Раздел II. Содержание и методика преподавания коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» для детей с нарушениями зрения и интеллекта на I этапе обучения

 

2.1.  Методика реализации программного содержания коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» для слепых и слабовидящих обучающихся с интеллектуальными нарушениями

 

Целью изучения коррекционного курса СБО детьми с нарушениями зрения и интеллекта в начальной школе является овладение доступными компенсаторными способами действия по самообслуживанию и элементарными навыками социального взаимодействия, а также адаптация к школьной жизни.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- алгоритмизация формирования элементарных социально-бытовых и поведенческих навыков;

- развитие компенсаторных способов выполнения предметно-практических и трудовых действий в области самообслуживания;

- формирование элементарных представлений о навыках коммуникации и нормах социального взаимодействия;

- создание условий для развития интереса к предметно-практическим и трудовым действиям в сфере самообслуживания;

- формирование конкретных представлений об окружающих предметах и действиях с ними.

- обучение выполнению доступных бытовых операций с пошаговым контролем за совершаемым действием и итоговым контролем за результатом;

- ознакомление с элементарными терминами в области межличностного взаимодействия в условиях семьи и школы.

В  преподавании курса СБО для детей с нарушениями зрения и умственной отсталостью используются наглядные, словесные и практические методы. Однако, в связи с тем, что основу формирования компенсаторных навыков составляет предметно-практическая деятельность обучающихся, практические методы являются ведущими. Среди практических методов приоритет отдается упражнениям и практическим работам.

Под упражнением понимается повторное выполнение практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Для умственно отсталых детей с нарушениями зрения целесообразно применять следующие виды упражнений:

а) воспроизводящие упражнения, то есть повтор усвоенного для закрепления навыка;

б) комментированные упражнения, то есть проговаривание вслух, а затем про себя каждой из операций;

в) тренировочные упражнения.

Особую сложность вызывают тренировочные упражнения, которые направлены на перенос знаний в новые условия. Их выполнение возможно только под четким руководством учителя, предполагающим пошаговую помощь и контроль.

Применение наглядных методов в преподавании СБО детям с нарушениями зрения и интеллекта имеет свою специфику. Основные требования к организации работы с наглядными пособиями данной группы детей заключаются в следующем:

- доступность каждого пособия для индивидуального обследования обучающимся. У каждого ученика свой темп обследования;

- сочетание демонстрации объекта и совершения с ним предметно-практических действий. В этой работе нужно опираться на все сохранные анализаторы (трогать, нюхать, пробовать на вкус, определять тяжесть и т.д.). Такое знакомство с объектом способствует его полисенсорному восприятию и наиболее полному познанию его свойств в условиях сужения зрительных и интеллектуальных возможностей;

- разделение действий с показываемым объектом на этапы и разбиение каждого этапа на операции.

- предоставление обучающимся понятной, четкой и лаконичной инструкции по работе с наглядным пособием. При этом нужно убедиться, что инструкция понятна каждому обучающемуся;

- проговаривание педагогом каждого действия, выполняемого обучающимися с пособием с последующим проговариванием этих действий самими обучающимися;

- выполнение ребенком действий с пособием совместно с педагогом. Для этого рекомендуется использовать прием сопряженного действия, который заключается в том, что педагог встает за спину ученика, берет его руки в свои и его руками выполняет все необходимые действия, сопровождая этот процесс проговариванием.

К числу словесных методов, наиболее часто применяемых в преподавании СБО детям данной группы, относятся: беседа, объяснение, уточнение, рассказ.

Метод беседы может приобретать следующие формы:

а) вводная беседа. Является неотъемлемой части пропедевтического этапа изучения каждой темы. В ее задачи входит выяснение имеющихся у детей знаний и представлений, необходимых для изучения темы, а также сообщение и разъяснение недостающих сведений. Вводная беседа должна предшествовать выполнению практических заданий;

б) разъяснительная беседа. Направлена на дополнительное разъяснение инструкций, включает вопросы, по которым педагог получает обратную связь от детей на предмет понимания инструкции к заданию;

в) повторительно-закрепляющая беседа. Используется при повторении и закреплении материала.

Беседа проводится в формате «Вопрос-ответ» и обязательно сочетается с применением наглядных и практических методов в рамках одного занятия. Педагогу нужно так продумать систему вопросов, чтобы они были понятны детям с нарушениями зрения и интеллекта. Для учеников данной группы наиболее уместны репродуктивные вопросы, требующие простого ответа. Например: «Из каких продуктов делают бутерброды?» Применяются также вопросы на объяснение причины. Например: «Зачем вытирать дома пыль? Зачем моют посуду?» Однако такие вопросы могут вызвать у обучающихся серьезные затруднения в выстраивании причинно-следственных связей, поэтому педагогу необходимо рассуждать вместе с ребенком. Допустимо использование вопросов-подсказок, например: «Почему нельзя не чистить зубы?». Можно также применять вопросы, содержащие в себе ответ: «Руки надо мыть с мылом?»

Изучение каждой темы необходимо начинать с пропедевтической работы, которая предполагает освоение предметно-пространственной среды, созданной для изучения данной темы. Пропедевтический этап также включает в себя проверку сформированности предметно-пространственных представлений, необходимых для изучения данной темы, предварительную словарную работу по ознакомлению с основными понятиями. Например, тема «Уход за зубами» в разделе «Личная гигиена» предполагает знакомство с такими предметами, как зубная щетка, зубная паста, стаканчик для полоскания). На данном этапе может проводиться коррекция искаженных представлений.

Важнейшей задачей педагога является формирование у обучающихся доступных компенсаторных способов действия в области самообслуживания. В целях наиболее четкого понимания работы по формированию компенсаторных умений и навыков необходимо выяснить соотношение и различия этих понятий.

