Игры-занятия со строительным материалом для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев

 

Башенка

Цель: научить строить башенку из двух кубиков, накладывая один на другой, сосредоточенно играть, побуждать произносить слова и звукоподражания.

Примерный словарь: будем строить, построй, башня, упала (бах), птичка (пи-пи-пи), вот, кубики, убери, молодец.

Оборудование: 4 кубика одинакового цвета, 2 маленькие птички.

Ход занятия: взрослый кладет на стол (или на пол, если занятие проводится на полу) 4 кубика, обращает внимание ребенка на них с помощью естественного жеста и речи: «Вот кубики. Будем строить». Затем он на глазах малыша строит башню: ставит кубик на кубик и говорит «Башня». Вводится игровой сюжет – прилетает птичка «пи-пи-пи» и «садится» на башню. После этого взрослый просит малыша, используя естественный жест, повторить действия и указывает место, где ребенок будет строить: «Построй тут». Если у малыша не получается взрослый помогает ему с помощью совместных действий. Когда башня построена, взрослый хвалит ребенка: «Молодец, Вова!»; показывает ребенку птичку, используя естественный жест и произнося «на пи-пи-пи», предлагает малышу посадить ее на его башню. Птички сидят на башнях, затем улетают: «Пи-пи-пи. Нет пи-пи-пи!» Затем взрослый тихонько толкает башню, кубики рассыпаются, он говорит: «Ай! Упала башня, Бах!», - побуждая ребенка к подражанию. В конце занятия взрослый берет коробку и предлагает малышу сложить кубики в коробку, используя естественные жесты и речь: «Вова, убери кубики. Молодец».

Когда малыш научится строить башню из двух кубиков, ему предлагают строить башню из трех, четырех, шести кубиков; строить две башенки: из маленьких и больших кубиков, на маленькую башенку прилетает маленькая птичка, на большую – большая; высокую башню из, например, красных кубиков, низкую – из желтых.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Машина

Цель: учить строить игрушку накладыванием кубика на кирпичик. Дать понятие о том, что в машине можно возить куклу (других зверушек). Побуждать ребенка произносить звукоподражания и лепетные слова: би-би, бах, ляля.

Примерный словарь: имя ребенка, построй, тут, вот, на, машина (би-би), ляля, упал (бах), верно, умница.

Оборудование: 2 кубика и 2 кирпичика одинакового цвета, машинка, 2 маленьких матрешки.

Ход занятия: взрослый показывает ребенку игрушечную машину, называет ее «би-би», а затем демонстрирует, как нужно строить машину: берет кирпичик и кладет на него сверху кубик, ставит матрешку на кирпичик рядом с кубиком, толкает машину и говорит: «Би-би, ляля едет». Затем взрослый дает малышу кирпичик и кубик и предлагает построить машину, используя при этом естественный жест: «Ваня, построй тут». Малыш сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно строит машину. Постройка соотносится с реальным предметом: взрослый показывает на настоящую машину и на построенную, называя их «би-би». Потом ребенку дают матрешку («На лялю») и предлагают «посадить» ее в машину, а затем катают ее: «би-би, ляля едет». Можно изобразить, как машины взрослого и малыша едут навстречу друг другу и сталкиваются: при столкновении машин куклы падают, взрослый восклицает: «Бах! Ляля упала!». Ребенок и взрослый снова строят машины, игра повторяется 2-3 раза.

На следующих занятиях для обыгрывания постройки следует использовать другие игрушки, сомасштабные постройке: мишку, зайку, лягушку и др.; изменять цвет кузова и кабины; строить две машины разного цвета; большую и маленькую машины.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Домик

Цель: учить строить дом из двух деталей: кубика и треугольной призмы (крыши), побуждать к произнесению слов и звукоподражаний.

Примерный словарь: кубики, будем строить, что, там, дом, ляля, идет (топ-топ), вот, все, убери, хорошо.

Оборудование: по 1 кубику и 1 треугольной призме одного цвета на ребенка и взрослого, 2 маленькие куколки.

