Приложение 1.

Приложение 2.

Создание и использование дидактических пособий по СБО для обучающихся с нарушениями зрения и интеллекта

 

Опыт создания и использования дидактических пособий в преподавании курса СБО «Бизиборд» и «Застегивание одежды».

 

Опыт представлен учителем социально-бытовой ориентировки ГКОУ «Михайловская школа-интернат» Волгоградской области Ю.В. Шмыгалёвой.

 

Бизиборд

Бизиборд - это развивающая доска. Она рассчитана на бисенсорное восприятие, т.е. на осязание и остаточное зрение.

Дидактическое пособие выполнено из фанеры, размером 70*80. Оно представляет собой: дом с дверью, гаражом, окнами и чердаком. Над дверью повешен звонок, при нажатии которого издается звук. Его можно регулировать: тише - громче (на желтой панели составляющей звонка).

Ярко-оранжевая дверь закрыта на цепочку. Дети знакомятся с разновидностью такого замка. Открыв дверь за ручку, ребенок с помощью осязания, узнает, кто его встречает на пороге дома.

Рядом с входной дверью находится гараж темно-синего цвета. На нем висит навесной замок. С помощью ключа дети открывают гараж и также отгадывают, что внутри.

Над 1 этажом располагается ряд различных выключателей старой и новой моделей, а также розетка со шнуром и вилкой. Слабовидящие и слепые дети с нарушениями интеллекта тренируют мелкую моторику ( учатся включать и выключать, вставлять вилку в розетку - попадать, не используя при этом пальцев).

На 2 этаже есть 2 окна с закрытыми ставнями. Они закрыты на разные по размеру шпингалеты.

Задание: «Ребята, давайте посмотрим, кто живет на 2 этаже? С помощью какого замка закрыты ставни? Чем похожи и чем отличаются замки?

-Какого цвета левое окошко? Кто смотрит в него?».

Пособие развивает также определение размера ( большой, маленький шпингалет), формы (круглая дверь чердака, прямоугольные двери и окно), цвета ( ярко- оранжевые, красные, желтые, темно-синие двери).

Выше 2 этажа висит фонарик, который включается путем нажатия на него и также выключается. Он работает с помощью мизинчиковых батареек.

На крыше слева есть номер дома. Он выпуклый- №3.

По центру на крыше расположен чердак с дверью ярко-зеленого цвета, который закрыт на крючок.

Упражнение: «Давайте узнаем, кто сидит на чердаке? Поработаем пальцами» Ответ: кошка.

Края пособия отделаны белым пластиковым уголком. Дети безопасно могут увидеть и прочувствовать границы плоскости пособия.

На обратной стороне пособия- 2 уголка с отверстиями. Они привешены на 2 самореза, которые прочно привинчены в стену.

 

Пособие «Застегивание одежды»

Пособие рассчитано на бисенсорное восприятие, т.е. на осязание и остаточное зрение.

Дидактическое пособие выполнено из фанеры, размером 70*80. Оно представляет собой настенное панно с «тренажерами» одежды и обуви.

Ближе к левому верхнему краю находится пиджак с длинными рукавами. Он с застежками: крючком и пуговицами с накидными петлями. Сам пиджак коричневого цвета, выполнен из материала спандекс, приятного на ощупь. Дети тренируются застегивать крючок. Он находится у ворота пиджака. У ребят закладывается понятие, что крючок состоит из двух частей, одна из которых цепляется за другую.

Упражнение: давайте вместе посчитаем, сколько их? (2) Левой рукой возьмите левый край пиджака, а правой – правый. Что находится на левой стороне? (петли). А на правой? (пуговицы на ножке)

Ребята осваивают такой вид застежек.

Внизу под пиджаком расположены штаны голубого цвета из хлопчатобумажной ткани с вшитой застежкой молнией.

Вопросы:

- как называется такой вид застежки? Ответ: молния;

- на какой еще одежде ее можно встретить? Ответ: куртка, спортивная кофта, юбка.

Ниже штанов находится белая юбка с застежкой крючок.

- Пояснение: «Ребята, юбка может помимо молнии, застегиваться на крючки.

Вверху, справа от пиджака  есть карман. На нем представлены две застежки: молния и липучка.

Правее от кармана – ремень с пластмассовой бляшкой. Дети учатся перестегивать ремешок на три положения.

Внизу под карманом располагается платье цвета морской волны с коротким рукавом и белыми пуговицами. На нем представлены два вида застежек: кнопка и пуговицы. Кнопка застегивается на вороте. Ниже располагаются пуговицы.

Здесь уже обычные петли с обметанным краем и пришиты пуговицы с двумя отверстиями. Ворот и низ платья отделан контрастным, синим кантом.

Внизу платья  и правее юбки находятся два кроссовка.

Один – ярко-коричневый с застежкой липучкой, другой –  голубой с ярко-красными шнурками. Кроссовки выполнены из кожезаменителя, сверху наклеена самоклеющаяся бумага, завязаны шнурки, приклеена липучка.