Умение - это освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся услови­ях. Умение всегда реализуется под контролем сознания.

Навык – это действие, совокупность операций которого доведена до автоматизма в результате упражнения. Действие, многократно совершаемое в стереотипных условиях, приводит к формированию навыка, т.е. автоматизма. Навык всегда реализуется без контроля сознания.

Умение и навык неразрывно связаны друг с другом. В процессе обучения у человека сначала появляется умение, а затем оно переходит в навык. Иногда несколько умений, объединяясь, формируют навык.

Для детей с нарушениями зрения и интеллекта перенос действия в новые условия является крайне затруднительным, что с одной стороны обусловлено стереотипностью мышления умственно отсталых детей, а с другой - осуществлению такого переноса по подражанию с опорой на наглядные формы мышления препятствуют нарушения зрения.

Поэтому в процессе преподавания СБО детям рассматриваемой группы необходимо акцентировать внимание на создании стереотипных условий для выполнения действий, что обеспечит формирование компенсаторных навыков.

Рассмотрим последовательность работы по формированию компенсаторных навыков у детей с нарушениями зрения и интеллекта младшего школьного возраста:

  • создать подробный алгоритм выполнения действия с пошаговым разбиением на отдельные операции;
  • описать последовательность операций при выполнении действия, учитывая специфику действий без зрительного контроля и в условиях нарушения операционного и организационного компонентов мыслительной деятельности;
  • обеспечить доступность формирования, а также наполнения содержанием и смыслом, используемых терминов и понятий;
  • выявить несформированные понятия и термины или их ошибочное смысловое наполнение;
  • продумать доступный способ самостоятельного контроля результата выполнения каждой операции и действия в целом;
  • продумать условия и содержание практических работ для закрепления сформированного навыка.

При обучении детей выполнению предметно-практических действий по алгоритму необходимо добиваться от них проговаривания каждой операции. Это способствует развитию речевой регуляции деятельности и самоконтроля, а также преодолению вербализма и соотнесению в сознании словесного описания операции с сенсомоторным образом ее выполнения.

Инструкции по каждой операции должны быть максимально лаконичными и четкими. Педагогу важно учитывать, что детям с нарушениями зрения и интеллекта требуется значительно больше времени на закрепление каждого навыка. Главным звеном в работе по закреплению навыков является многократное повторение. Программа коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка», как и любая образовательная программа для детей с интеллектуальной недостаточностью, строится по концентрическому принципу, который предполагает ежегодное повторение материала предыдущих лет, обогащаемого небольшим количеством новой учебной информации по каждому разделу.

Учителю нужно быть готовым к тому, что ученикам данной группы требуется гораздо большая помощь педагога, нежели обучающимся с нарушениями зрения при сохранном интеллекте. Степень самостоятельности работы этих детей очень низкая. Педагогу необходимо использовать все возможные виды помощи: стимулирующую, направляющую, организующую и обучающую.

Основу методики преподавания коррекционного курса составляют алгоритмы, которые являются инструментом обучения каждому действию и формирования компенсаторного способа его выполнения. Алгоритм предполагает разбиение каждого действия на последовательные операции. Далее в пособии будет представлена методика обучения элементарным навыкам самообслуживания с помощью алгоритмов. Важно отметить, что последовательное объяснение каждой операции сопровождается одновременным показом способа ее выполнения.

Преподавание по каждому разделу включает в себя три основных этапа. На первом этапе осуществляется ознакомление с обучающихся основными  понятиями и представлениями, связанными с изучаемой темой. На следующем этапе производится объяснение и показ способов действия, согласно заранее составленному алгоритму. На заключительном этапе следует переходить к выполнению практических работ.

Программное содержание курса СБО в данном пособии представлено двумя областями: «Социально-бытовая адаптация и самообслуживание», «Социально-коммуникативная деятельность и социально-средовая адаптация». Далее будут рассмотрены особенности реализации содержания каждой из этих областей.

 

2.1.1. Социально-бытовая адаптация и самообслуживание

 

Данная область включает следующие разделы программы курса СБО: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание». Помимо пропедевтической работы, освоение программного содержания разделов этой области предполагает три этапа:

  • Ознакомление с основными понятиями (рассказ и беседа с демонстрацией средств наглядности);
  • Обучение компенсаторным способам действий по алгоритму (алгоритмизация действий с разбиением на операции);
  • Формирование и закрепление компенсаторных навыков (игры и упражнения).

Личная гигиена

Сначала детей необходимо познакомить с распорядком дня и основными правилами личной гигиены, объяснить необходимость их регулярного соблюдения. Следует обратить внимание школьников на периодичность соблюдения правил гигиены (частота мытья рук, чистки зубов, принятия душа и т.д.). Детям нужно продемонстрировать туалетные принадлежности, которые необходимо использовать при выполнении гигиенических процедур, показать места и способы их хранения.

Далее переходим к обучению компенсаторным способам действий при формировании навыков личной гигиены. К числу формируемых навыков относятся: мытьё рук, чистка зубов, посещение туалета, пользование расческой, принятие душа. Для формирования этих навыков целесообразно использовать нижеследующие алгоритмы.

 

Алгоритм обучения мытью рук.

Алгоритм представлен двумя блоками:

  • ориентировка на раковине и рядом с ней.

