйте удовольствие от игровых действий, разделяйте с ребенком его чувства: удивление, восторг, удовольствие.
Гол!
Для игры понадобится любой мяч диаметром от 10 до 25 см. Расположите мяч в ногах у ребенка так, чтобы он имел возможность постучать по нему ножками. Эмоционально поддержите действия ребенка, побуждайте его к энергичным движениям. Затем, сохраняя контакт мяча с ножками ребенка, покатите мяч вверх по телу до груди, замедлите движение и дайте ребенку возможность прикоснуться руками к мячу, обратитесь по имени и побудите малыша к действию, например: «Гоша, лови!». Если малыш «поймал» мяч и удерживает его в руках, поддержите его успех: «Ура! Гоша поймал мяч!». Повторите игру, но уже не замедляйте прокат и, подкатив мяч к подбородку ребенка, весело произнесите – «Гол!».
Особые указания. Чем меньше мяч, тем сложней ребенку в этой игре его удерживать. В игре можно использовать как мягконабивные, так и резиновые мячи. Для данной игры наиболее удачным является положение ребенка «лежа на спине», при этом можно расположить ребенка под углом не более 45 градусов, подложив под верхнюю часть его тела подушку. Важно, чтобы в процессе игры мяч все время касался тела ребенка, а ребенок мог отчётливо ощущать движения мяча по его телу.
Прыг-скок!
Положите мяч в ноги ребенку. Согните его ножки и потолкайте мяч.
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок!
Возьмите малыша под мышки, лицом к себе, поставьте его на фитбол, который вы удерживаете между своих ног. Совершайте подпрыгивающие движения, сопровождая их словами:
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок!
Затем поставьте ребенка к себе на колени и помогите ему совершить движение, напоминающее подпрыгивание:
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок!
Прижмите ребенка к себе, потормошите, поцелуйте:
Прыг-скок, прыг-скок!
Вот попался, голубок!
Особые указания: в игре используются резиновые мячи разного размера, в ноги ребенка кладется мяч диаметром от 20 до 30 см, а для «прыжков» большой мяч – фитбол. «Прыгать» с ребенком, удерживая его под мышки, можно на разных поверхностях. Движения взрослого не должны быть резкими. Ставить ребенка на ножки, если он сам еще не встает у опоры, не следует.
Машина из стульчика
Положите на бок детский деревянный стульчик. Поставьте малыша между ножками стула и положите его руки на край сидения. Чуть двиньте вперед стул, побуждая малыша шагнуть:
Поехали-поехали! В гости с орехами!
Би-би! Би-би! С дороги уходи!
Перемещаясь таким образом по комнате, можно «доехать» до папы или бабушки, «встретиться», обняться и поцеловаться с ними, не выходя «из машины», и продолжить путешествие.
Особые указания. Перед игрой необходимо проверить перевернутый стул – он должен быть устойчивым. Для игры должно быть достаточно места в помещении, перед игрой надо убрать все предметы, которые могут помешать перемещению. Игра проводится, если ребенок уже может самостоятельно вставать у неподвижной опоры. Игру лучше проводить вдвоем: один из взрослых должен располагаться перед ребенком, побуждая к движению, а другой – страховать малыша сзади и помогая продвигать стул вперед с безопасной для малыша скоростью. Усложнить игру можно, заранее обозначив цель перемещения – к кому ехать; например, к папе, который обозначает свое местоположение звуком. При этом расстояние, которое предстоит преодолеть ребенку должно быть незначительным, не более 1- 1,5 метров.
Нежные ладошки
Проводится игра, когда малыш уже научился поднимать каждую руку по отдельности, ощупывать свое лицо, и нужно «показать» ему, как это можно делать двумя руками. Расположитесь с ребенком лицом к лицу. Возьмите руки ребенка за локти, поднимите их до уровня головы – ребенок ладошками прикасается к своей голове. Проведите обеими руками ребенка по его лицу, следите, чтобы ладошки были раскрытыми. Приговаривайте ласковые слова, называйте ребенка по имени. Наблюдайте за малышом, прикосновения должны быть ему приятны. Не выпуская рук ребенка, после небольшой паузы, повторите действия.
