В пособии рассматриваются особенности реализации программного содержания и методика преподавания коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» обучающимся с нарушениями зрения и интеллекта в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Пособие знакомит с современными подходами к работе по формированию компенсаторных способов действия в сфере самообслуживания у слепых и слабовидящих младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Особое внимание уделяется проблеме отбора методов и приемов обучения.

Пособие адресовано педагогам, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся по варианту 3.3., 4.3., а также специалистам реабилитационных центров, родителям и другим заинтересованным лицам.

 

Введение

 

Нарушения зрения неизбежно приводят к возникновению у человека трудностей в самообслуживании и социальном взаимодействии. Негативное влияние нарушений зрения на социально-бытовую адаптацию ребенка может быть значительно скомпенсировано коррекционной работой по социально-бытовой ориентировке, которую необходимо систематически проводить, начиная с младшего школьного возраста. Поэтому ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в части образования слепых и слабовидящих обучающихся (варианты: 3.2., 3.3., 4.2., 4.3.) предусматривает обязательную реализацию коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» (далее – СБО). Варианты 3.3. и 4.3. АООП НОО ориентированы на слепых и слабовидящих обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

При отсутствии у слепых и слабовидящих детей интеллектуальных нарушений, работа по формированию компенсаторных способов действия социально-бытовой направленности ведется с использованием сохранных анализаторов и ресурсов познавательной сферы. При сочетании нарушений зрения и интеллекта возможности использования ресурсов познавательной сферы в работе по социально-бытовой ориентировке крайне сужены.

Для детей с нарушениями зрения и интеллекта характерна значительная неравномерность формирования различных сторон психической деятельности. По данным А.И. Зотова и А.Ф. Самойлова, у детей с глубокими нарушениями зрения и умственной отсталостью отмечается снижение результативности всей познавательной деятельности. Низкий уровень владения конкретным мышлением нарушает развитие произвольности, тормозит формирование интеллектуальной активности, самостоятельности, отрицательно сказывается на становлении целенаправленной учебной деятельности (М.В. Жигарева, 2006). Все эти особенности препятствуют не только получению цензового образования, но и формированию элементарных навыков самообслуживания.

В тифлопедагогической практике разработан ряд вопросов преподавания СБО обучающимся с нарушениями зрения (В.З. Денискина, Е.В. Замашнюк). Методическое обеспечение преподавания данного курса детям с нарушениями зрения и интеллекта на сегодняшний день отсутствует. Следствием этого является возникновение у педагогов-практиков трудностей в организации и проведении занятий и недостаточное понимание их специфики. Часто значение этих занятий недооценивается, и преподавание ведется для всех обучающихся с нарушениями зрения одинаково, без учета уровня интеллектуальных возможностей.

Целью пособия является ознакомление педагогов с методикой преподавания коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» для слепых и слабовидящих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в начальной школе. В настоящем пособии рассматривается методика преподавания СБО для детей, получающих образование по вариантам АООП НОО 3.3. и 4.3. Это обучающиеся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Пособие призвано оказать помощь педагогам в отборе и построении алгоритмов формирования навыков самообслуживания.

Особенности преподавания курса СБО по варианту 3.4. АООП НОО в пособии не раскрываются, поскольку этот вариант предназначен для слепых обучающихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью и ТМНР, что предполагает в каждом отдельном случае индивидуальную программу развития и исключительно индивидуальные достижения в обучении и социализации.

Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются трудности обучающихся данной группы детей в области самообслуживания и социального взаимодействия и обусловленные ими особые образовательные потребности. В этом разделе также представлены современные подходы к преподаванию курса «Социально-бытовая ориентировка» младшим школьникам с нарушениями зрения и интеллекта.

Во втором Разделе изложена методика преподавания данного курса для слепых и слабовидящих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Раздел содержит набор алгоритмов, предназначенных для формирования компенсаторных навыков в области личной гигиены и ухода за одеждой и обувью, а также рекомендации по зонированию и техническому оснащению кабинета СБО.

В приложениях представлен опыт создания и применения дидактических пособий по СБО для обучающихся с нарушениями зрения и интеллекта, приводится пример зонирования и оснащения кабинета СБО.

Пособие адресовано учителям и воспитателям образовательных организаций, реализующим АООП НОО  слепых и слабовидящих обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а также специалистам реабилитационных центров, родителям и всем заинтересованным лицам.