Показать: с какой стороны лежит мыло. Чаще всего, мыло лежит в правом верхнем углу раковины; где находится кран, и как он открывается;

- открыть кран совместными движениями правой рукой и проверить какой температуры будет вода;

- проговорить ребенку название воды, которая потекла из крана в соответствии с ее температурой (горячая вода), а следовательно для какой воды предназначен этот кран (кран для горячей воды). Затем также открыть другую ручку крана и проверить температуру воды. Если кран с одной общей ручкой, то нужно показать зависимость температуры воды от поворота ручки;

- показать расположение полотенца, поднимая руку по крану найти стену раковины и прослеживающими движениями обеих рук найти полотенце. При этом правая рука движется вправо, а левая влево, пока полотенце не будет обнаружено;

  •  процедура мытья рук:

Ход и последовательность объяснения:

- объяснить ребенку, что, если одежда с длинным рукавом то рукава необходимо закатать. Нужно показать удобный способ: захватить ткань рукава и потянуть вверх;

- открыть кран и проверить руками температуру воды, отрегулировать воду руками или ручкой крана до комфортной температуры;

- отрегулировать напор воды, сделав его достаточным,  т.е. несильным и неслабым;

- найти и взять мыло, если мыло жидкое и содержится во флаконе стоящем на раковине, то нужно на пробке найти отверстие, подставить к нему ладонь другой руки, а правой рукой сверху надавить на дозатор; если мыло кусковое, его нужно взять его в две руки между ладонями и помещаем под воду;

- намылить руки. Если мыло кусковое, то вращаем его между ладонями; если мыло жидкое, растереть его круговыми движениями. Кусковое мыло нужно обратно положить в мыльницу - одной рукой найти мыльницу, другой - положить в нее мыло;

- смыть мыло с рук. Поместить руки под кран, смыть мыло с каждой из рук, пока не исчезнет ощущение скользкости кистей рук.

- закрыть кран и удостовериться, что вода из него больше не течет;

- вытереть руки. Найти полотенце и поочередно вытереть обе руки до ощущения сухости.

 

Алгоритм обучения чистке зубов.

Алгоритм представлен пятью блоками:

  • Ориентировка на раковине.

Показать: место расположения зубной щетки, зубной пасты и стаканчика для полоскания рта.

2) Процедура выдавливания пасты на щетку.

Ход и последовательность объяснения:

- взять тюбик с пастой в левую руку и открыть его, а затем переложить открытый тюбик в правую руку;

- взять щетку в правую руку щетиной кверху, посмотреть, как выглядит такое расположение щетины. Щетку нужно держать так, чтобы указательный палец был расположен вдоль щетины. Это нужно, чтобы при выдавливании пасты палец образовывал бортик и обеспечивал контроль удержания пасты на щетке.

- выдавить пасту на щетку. Держа тюбик в правой руке, поместить его отверстие на начало ряда щетины и, легко надавливая на тюбик, двигать его по щетине.

Если ребенку сложно выдавить пасту на щетку, то рекомендуется выдавливать пасту в рот, контролируя ее количество так, чтобы оно было величиной с горошину.

3) Чистка зубов.

Ход и последовательность объяснения:

Показать ребенку совместными движениями рук, как нужно правильно чистить зубы. Движения -  от десны. Верхние зубы нужно чистить сверху вниз, захватывая десну, а нижние - снизу вверх, захватывая десну с внешней и внутренней стороны;

- объяснить, что после чистки зубов нужно положить щетку на край раковины.

4) Полоскание рта.

Ход и последовательность объяснения:

- набрать в рот воду из стаканчика;

- полоскать рот, булькая водой во рту;

- сплюнуть воду.

5) Действия после полоскания рта.

Ход и последовательность объяснения:

- промыть щетку и положить ее на место;

- всполоснуть стаканчик и поставить его на место;

- закрыть тюбик с пастой и положить его на место;

- умыть лицо, особенно, область рта;

- вытереть полотенцем руки и лицо.

 

Алгоритм обучения посещению туалета.

Алгоритм представлен тремя блоками:

  • Ориентировка в помещении туалета.

- показать место расположения унитаза;

- обучить поиску туалетной бумаги (определить местоположение бумаги – на стене, на бачке).

- обучить обследовать руками бачок унитаза.

2) Подготовка к пользованию туалетом.

Ход и последовательность объяснения:

- показать, как подготовить к использованию туалетную бумагу. Если бумага стоит на бачке, ее нужно взять в руки, повернуться спиной к унитазу и поставить ее на пол перед собой. Тогда, отмотать нужное количество бумаги будет можно, сидя на унитазе. Если бумага висит на стене, нужно показать, как предварительно оторвать и отмотать нужное количество бумаги;

- подготовить унитаз к использованию. Определить положение крышки – закрыта / открыта. Определить положение сидения – поднято / опущено. Мальчиков научить при необходимости поднимать сидение, девочек научить при необходимости опускать сидение;

- освободить нижнюю часть тела от одежды и нижнего белья. Если ребенок сам не умеет снимать одежду и нижнее белье, то совместными движениями рук обучаем необходимым действиям;

- показать, как сесть на унитаз.

3) Гигиенические действия после посещения туалета.

Ход и последовательность объяснения:

- обучить пользованию туалетной бумагой. После совершения физиологического акта ребенок должен отмотать лишний кусок бумаги, одной рукой придерживая рулон, оторвать необходимое количество бумаги. Далее ребенок должен воспользоваться бумагой по назначению, если ребенок не умеет использовать бумагу по назначению, совместными многократно повторяющимися действиями нужно обучить его это делать.;

- показать, как выбросить использованную бумагу в унитаз или урну;

- показать, как надеть нижнее белье и одежду;

- научить, обследуя бачок, находить кнопку смыва и приводить ее в действие;

- вымыть и вытереть руки.

 

Алгоритм обучения приему душа.

Алгоритм состоит из двух блоков:

  • Подготовка к приему душа.