Особые указания. Ознакомление малыша со своим лицом на данном этапе его развития не предполагает усвоение названия частей или целенаправленное обследования частей своего лица. Ребенок лишь получает информацию о своем теле через собственные руки и ощущения. Взрослый показывает способы, как это сделать и эмоционально поддерживает движения ребенка. Можно использовать в этой игре отдельную фразу из игры «Ладушки»: «Кыш! Полетели, на головку сели!».
Усложнением игры может служить продолжение действий, направленных на лицо взрослого. Когда после проведения руками по лицу ребенка, мать направляет его руки к своему лицу: проводит ими по лбу, носу, рту. В это время можно подуть на ладошки ребенка, нежно поцеловать их, подышать в ладошки ребенку и сказать: «Это мама!». Если малыш готов продолжать взаимодействие, повторите игру с самого начала после небольшой паузы.
Забавный носок
Приготовьте для игры носок: положите в него бубенчик или шарик от погремушки, который при движении издает звук, а затем завяжите мысок носка с вложенным предметом с помощью резинки или ленточки. Расположите ребенка в полусидячем положении. Разведите бедра ребенка и согните его ножки так, чтобы ребенку можно было дотянуться рукой к стопе. Наденьте подготовленный носок на ножку и привлеките внимание ребенка звуком предмета, который находится в носочке. Помогите ребенку схватить и потянуть кончик носочка: подтолкните противоположную ножке в носочке руку. Дайте возможность ребенку реализовать свой интерес к носочку и самостоятельно совершать действия, но периодически извлекайте звук. Повторите все действия с другой ножкой.
Особые указания. В носочек можно положить любой звучащий предмет, он должен быть легким и удобным для захвата. От игры к игре можно менять звучащие предметы. Каждый раз проверяйте прочность завязки: небольшой предмет должен быть надежно закреплен в носочке.
Толкаем и слушаем
Положите малыша на живот или посадите его, сами расположитесь напротив. Позовите малыша и погремите бутылкой. Подтолкните бутылочку к малышу, чтобы она покатилась и коснулась тела ребенка. Дайте ребенку возможность ознакомиться с бутылкой, а потом помогите ему оттолкнуть ее, чтобы она покатилась. Если ребенок сидит на полу, то можно покатать ёмкость по его ножкам.
Особые указания. Для игры необходимо приготовить несколько бутылок. Одну бутылочку можно обклеить черным скотчем, который нарезают на ленту 1,5 – 2 см шириной. Наклеивать ленту следует под углом в 45 градусов, витками от донышка до горлышка. При прокатывании такой бутылочки, будет иллюзия движения полосок в виде спирали. Такой эффект может позволить детям, которые имеют остаточное зрение, обнаруживать перемещение бутылочки ее в пространстве, направление ее движения. Другую ёмкость можно заполнить шариками от погремушек (желудями или иными мелкими предметами). Важно помнить, что звук, который будет издавать наполненная бутылка не должен быть слишком громким и резким. Третью ёмкость – предметами, который издают негромкий звук (например, деревянными палочками или бамбуковыми шпажками–шампурами). Все заполненные мелкими предметами ёмкости необходимо проверять на предмет безопасности для ребенка: крышки должны быть плотно закрыты, аккуратно заклеены скотчем.
Вот так кастрюлька!
Посадите ребенка перед собой, позовите по имени и привлеките его внимание звуком: погремите крышкой кастрюли. Откройте и закройте кастрюлю крышкой. Приблизьте кастрюлю к ребенку так, чтобы протянув руки, он мог прикоснуться к ней. Пусть малыш действует с кастрюлей, как хочет. Подскажите ему, что в кастрюлю можно «говорить», ее можно переворачивать, по ней можно стучать. Повторяйте за ребенком действия с кастрюлей (он стучит по кастрюле, и вы стучите), эмоционально поддерживайте его познавательные действия. Бросьте в кастрюлю несколько небольших предметов (деревянный кубик, погремушку, колечко от пирамидки) и потрясите кастрюлю, чтобы можно было услышать звуки: «Ух, как громко!». Если ребенок переворачивает кастрюлю и предметы высыпаются из нее, предложите снова потрясти – отметьте отсутствие шумового эффекта: «Не гремит, тихо». Снова со звуком бросайте предметы в кастрюлю и помогите ребенку потрясти. Периодически со звуком закрывайте кастрюлю крышкой, малыш постепенно обратит внимание и на эту деталь.