Ход занятия: взрослый показывает ребенку закрытую коробку, в которой лежат кубики, гремит ими, спрашивает у него: «Что там?», сопровождая слова естественным жестом. Затем он открывает коробку, показывает малышу кубики, говорит: «Вот кубики. Будем строить». Взрослый показывает малышу игрушечный дом, говорит «дом». Если в обучении ребенка уже используются письменные таблички, взрослый прикладывает табличку дом к предмету. Затем взрослый на глазах малыша строит дом: кладет треугольную призму на кубик, говорит: «Дом», показывает малышу куколку и ведет ее к своему дому «ляля идет, топ-топ». Далее взрослый дает малышу кубик и призму, и предлагает построить дом, говоря: «Построй тут». При необходимости взрослый помогает малышу: вновь строит на глазах малыша дом, если это не помогает, строит руками ребенка. Когда постройка готова, взрослый соотносит ее с реальным предметом, т.е. взрослый показывает на настоящий дом и на построенный, называя их «Дом». После этого взрослый дает ребенку другую куколку: «на, лялю» и ведет ее вместе с ребенком к его домику: «ляля идет (топ-топ-топ)». В конце занятия взрослый берет коробку или ведро и предлагает малышу сложить кубики, используя естественные жесты и речь: «Все. Убери кубики. Хорошо».

На последующих занятиях можно строить дом для других игрушек, вокруг дома возить машинку; строить дом, в котором «основание» - кубики одного цвета, например, красного, а крыша – другого (желтого); строить дом из двух, а затем трех кубиков и треугольной призмы; строить два дома – большой и маленький: в маленьком доме живет маленькая кошка (собачка), в большом – большая кошка (собака). Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Дорожка

Цель: учить выкладывать дорожку из кирпичиков, выполнять действия по показу взрослого, возить машину по дорожке, побуждать произносить слова и звукоподражания.

Примерный словарь: будем строить, кубики, вот, тут, построй, машина (би-би), хорошо.

Оборудование: 6 кирпичиков красного (или любого другого) цвета, две машинки.

Ход занятия: взрослый приносит коробку или ведерко с кубиками, гремит ими, не показывая их малышу, спрашивает у него: «Что там?», сопровождая свои слова естественным жестом. Если малыш догадывается, что в коробке лежат кубики, взрослый хвалит его и показывает кубики, гремит ими на глазах у ребенка. Если не малыш угадывает, то взрослый также показывает содержимое коробки и гремит кубиками на глазах у малыша, говорит: «Вот кубики. Будем строить». Взрослый на глазах у ребенка строит дорожку из 3-х кирпичиков, говорит: «Вот дорога». Вводится игровой сюжет: взрослый везет по дорожке машину: «би-би». Затем взрослый дает ребенку 3 кирпичика и предлагает построить такую же дорожку, используя указательный жест: «Построй тут». Если малыш не справляется сам, взрослый помогает ему, используя совместные действия. По построенной дорожке ребенку предлагается возить машинку: «би-би».

На следующем занятии дорожку строят для куклы, собачки, кошки, матрешки. Кукла и зверушки идут по дорожке (топ-топ-топ).

Можно ввести в игру персонаж, например, мишку (волка, тигра и др.), который ломает построенную дорожку. Взрослый грозит мишке пальцем, ругает его («ай-ай-ай, нельзя»), побуждая малыша подражать. Ребенок сам или с помощью взрослого строит дорожку и ведет по ней куклу и мишку. По окончании занятия малыш вместе со взрослым складывает материал в коробку.

Можно строить две дорожки: длинную из трех-четырех кирпичиков, короткую – из двух. Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Поезд

Цель: учить строить поезд из кубиков, выполнять действия по показу взрослого, возить на поезде зверюшек, побуждать произносить слова и звукоподражания.

Примерный словарь: имя ребенка, будем строить, построй, привет, пока, кубики, тут, возьми, верно, положи, все, вот, поезд (у____), собака (ав-ав), умница.

Оборудование: игрушка-поезд, 6 кубиков одного цвета (три для ребенка, и три для взрослого), две маленькие собачки.

Ход занятия: взрослый показывает малышу игрушку – поезд, называя его «у___». Затем взрослый обращает внимание малыша на коробку с кубиками, стоящую недалеко от него, спрашивает, используя естественные жесты: «Что там? Дай!» Малыш вместе со взрослым достает коробку, и взрослый восклицает: «Тут кубики. Будем строить». На глазах у ребенка он строит поезд из трех кубиков, прикладывая кубики друг к другу, называет его «у____». Вводится игровой сюжет: в гости к малышу прибегает маленькая собачка, «здоровается» с малышом «Привет, Ваня! Привет, ав-ав», взрослый сажает собачку (ав-ав) на поезд и везет его «у____». Затем взрослый дает малышу три кубика и предлагает построить свой поезд, сопровождая свои слова естественными жестами: «Построй у___. Возьми кубик. Верно. Положи кубик». При необходимости взрослый помогает ребенку: показывает детали своей постройки, вновь строит поезд, или строит руками ребенка. Постройка соотносится с реальным предметом, т.е. взрослый показывает на игрушечный поезд и на построенный, называя их «у____». На поезд малышу предлагается посадить собачку, и возить ее «ав-ав едет (у____), пока, пока»: взрослый руками малыша, придерживая кубики, везет поезд, побуждает ребенка называть действия. В конце занятия взрослый обязательно хвалит малыша «Умница!», и предлагает убрать кубики в коробку: «Все. Убери кубики. Умница».

Варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Стол

Цель: учить строить стол из кубика и кирпичика, играть с постройкой, побуждать произносить слова и звукоподражания.

Примерный словарь: имя ребенка, будем строить, стол, построй, зайка, ест (ам-ам), вот, на, кубики, тут, пьет, молодец.

Оборудование: 2 кубика и 2 кирпичика одного цвета, зайка, игрушечный стул (или картинка), игрушечная посуда – чашка, тарелка.

Ход занятия: Взрослый показывает малышу реальный предмет – стол, стол, изображенный на картинке, называет его «Стол». Если в обучении ребенка уже используются таблички, взрослый прикладывает табличку стол к предмету. Затем он говорит ребенку: «Будем строить» и на глазах у него строит стол: берет кубик и кладет на него кирпичик, говорит «стол». Взрослый показывает ребенку картинку с изображением стола и кладет ее рядом с постройкой – «вот стол». Вводится игровой сюжет – на стол ставится игрушечная посуда, взрослый сначала сам, а потом вместе с малышом поит зайку из чашки «зайка пьет», кормит зайку – «зайка ест (ам-ам)». После этого взрослый дает малышу кубик и кирпичик («на кубики») и предлагает построить стол, показывая место, где он будет строить: «построй тут». При необходимости взрослый помогает ребенку. Построив стол, ребенок получает зайку, и соответственно возможность поиграть с ним и со своей постройкой: поить его из чашечки, кормить: «Зайка пьет. Зайка ест (ам-ам)». В конце занятия взрослый хвалит малыша «Вова, молодец!». Постройку ребенка можно перенести в удобное место (на полку, на телевизор и т.п.) и показывать всем, кто приходит: «Папа (мама, бабуля), посмотри. Стол. Вова построил. Молодец». При этом взрослый показывает на ребенка и постройку.

Варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Стул

Цель: учить сооружать стул из кубика и приставленного к нему сбоку кирпичика, использовать получившуюся конструкцию в игре, побуждать к произнесению звукоподражаний, слов, фраз.

Примерный словарь: построй, стул, плохо, хорошо, тут, ляля, идет (топ-топ), упал (бах), больно, нога, сидит, молодец.

Оборудование: 2 кубика и 2 кирпичика одинакового цвета, две куклы, соразмерные величине кубика и кирпичика.

Ход занятия: взрослый разыгрывает перед малышом небольшой сюжет: куколка гуляет по лесу «ляля идет (топ-топ)» (предварительно желательно расставить на столе или на полу игрушечные деревья или сделать их из бумаги), вдруг кукла падает, у нее болит нога –«ляля упала (бах!). Ай! Больно! Нога болит!» Взрослый сооружает стул для куклы из кубика и приставленного к нему сбоку кирпичика, соотносит постройку с реальным предметом, т.е. показывает на настоящий стул и на построенный, называя их «стул». Если в обучении малыша уже используются таблички, взрослый подкладывает табличку стул к постройке. Вводится игровой сюжет - на построенный стул сажают куклу: «ляля сидит». Затем взрослый дает ребенку другую куклу и вместе с ним разыгрывает показанный ранее сюжет – кукла гуляет по лесу, падает, малышу предлагается построить стул для куклы: «Построй тут». При необходимости взрослый помогает малышу: вновь строит стул на глазах у него, строит руками ребенка. На стул малыш сажает куклу – «ляля сидит». Куклы ходят в гости: кукла взрослого садится на стул малыша, а кукла малыша – на стул взрослого. В конце занятия взрослый хвалит малыша «Маша, молодец!». Постройку ребенка можно перенести в удобное место (на полку, на телевизор и т.п.) и показывать всем, кто приходит: «Папа (мама, бабуля), посмотри. Стул. Маша построила. Молодец». При этом взрослый показывает на ребенка и постройку.

На последующих занятиях ребенку можно предложить строить стул из кирпичика и кубика разного цвета (например, зеленого кубика и желтого кирпичика); строить два стула: для мишки и зайки (куклы и собачки); большой и маленький стул (для большого мишки и маленького мишки).

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.