- подготовить все необходимые принадлежности для приема душа (мыло, шампунь, гель для душа, мочалка, полотенце и пр.);

- обследовать с ребенком место принятия душа (ванну, душевую кабину);

- определить местонахождение кранов, включающих/выключающих воду, способ регулировки температуры воды;

- расставить моющие принадлежности;

- определить, где помещается полотенце. Под ноги рекомендуется класть резиновый коврик.

2) Прием душа.

Ход и последовательность объяснения:

- включить воду (душ);

- встать под воду, чтобы все тело намокло;

- взять шампунь, открыть, налить в ладонь;

- намылить голову;

- смыть шампунь с волос под душем, помогая руками;

- взять мочалку и смочить ее водой;

- намылить мочалку. При использовании мыла мочалка помещается в левую руку, мыло – в правую. Движениями от себя и к себе нужно производить скользящие действия мылом по поверхности мочалки до появления пены. При использовании геля для душа необходимо открыть его и вылить небольшое количество на мочалку;

- мыть тело в следующей последовательности: шея - руки -  подмышки - грудь - живот - бока - спина - пах - ноги;

- смыть тело под душем;

- найти полотенце;

- вытереть голову и тело;

 

Алгоритм обучения пользованию расческой.

Алгоритм состоит из трех блоков:

1) Подготовка к регулярному пользованию расческой.

- рассказать и показать, какие виды расчесок бывают и как подбираются расчески в зависимости от длины и структуры волос;

- научить знать и узнавать свою расческу по осязательным и доступным визуальным признакам и место, где она лежит.

- объяснить, когда необходимо пользоваться расческой: после сна, после мытья, после снятия головного убора.

2) Формирование навыка правильного использования расчески.

Ход и последовательность объяснения:

В зависимости от вида расчески позиция удерживания ее в руке будет различной.

- взять расческу зубчиками вниз;

- провести расческой по волосам, начиная от корней волос к концам.

- обратить внимание ребенка на расчесывание волос со всех сторон головы.

3) Мытье расчески:

Мыть расческу рекомендуется раз в неделю. Для этого используется мыло и старая зубная щетка.

Ход и последовательность объяснения:

- смочить расческу;

- намылить щетку;

- проводить плавными движениями щеткой вдоль зубчиков расчески от их основания к концам с одной стороны и с другой;

- промыть расческу водой;

- промыть щетку водой;

- убрать расческу на место.

Далее переходим к выполнению практических работ. Для закрепления навыков личной гигиены могут быть использованы следующие игры и упражнения:

- «Расставить на раковине принадлежности для мытья рук»;

- «Подготовить принадлежности для приема душа»;

- «Объяснить и показать ребятам, как правильно хранить расческу»;

- «Рассказать о своем распорядке дня»;

- «Выложить гигиенические принадлежности в порядке их использования в соответствии с распорядком дня»;

- «Подготовить туалетную бумагу к использованию»;

- «Определить, что забыл сделать мальчик при чистке зубов»;

- «Помочь младшему брату или другу принять душ»

- «Выбрать, каким способом удобнее выдавливать пасту на щетку».

Моделируемые учебные ситуации:

  1. «Ты с мамой пришел в гости, маму позвали немного помочь на кухне, а тебе сказали, что нужно помыть руки перед обедом. Куда тебе для этого нужно попасть? Что найти? Расскажи по порядку, что ты будешь делать».
  2. «Ты в гостях у бабушки с дедушкой, тебя ненадолго оставили дома одного, и ты в это время захотел сходить в туалет. Что обязательно нужно сделать перед тем, как сходить в туалет? Что ты должен обязательно подготовить? Помешают ли тебе брюки? Что нужно не забыть сделать после того, как ты сходил в туалет?».
  3. «Ты пришел с прогулки и тебе нужно помыть руки, мама уже открыла для тебя воду, но когда ты стал мочить руки под краном, почувствовал, что вода слишком горячая и она больно обжигает тебе руки. Что ты будешь делать?».

 

Одежда и обувь

 

Прежде всего, следует выяснить какие предметы и части одежды детям уже знакомы и умеют ли они определять лицевую и изнаночную ее стороны. Исходя из имеющегося социального опыта учеников, следует сообщить им необходимые сведения о предметах и частях одежды, продемонстрировав их, показать признаки, по которым различают лицевую и изнаночную сторону одежды. Детям нужно рассказать о том, что одежда и обувь подбираются по назначению и сезону, познакомить с основными способами хранения одежды и обуви, а также ухода за ней.

Для обучения компенсаторным способам действий по самостоятельному использованию одежды и обуви могут применяться следующие алгоритмы:

 

Алгоритм складывания футболки

Алгоритм представлен двумя блоками:

  1. Подготовка футболки к складыванию

- расположить футболку  спинкой к поверхности, горловиной кверху.

Ход и последовательность объяснения:

  1. Процедура складывания футболки.

- загнуть один рукав, затем второй;

- сложить футболку пополам вдоль, затем поперек;

- обратить внимание ребенка на то, какой формы стала футболка и сообщить, что эта форма называется прямоугольник.

 

Алгоритм обучения застегиванию пуговиц.

Алгоритм представлен двумя блоками:

  1. Подготовка к обучению застегиванию пуговиц.

- приготовить одежду (или специальное дидактическое пособие, представляющее собой два куска плотной ткани с пришитой на одном пуговицей, а на втором - пришитой для нее петлей), на которой предстоит учить ребенка застегивать пуговицу. Пуговица должна быть крупной, а петля - большой и достаточно свободной для прохождения в нее пуговицы;

- проверить владеет ли ребенок способом пинцетного захвата.

Ход и последовательность объяснения:

  1. Процедура обучения застегиванию пуговиц.