Особые указания. Для игры приготовьте 2-х литровую эмалированную кастрюлю без пластмассовых деталей (с литыми ручками и такой же ручкой на крышке). Такая кастрюля может быть использована в других играх как барабан, ёмкость для складывания в неё предметов, на ней можно сидеть, перевернув вверх дном, а крышку использовать в качестве «музыкального» ударного инструмента и по назначению – закрывать ёмкость.
Постучим колечками
Посадите ребенка перед собой, позовите его и предложите поиграть, постучите кольцом о кольцо. Можно постучать кольцами справа от ребенка, и прикоснуться к правой руке. Подождите, пока ребенок повернется и начнет искать источник звука. Помогайте ребенку, если он затрудняется: повторите постукивание в той же локации и прикоснитесь колечком к руке. Побуждайте ребенка найти кольца справа от него (а в следующей игре проделайте эти же действия, но слева от ребенка). Дайте малышу одно кольцо и предоставьте ему возможность познакомиться с ним. Периодически постукивайте своим кольцом о то, которое держит в руках ребенок. Если ребенок тянется к вашему кольцу, отдайте, и покажите ребенку, как можно постучать кольцами. Помогите ребенку удерживать в каждой руке по кольцу. Если ребенок выпускает из руки одно из колец, возьмите его и постучите по тому, которое держит ребенок. Можно надеть кольцо на руку ребенка, и постучать по нему; поддержать действия ребенка, когда он будет пытаться снять кольцо с руки. Повторите эти действия с другой рукой.
Особые указания. Для игры понадобятся полые (объемные) кольца для серсо, диаметром 10-15 см, такие кольца удобны для захвата и удержания в руке. Кольца с большим диаметром можно надевать ребенку на руку, на ногу; они легко снимаются с руки взрослого. Их можно нанизывать на ножку перевернутого детского стула, подготавливая ребенка к игре с пирамидкой.
Прятки
Для игры приготовьте легкий шелковый платок. Расположитесь напротив ребенка, сядьте близко и взмахните платком, чтобы ребенок почувствовал на лице «ветерок». Накройте голову ребенка платком, спросите: «Где (имя ребенка)?» если ребенок не делает попыток снять платок с головы, то потяните за край платка и когда он спадет с лица, приблизьте свое лицо к лицу ребенка, поцелуйте и скажите: «Вот наш (имя ребенка)!» Повторите действия, только теперь помогите малышу самому потянуть платок: направьте руку ребенка, взявшись за локоть. Помашите платком вместе с ребенком – сделайте «ветерок». Повторите игру.
Особые указания. Платок должен быть легкий, с гладкой поверхностью, чтобы беспрепятственно спадать с головы при незначительном движении, и небольшой, чтобы ребенок не запутался в нём. В случае наличия у ребенка остаточного зрения можно использовать платки ярких, насыщенных цветов и менять их в процессе игры.
Где игрушка?
Для игры понадобятся 2 разные погремушки с привлекательными и знакомыми ребенку звуками. Посадите ребенка перед собой и погремите одной из игрушек перед малышом так, чтобы он начал протягивать руки вперед, к игрушке. Дайте ему возможность дотянуться, схватить звучащую игрушку, позвольте действовать погремушкой по своему желанию. Подбадривайте действия ребенка восклицаниями, которые, однако, не должны заглушать звук погремушки. Затем сделайте паузу и погремите другой игрушкой сбоку от ребенка на расстоянии его вытянутой руки. Если ребенок выпустит первую игрушку из рук, более активно звучите сбоку второй, прикасайтесь звучащей игрушкой к плечу, предплечью малыша, побуждая его совершать движение руки вбок. Если ребенок пытается это сделать, притроньтесь игрушкой к его кисти, чтобы ребенок осуществил захват. Повторите игровые действия не меняя локализацию – с той же стороны, что и первый раз.
Побуждайте ребенка искать игрушку по звуку и легкому прикосновению с разных сторон, сверху и снизу, обязательно подкрепляя звук погремушки прикосновением. Звуки и прикосновение должны быть в одной локации.
Особые указания. Умение обнаруживать звучащие предметы в разных положениях относительно ребенка необходимо при освоении большого пространства и безопасного перемещения в нем.