Методические рекомендации к проведению игр-занятий со строительным материалом
Игры-занятия со строительным материалом имеют большое воспитательное значение для малыша с нарушенным слухом. Прежде всего они активно обогащают его сенсорный опыт. Действуя со строительным материалом, ребенок практически получает конкретные представления о форме, величине, цвете предметов, приобретает элементарные пространственные ориентировки. У малыша формируются и совершенствуются типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое примеривание и зрительное соотнесение. Занятия со строительным материалом развивают внимание ребенка, его мышление, способность к подражанию, мелкую моторику рук и глазомер. Все это способствует успешному обучению малыша, и в частности, формированию устной речи.
На занятиях со строительным материалом малыш второго года жизни получает самые простые конструктивно-строительные умения. Главная задача игр-занятий со строительным материалом — обучить ребенка способам создания постройки, заинтересовать его действиями с кубиками.
Для того чтобы вызвать интерес ребенка к строительным играм, взрослый всегда разыгрывает небольшой знакомый игровой сюжет в соответствии с темой занятия. И тогда конструирование приобретает для малыша определенный смысл, становится понятна игровая задача. Так, на построенную башню прилетает птичка, по дорожке идет мишка, в домике живет матрешка. Действия ребенка с кубиками в этом возрасте скорее занимательная игра, в которой инициатива вначале принадлежит взрослому. Мама, папа, бабушка показывают малышу, что и как надо строить, как с постройкой можно поиграть. Всегда поясняя свои действия речью, и широко используя естественные жесты, взрослые побуждают малыша к произнесению звукоподражаний, слов, фраз.
В начале занятия взрослый показывает малышу реальный предмет, который собирается построить (например, стул, стол, машину, дом, и т.д.), называет его. Если в обучении ребенка уже используются таблички, взрослый прикладывает соответствующую табличку к предмету. Затем он на глазах у ребенка строит стул (башню, стол, машину, дом и т.д.), вместе с малышом рассматривает постройку, называя ее. Вводится игровой сюжет. Так, на построенный стул сажают куклу, по дорожке из кирпичиков едет машина, к домику идет мишка и т.д. Далее взрослый дает малышу необходимые детали и предлагает воспроизвести такую же постройку, сопровождая свои слова естественным жестом: «Построй стул (дом, башню и т.д.)» и показывает место, где ребенок будет строить: «Построй тут». При этом постройка взрослого всегда находится перед ребенком. Если малыш затрудняется воспроизвести постройку, взрослый помогает ему: показывает детали своей постройки, вновь строит на глазах у ребенка. Если это не помогает, взрослый использует совместные действия, строит руками ребенка. Когда постройка готова, взрослый соотносит ее с реальным предметом, т.е. взрослый показывает, например, на настоящую кровать, и на построенную, называя их «кровать» и побуждает ребенка назвать ее. К постройке подкладывается соответствующая табличка. Затем постройка обязательно обыгрывается: на кровать взрослый предлагает положить куклу, на стул посадить зайку или мишку. В конце занятия взрослый обязательно хвалит малыша «Маша, молодец!». После занятий важно приучать ребенка убирать кубики и игрушки на место.
Детям первого полугодия второго года жизни предлагаются несложные постройки из 2-3 деталей по показу взрослого: башня из двух-трех кубиков, машина из кубика и кирпичика, домик из кубика и призмы и т.д. Постепенно, примерно со второй половины года количество деталей для строительства увеличивается (до 5—8), малыш сооружает мебель для игры с сюжетными игрушками: диванчик, кроватку, стулья, домик. Его учат сооружать одновременно два различных предмета, отличающихся по конструкции и назначению: стол и стул, диван и стул, кровать и стулья, дорожку и скамейку, домик и дорожку и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы одну и ту же постройку малыш мог построить разными способами: в одном случае - из мелких деталей, в другом – из крупных; кроватку можно сделать из трех кирпичиков, можно из двух кубиков и двух кирпичиков, из пластины и двух кирпичиков. Домик сначала строят из кубика и трехгранной призмы, затем - из двух-трех кубиков и призмы, далее из трех кирпичиков и призмы и т.д. Кроме того, постройки могут отличаться друг от друга по цвету. Сначала малышу предлагают выполнить постройку из одноцветных деталей, позже, постройки, в которых сочетаются два цвета. Например, дом, в котором «основание» красного цвета, а крыша – желтого; машина, «основание» которой синего цвета, а кузов – красного.