- раскрыть петлю одной рукой;

- просунуть в нее пуговицу другой рукой;

- взять просунутую пуговицу большим и указательным пальцами «пинцетным захватом»;

- вытянуть пуговицу с другой стороны;

- завести пуговицу за край петли.

Если у ребенка возникли трудности в выполнении задания, необходимо проанали­зировать, на каком этапе это произошло.

Способы помощи:

- помочь ребенку взять пуговицу и, придерживая его пальцы своими, помочь просунуть ее в петлю;

- просунуть часть пуговицы в петлю и попросить ребенка вытянуть ее дальше;

- похвалить ребенка даже в том случае, когда он выполнил задание с вашей помощью.

 

Алгоритм обучения застегиванию и расстегиванию «молнии» на куртке

Алгоритм состоит из трех блоков:

  • Предварительное объяснение.

- объяснить и показать, как выглядит молния, на какой одежде она может встречаться и из каких элементов состоит этот вид застежки.

  • Застегивание «молнии».

Ход и последовательность объяснения:

- взять основание "молнии" левой рукой;

- поместить в правую руку «собачку»;

- вставить  основание застёжки  в «собачку»;

- потянуть "молнию" вверх до остановки правой рукой, придерживая низ куртки левой рукой.

3) Расстегивание молнии:

Ход и последовательность объяснения:

- придерживая ворот куртки рядом с молнией левой рукой, правой рукой потянуть «Собачку» вниз до остановки;

- достать основание «молнии» из «собачки».

 

Алгоритм обучения завязыванию шнурков.

Алгоритм состоит из двух блоков:

  • Предварительное объяснение.

- объяснить и показать, где встречаются шнурки.

  • Обучение завязыванию шнурков.

Ход и последовательность объяснения:

- взять в руки концы шнурка;

- обернуть один конец шнурка вокруг другого, пропуская его внутрь, и потянуть за оба конца;

- сделать из концов шнурка две петельки и для получения бантика и завязать их таким же способом.

Отработка навыков пользования одеждой и обувью может происходить в следующих играх и упражнениях:

- «Сложить правильно свою одежду перед сном»;

- «Одеться на прогулку, зашнуровав ботинки и, застегнув молнию на куртке»;

- «Прибраться в шкафу на полке с бельем, разложив в отдельные стопки трусы и футболки»;

- «Найти вещи, которые вывернуты на изнаночную сторону»;

- «Распределить одежду и обувь по сезонам»;

- «Выбрать одежду, предназначенную только для мальчиков / только для девочек»;

- «Помочь другу расстегнуть куртку на молнии»;

- «Определить какой предмет одежды куклы не соответствует текущему сезону»;

Моделируемые ситуации:

  1. «Ты гулял и вдруг за что-то запнулся, когда ты наклонился и посмотрел, что у тебя под ногами – это оказались шнурки от твоих ботинок. Как ты думаешь, что у тебя случилось? Почему ты запнулся за шнурки от своих ботинок? Что ты будешь дальше делать?».
  2. «Ты снимаешь одежду и собираешься лечь спать. Покажи, как ты будешь складывать футболку, брюки и т.д.».
  3. «Мама попросила тебя прибраться в шкафу на твоей полке с бельем. Все белье перепутано, смято и лежит в одной куче. Расскажи и покажи, как ты будешь это делать».
  4. Мама положила тебе в шкаф одежду после стирки, но некоторые вещи она забыла вывернуть на лицевую сторону. Найди эти вещи и покажи, как ты будешь их выворачивать».
  5. Ты гулял, и тебе стало холодно. На тебе надета куртка, но она расстегнута. Расскажи и покажи, что ты сделаешь».

 

Питание

Первоначально необходимо выяснить, какие продукты питания детям уже известны. Далее школьников следует познакомить с названиями и назначением основных продуктов питания и рассказать об их отличительных признаках (внешний вид, вкус, запах). Важно научить детей различать свежие и несвежие продукты.

В рамках этого раздела необходимо научить детей мыть фрукты и овощи, извлекать продукты из упаковок. Важное место отводится знакомству обучающихся с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи, а также с правилами поведения за столом.

Процесс формирования элементарных навыков в сфере питания может выстраиваться по следующим алгоритмам:

 

Алгоритм приготовления бутерброда с маслом

Алгоритм представлен двумя блоками

  1. Подготовка к приготовлению бутерброда.

- подготовить нож, хлеб и сливочное масло;

- достать масло из холодильника за некоторое время перед приготовлением бутерброда, чтобы оно стало мягким и легче намазывалось;

  1. Процедура приготовления бутерброда.

Ход и последовательность объяснения:

- взять кусок хлеба на ладонь левой руки, обхватив края пальцами;

- взять нож в правую руку так, чтобы указательный палец лежал на ребре ножа;

- отрезать кусок масла толщиной 3-4 мм и поместить его на середину куска хлеба, держа нож параллельно хлебу (следует осязательно и при возможности зрительно показать ребенку какой будет толщина куска, составляющая 3-4 мм);

- распределить масло по куску равномерно движениями от себя и к себе по поверхности хлеба.

 

Алгоритм обучения сервировке стола к чаю

Алгоритм представлен тремя блоками:

  • Подготовка к обучению сервировке чайного стола.

- рассказать о том, какая посуда нужна для чаепития и употреблением каких продуктов оно должно сопровождаться.

  1. Сервировка стола.

Ход и последовательность объяснения:

- накрыть стол скатертью

- поставить в центр стола предметы общего пользования: сахарница, вазочки с вареньем, печеньем, конфетами;

- поставить посуду для каждого: чашку ставим на блюдце, ложку кладем на блюдце;

- расположить десертную тарелку слева от чайной пары.

