Методические рекомендации к проведению игр-занятий с предметами-орудиями
Игры-занятия с предметами-орудиями имеют специальное и очень важное значение в системе воспитания малыша с нарушенным слухом, так как служат формированию культуры мышления в раннем возрасте, способствуют решению различных практических задач, с которыми ребенок постоянно сталкивается в быту, на занятиях, в игре. Особенность игр с предметами-орудиями состоит в том, что малыш учится выполнять какую-либо практическую задачу, используя подручные средства – такие как, палочка, молоточек, сачок, совочек и пр. При этом он воздействует одним предметом на другой, например, придвигает к себе игрушку палкой, достает сачком рыбок из воды, насыпает совочком песок в формочку. Все эти предметы используются как орудия достижения практической цели – вытащить из-под шкафа мяч, поймать из воды рыбку, сделать куличик и т.п.
Деятельность с предметами-орудиями формирует координацию движений: ребенок оценивает зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинает действовать с помощью предмета-орудия, движения его становятся более четкими, развивается глазомер. Игры-занятия с предметами-орудиями способствуют умственному развитию малыша с недостатками слуха, формируют у него полезные навыки, воспитывают настойчивость, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение ребенка со взрослыми и сверстниками.
Основная задача взрослого при проведении игр-занятий с предметами-орудиями заключается в формировании у малыша с недостатками слуха способов действия с вспомогательными предметами. Важно научить малыша правильно и самостоятельно использовать предмет в качестве средства достижения поставленной задачи. Показывая малышу способы действия с предметами-орудиями, взрослый постоянно общается с малышом, называет предметы и действия с ними. Он побуждает малыша к повторению слова, фразы, называнию игрушки, предмета в любой доступной ему форме: голосом, лепетным или полным словом, фразой.
Игры-занятия с предметами-орудиями проводятся с детьми второго года жизни в порядке их нарастающей сложности.
Малыша первого полугодия второго года жизни взрослый учит использовать тесемочки, ленточки, веревочки (вспомогательные средства), с помощью которых можно изменить положение объекта: дергая за веревочку, вызвать звучание предмета (колокольчика); притянуть за веревочку воздушный шарик; подтянуть к себе за веревку, тележку, автомобиль и т.д. Ребенка знакомят с простейшими приспособлениями для переноса предметов, их перемещения в пространстве, приближения к себе. С этой целью в играх используют каталку, которую малыш толкает впереди себя, держа ее за ручку; скользящую тесемку для приближения игрушки и пр.
После 1 года 6 месяцев взрослый предлагает ребенку простейшие предметы-орудия, с помощью которых можно придвинуть игрушки палкой, вытолкнуть игрушку палкой из трубки и т.д. Следует формировать действия с более сложными предметами-орудиями - палочкой с колечком, сачком, черпачком («Поймай шарики», «Поехала кукла в гости», «Поймай бабочку сачком», «Плыви ко мне, кораблик», «Ловись рыбка» и др.). Ребенка учат придвигать, доставать и перемещать с их помощью соответствующие игрушки, шарики. Малыша нужно обучать использованию таких игрушек-орудий, как совок, формочки, лопатки, ведра и т.п.; побуждать к правильным действиям с ними в самостоятельных играх с песком, водой и снегом.
Полезно показывать ребенку художественно выполненные подвижные игрушки («Петрушка», «Дровосеки», «Медведь и кузнец», «Обезьяна-акробат» и др.), привлекать его внимание к их звучаниям.
Занятия с предметами-орудиями, как правило, планируются раз-два в неделю.
Перейдем к подробному описанию игр-занятий с предметами-орудиями с неслышащими детьми второго года жизни. Задания заимствованы нами из методических пособий отечественных авторов (С.Л. Новоселовой, А.Н. Фроловой и др.) и адаптированы для малышей с нарушенным слухом.