Занятия с одним и тем же содержанием следует повторять не менее 4-5 раз. Повторные занятия проводятся в несколько измененном виде: используется тот же строительный материал, но детали его другого цвета или размера, вводится новая сюжетная игрушка. Это делает повторение более интересным и приучает малыша действовать в измененных условиях.
Когда малыш научится самостоятельно воспроизводить постройки по показу взрослого из необходимых для строительства деталей, можно усложнять игру со строительным материалом. При этом важно соблюдать указанную ниже последовательность вариантов усложнения задания, так как она учитывает нарастание степени трудности конструктивных задач, которые ставятся перед ребенком:
- строить башенку, машину, поезд, стул, дом и т.п. по показу взрослого при отборе «нужных» для строительства деталей, т.е. взрослый предлагает малышу не только те детали, которые нужны, но и другие:
-по форме;
-по цвету;
-по величине.
Например, при строительстве башни ребенок выбирает среди кубиков двух (трех) цветов те, из которых построил башню взрослый; или при постройке стула перед ребенком кладут не только кубики и кирпичики, но и пластины, трехгранные призмы. Малыш выбирает нужные кубики.
- строить башенку, машину, поезд, дом, стул, стол и т.п. по готовому образцу из необходимых деталей, т.е. ребенок не видит процесс возведения постройки, а ему предлагается сразу готовая постройка в качестве образца;
- строить башенку, машину, поезд, дом, стул, стол и т.п. по готовому образцу при отборе «нужных» для строительства деталей, т.е. взрослый предлагает малышу не только те детали, которые нужны, но и другие:
-по форме;
-по цвету;
-по величине;
- строить дом, стол, стул, кровать, диван и т.п. по рисунку или аппликации из необходимых деталей;
- строить дом, стол, стул, кровать, диван и т.п. по рисунку или аппликации при отборе «нужных» для строительства деталей, когда взрослый предлагает ребенку не только те детали, которые нужны для строительства, но и другие: по форме, цвету или величине;
- строить дом, стол, стул, кровать, диван и т.п. по словесному указанию:
- взрослый говорит малышу: «Построй дом (у____, биби, стол, кровать и т.п.)». «Построй маленький дом (стол, стул)». «Построй большой дом»;
- взрослый молча показывает малышу табличку с надписью построй дом, (стул, диван, кровать и т.п.). Перед ребенком нет строительного материала. Он должен понять, что ему делать, и попросить кубики.
По мере развития конструктивных умений у малыша, наиболее часто употребляемые слова и фразы, которые он уже хорошо воспринимает слухо-зрительно (т.е. видя губы говорящего и слушая), полезно предъявлять только на слух (так, чтобы малыш не видел губ). На слух можно повторять такие слова, как: «будем строить», «кубики», «да», «нет», «дом», «у___ «(поезд), «стол», «стул», «верно», «молодец» и др.
Занятия со строительным материалом целесообразно проводить не реже 2-х раз в неделю по 5-8 минут в начале года, а во втором полугодии – по 10-15 минут.
Перейдем к подробному описанию игр-занятий со строительным материалом с детьми второго года жизни с недостатками слуха. Задания заимствованы нами из методических пособий отечественных авторов (Э.В. Лиштван, С.Л. Новоселовой, А.Н. Фроловой и др.) и адаптированы для малышей с нарушенным слухом.