Перед началом сервировки стола нужно проверить, как ребенок усвоил все элементы посуды, необходимой для чаепития, научился выделять их ведущие отличительные признаки и понял их назначение.

  1. Уборка посуды и остатков еды со стола.

Ход и последовательность объяснения:

- сообщить, что после чаепития нужно унести грязную посуду и остатки еды со стола в специально отведенное место (кухня, раковина, отдельный стол и т.д.)

- учить ребенка при удалении загрязнений с поверхности стола убирать и находить крупные загрязнения: фантики, кусочки пищи, а затем более мелкие: крошки и Т.Д.;

- учить вытирать поверхность стола влажной тряпкой движениями из стороны в сторону под контролем второй руки.

 

Алгоритм обучения наливанию горячей воды в кружку.

Алгоритм включает два блока:

  • Подготовка к обучению наливанию горячей воды в кружку.

- научить ребенка наливать в стакан холодную воду, контролируя уровень жидкости указательным пальцем, опущенным в стакан на уровень первой фаланги, или по звуку.

Ход и последовательность объяснения:

2) Процедура наливания горячей воды в кружку.

- осуществить ориентировку в микропространстве поверхности, на которой будет наливаться горячая вода в стакан;

- взять стакан в левую руку, опустив указательный палец до уровня первой фаланги в стакан;

- взять правой рукой емкость с водой: чайник, графин, бутылку;

- налить воду в стакан, контролируя уровень по звуку или до пальца.

 

 

Алгоритм обучения приготовлению чая:

Алгоритм включает 2 блока:

  • Подготовка к обучению приготовлению чая.

- рассказать и показать, что потребуется для приготовления чая.

Ход и последовательность объяснения:

2) Процедура приготовления чая.

- осуществить ориентировку в микропространстве той поверхности, на которой будет готовиться чай;

Изучить заварной чайник, его основные части, внешний вид и способ хранения заварки;

- открыть крышку;

- насыпать внутрь заварку, определив количество, которое нужно насыпать (например, черпать заварку чайной ложкой и отсчитывать количество насыпанных ложек);

- залить заварку кипятком, держа левой рукой заварной чайник, совместными движениями рук;

- закрыть крышку.

 

Алгоритм обучения правильному держанию ножа и вилки.

Алгоритм состоит из трех блоков:

1) Предварительное объяснение.

- рассказать зачем и в каких случаях следует пользоваться ножом и вилкой;

- познакомить с техникой безопасности при использовании этих столовых приборов.

  • Держание ножа при отрезании.

Ход и последовательность объяснения:

- положить указательный палец на ручку сверху вдоль ребра ножа (узкая сторона ножа) и таким образом давим на лезвие ножа;

- упереть конец ручки ножа прямо в ладонь правой руки;

- держать большим и средним пальцами начало ручки ножа за бока, а указательный палец поместить на верхней поверхности начала ручки;

- надавить указательным пальцем ручку ножа вниз при отрезании нужного куска пищи;

- согнуть остальные пальцы в сторону ладони.

3) Держание вилки.

Ход и последовательность объяснения:

- положить указательный палец на плоскую (широкую) сторону вилки;

- вытянуть указательный палец по ручке в сторону рабочей части – зубцов;

- удержать ручку указательным и средним пальцами. Вся ручка оказывается накрыта рукой.

- согнуть остальные пальцы в сторону ладони.

Важно правильно расположить нож - режущей стороной вниз, а вилку рабочей стороной в тарелку. Обращаем внимание ребенка, что в зависимости от характера пищи вилка может использоваться как ложка, и тогда зубцы рабочей части будут направлены вверх; если вилка используется в своем прямом назначении, т.е. для накалывания, то зубцы рабочей части должны быть повернуты вниз.

Элементарные навыки в сфере питания могут отрабатываться в следующих играх и упражнениях:

- «Сервировать стол к чаю»;

- «Налить воды бабушке»;

- «Приготовить любимые чаи для мамы и папы»;

- «Найти испортившиеся продукты»;

- «Выбрать продукты для приготовления овощного салата»;

- «Разложить продукты, которые используются при приготовлении компота и при приготовлении салата»;

- «Составить список продуктов для чаепития»;

- «Помочь маме убрать со стола»;

- «Приготовить бутерброды на завтрак»;

- «Найти среди продуктов определенный продукт по вкусу, запаху, внешнему виду».

Моделируемые ситуации:

  1. «У тебя День рождения. Тебя придут поздравить твои друзья. Как ты будешь готовиться к чаепитию? Что тебе нужно купить? Какая посуда тебе потребуется?».
  2. У тебя заболела бабушка, ей нужно принять лекарство, но она не может встать с постели. Чем ты можешь ей помочь?».
  3. «Мама ушла на работу и не успела приготовить для тебя завтрак. Тебе нужно позавтракать самостоятельно. Что ты будешь для этого делать?».
  4. Мама отправила тебя в магазин и попросила тебя купить продукты для приготовления овощного салата. Какие продукты ты купишь?».
  5. Ты остался один дома и захотел пить. Чайник не так давно вскипел, и вода пока еще горячая. Покажи, как ты будешь ее наливать».
  6. «Выбери продукты, из которых ты попросишь бабушку сварить компот».
  7. «У тебя в холодильнике две коробки молока. Одна из них стоит уже давно, и молоко в ней уже испортилось. Как ты отличишь испорченное молоко от свежего?».

 

Жилище

 

В рамках изучения данного раздела, помимо знакомства с назначением и функциональным наполнением жилых помещений, детей знакомят с предметами мебели и их частями, способами уборки помещений (сухая уборка, влажная уборка) и, необходимым для этого инвентарем.

В качестве практической составляющей изучения раздела может быть предложено алгоритмизированное обучение вытиранию пыли и уходу за комнатными растениями. Приведем примеры данных алгоритмов:

 

Алгоритм ухода за комнатными растениями

Алгоритм ухода за комнатными растениями включает в себя следующие действия:

  • Полив.
  • Опрыскивание из пульверизатора.
  • Мытье.
  • Рыхление почвы.
  • Удаление пыли с листьев.

Полив комнатных растений

Ход и последовательность объяснения:

  • объяснить, что поливать растения желательно отстоявшейся водой комнатной температуры, иначе они могут заболеть и погибнуть;
  • взять лейку двумя руками, носик лейки ставить на край горшка;
  • направлять струю воды сбоку;
  • поливать так, чтобы весь земляной ком пропитался водой до появления воды в поддоне;
  • слить лишнюю воду из поддона через некоторое время.

 

Алгоритм обучения вытиранию пыли с предметов

Алгоритм состоит из двух блоков:

  • Подготовка к вытиранию пыли.

- подготовить тазик с водой и тряпку;

Ход и последовательность объяснения:

  • Процедура вытирания пыли.

- смочить тряпку в воде и тщательно отжать;

- расправить тряпку, положить на ладонь;

- продвигать  ладонь с тряпкой по всей поверхности предмета;

- сполоснуть тряпку и снова отжать;

- протереть тряпкой поверхность еще раз;

- повторять эту процедуру при вытирании каждого предмета;

- вылить воду, прополоскать тряпку после завершения вытирания.

Для отработки элементарных навыков ухода за жилищем могут быть предложены следующие игры и упражнения:

- «Вытереть пыль в классе / своей комнате»;

- «Подготовить принадлежности для мытья пола и вытирания пыли»;

- «Помочь маме при уборке»;

- «Полить цветы в классе»;

Моделируемые ситуации:

  1. Тебе подарили красивый комнатный цветок в горшке. Расскажи, как ты будешь за ним ухаживать».
  2. Завтра мама будет делать генеральную уборку. Расскажи и покажи, как ты будешь ей помогать».

 

2.1.2. Социально-коммуникативная деятельность и социально-средовая адаптация

 

Содержание данной области представлено следующими разделами: «Семья», «Транспорт», «Предприятия торговли», «Культура поведения». Изучение содержания этих разделов носит, преимущественно, ознакомительный характер. Педагоги знакомят детей с элементарными сведениями в сферах семейной жизни, правилами и нормами культуры поведения, транспорта и торговли.

Главными факторами отбора материала являются степень социальной значимости и жизненной востребованности сообщаемых сведений, а также степень доступности материала. Степень доступности определяется имеющимся социальным опытом обучающихся класса / группы.

При изучении темы «Семья» детей знакомят со следующими понятиями и сведениями: состав семьи, Ф.И.О. и возраст родителей и других членов семьи, место работы и должность родителей, домашние обязанности, Дни рождения членов семьи.

В разделе «Транспорт» следует познакомить детей с основными видами транспорта и их назначением. Детей необходимо учить узнавать виды транспорта по характерным звукам. Также, нужно формировать у обучающихся представления о перемещении на общественном транспорте и его перемещении по определенным маршрутам. Детям необходимо рассказать о том, что проезд в общественном транспорте следует оплачивать. У школьников нужно сформировать следующие понятия: остановка, вход в транспорт, выход из транспорта. Важное место отводится знакомству с правилами безопасности при пользовании различными видами транспорта.

В разделе «Торговля» детей знакомят с понятием «Магазин» и основными видами магазинов. Обучающимся следует объяснить, что многие магазины могут быть узнаваемы по запаху.

Обучение элементарным правилам культуры поведения, не только выделено в отдельный раздел программы, но и проходит магистральной линией через все остальные ее разделы. Так, в разделе «Питание» детей учат правилам культуры поведения за столом, в разделе «Транспорт» знакомят с правилами поведения в общественном транспорте, в разделе «Торговля» - с правилами поведения в магазине. Особое внимание следует уделять правилам культуры поведения в семье, в гостях, на улице и в общественных местах (больница, магазин, общественный транспорт, школьная столовая и т.д.).

Детей необходимо учить нормам общения со взрослыми и сверстниками. С этой целью можно использовать сюжетно-ролевые игры и моделирование реальных жизненных ситуаций, где от ребенка требуется обратиться с просьбой о помощи или вопросом, использовать вежливые слова, поздравить с Днем рождения и т.д.

Таким образом, методика преподавания курса СБО обучающимся с нарушениями зрения и интеллекта имеет свою специфику, которая выражается в  следующем:

  • Широком использовании средств наглядности, преимущественно натуральной;
  • Доминировании практических методов над словесными;
  • Алгоритмизации всех осваиваемых действий;
  • Дифференциации заданий в зависимости от особенностей познавательной деятельности и социального опыта каждого обучающегося;
  • Соблюдении единообразия логики и последовательности построения коррекционной работы, которая включает в себя знакомство с предметно-пространственной средой и дидактическими средствами, актуализацию соответствующих представлений, выявление и оценку социального опыта обучающихся, формирование навыка при помощи приема алгоритмизации действий, его закрепление посредством сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций и упражнений практической направленности.

 

 

2.2. Материально-техническое и дидактическое обеспечение занятий по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с нарушениями зрения и интеллекта

 

Особенности материально-технического и дидактического оснащения процесса преподавания коррекционного курса СБО обучающимся с нарушениями зрения и умственной отсталостью младшего школьного возраста будут рассматриваться на примере опыта ГКОУ «Михайловская школа-интернат» Волгоградской области.

Занятия по СБО проводятся в специально оборудованном кабинете, разделенном на сектора (зоны). Зонирование кабинета является обязательным. Каждая тема изучается в соответствующей зоне, оснащенной необходимым инвентарем и доступной наглядностью (например, тематика раздела «Питание»: продукты питания, посуда, различные предметы сервировки стола и т.д.). Изучение каждой темы должно начинаться с обучения ориентировке в соответствующей зоне кабинета и знакомство с ее предметно-пространственной организацией.

Отметим, что зонирование кабинета должно обеспечивать рациональную организацию рабочего пространства, а также отражать назначение и устройство жилых помещений.

Одним из требований к организации рабочего пространства кабинета СБО является строгое соблюдение постоянства месторасположения каждого предмета. Привыкая к единообразию размещения предметов, ученики эффективнее усваивают алгоритмы социально-бытовых действий, становятся более дисциплинированными. Попытки изменения месторасположения предметов мебели и оснащения различных видов деятельности приведут к полной дезориентации обучающихся и их выключению из учебного процесса.

Парты в кабинете СБО должны быть расставлены с учетом офтальмологических диагнозов обучающихся, их сопутствующих нарушений. При рассадке учеников с нарушениями зрения и интеллекта нужно учитывать степень помощи и контроля педагога, которые необходимы каждому обучающемуся.

Схема кабинета СБО, отражающая особенности организации его рабочего пространства и соответствия его зонирования устройству жилых помещений, представлена в приложении (приложение 1). В кабинете выделены: прихожая, гостиная, кухня (зона для приготовления пищи), а также учебная зона для проведения занятий. Оборудование кухни позволяет использовать данную зону для показа обучающимся элементов ручной стирки.

Предлагаемое зонирование является достаточным и оптимальным для преподавания курса СБО обучающимся с нарушениями зрения и умственной отсталостью в начальной школе.

 

Примерное оснащение преподавания разделов курса СБО

Раздел «Личная гигиена»

Материально-техническое обеспечение:

Образцы средств по уходу за телом:

- за зубами: коробки от зубных паст, тюбики из-под ополаскивателей для рта, различные модификации зубных щеток;

- за волосами: тюбики от шампуней, бальзамов, ополаскивателей, расчески разных видов, ободки мягкие, заколки, зажимы, резинки для волос, зеркало большое и маленькие зеркала двусторонние с двукратным увеличением;

- за руками и ногтями: мыло, мыльница, ножницы, различные пилочки для ногтей, щипчики, апельсиновые палочки, кремы для рук, коробки для обрезания ногтей;

- за телом: мыло, различные мочалки, тюбики от гелей для душа, пены для ванны, кремов, дезодорантов, туалетной воды, духов, полотенце;

- за глазами: футляры для очков, лупы.

Дидактическое оснащение: образцы дидактических материалов для отработки режима дня, формирования культуры здорового образа жизни.

 

Раздел «Одежда и обувь»

Материально-техническое обеспечение:

- средства для ухода за одеждой и обувью: утюг, гладильная доска, распылитель для воды, различные щетки для чистки одежды, различные щетки для чистки обуви, крема для обуви, воск для обуви, коробки от стиральных порошков, тюбики от отбеливателей, флаконы от кондиционеров для белья, стиральный порошок, хозяйственное мыло, дозаторы для стирального порошка, белье, тазы;

- детская одежда (с ярлычками по уходу);

- образцы одежды, обуви, головных уборов;

- образцы различных тканей с плоскопечатной и тактильной подписями;

- этикетки от одежды различных видов;

- застежки для одежды: пуговицы, молнии, крючки, липучки, кнопки, завязки;

- лоскуты ткани, нитки, иголки, наперстки, пуговицы;

Дидактическое оснащение: дидактические и сюжетные игрушки (например, игрушечная стиральная машина для демонстрации стирки белья, игрушечные утюги и наборы для стирки белья, куклы с наборами одежды различных видов), дидактические пособия (например, «Застежки одежды», тренажеры «Шнуровка обуви»), образцы дидактических материалов для отработки алгоритмов обучения одеванию и обуванию, а также уходу за одеждой и обувью.

 

Раздел «Жилище»

Материально-техническое обеспечение: инвентарь для уборки жилых помещений: швабра, ведро, тряпки для пола, тряпки для протирания пыли, тюбики от средств по уходу за полом, мягкой обивкой, кафелем.

Дидактическое оснащение: дидактические и сюжетные игрушки (игрушечная мебель: спальня, ванная, кухня, гостиная, макеты комнат, кукольная постель), наглядные пособия (например, «Развивающая доска»).

 

Раздел «Питание»

Материально-техническое обеспечение: кухонная посуда: сковороды, кастрюли, тарелки, разделочные доски; столовые принадлежности: ножи, ложки, вилки; столовые принадлежности с дозаторами: сахарница-дозатор, солонка-дозатор; инвентарь для уборки стола: тряпки для протирания стола, губки для мытья посуды, средства для мытья посуды, клеенка для стола, фартуки, косынки; необходимые продукты.

Дидактическое оснащение: дидактические и сюжетные игрушки (например, различные наборы детской посуды, игрушечная плита и т.д.), образцы дидактических материалов по теме.

 

Раздел «Торговля»

Дидактическое оснащение: сюжетные игрушки, образцы денег и различных видов товаров, торговые чеки, ценники и т.д., образцы дидактических материалов, знакомящих с различными видами объектов торговли.

 

Для изучения программного содержания разделов «Семья», «Культура поведения» и «Транспорт» не требуется материально-техническое обеспечение, т.к. изучаемый материал носит, преимущественно, ознакомительный характер. В данном случае будет достаточно дидактического оснащения, которое может быть представлено сюжетными игрушками и образцами дидактических материалов (памятки с правилами поведения в различных местах, игрушки, знакомящие с различными видами транспорта и т.д.).