Методы изучения коммуникативных нарушений у детей с тяжелой двигательной патологией

 

Для профилактики вторичных нарушений высших психических функций детей с тяжелыми двигательными нарушениями большую значимость имеет своевременное определение специфики их речевого и коммуникативного развития. В 1998-2011 годах нами проведено исследование коммуникативной деятельности детей раннего возраста с церебральным параличом [5]. По результатам оценки состояния коммуникативной деятельности выделены три уровня коммуникативного развития этой категории детей: низкий, средний, недостаточный (умеренный); детей с высоким уровнем коммуникативного развития (возрастной нормой) не выявлено. Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования особенностей коммуникативного развития детей с ДЦП раннего возраста послужили основой для определения необходимых педагогических условий, способствующих эффективному формированию коммуникативной деятельности у детей этой категории. К таким условиям отнесены:

  • учёт особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования и развития коммуникативной деятельности;
  • включение детей в позитивно мотивированную, социально значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность;
  • оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам;
  • развитие активности и самостоятельности детей в коммуникации, адекватности использования средств общения.

С учетом сложностей, которые возникают перед специалистами при общении с детьми с сочетанными тяжелыми нарушениями двигательной сферы и речи представляется важным определение дополнительных факторов, уточняющих представления об ограничениях, которые испытывает ребенок. Дополнительная информация в этом случае будет способствовать более адекватному выбору стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка с выраженными двигательными нарушениями.

Для объективации воздействия внутренних и внешних факторов на развитие ребенка на разных возрастных этапах Всемирной организацией здравоохранения разработана «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП, 2016)», которая предлагает концептуальные рамки и единый стандартизированный терминологический язык для обозначения проблем, проявляющихся в младенческом, детском и подростковом возрасте, включая функции и структуры организма, ограничения активности и возможности участия, а также факторы окружающей среды, имеющие важное значение для детей и подростков [11, 14, 16]. Эта классификация является производным от «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ ВОЗ, 2001)». Концепция, принятая в МКФ-ДП, принципиально отличается от более ранних версий МКФ, так как в ее основу положено не описание проблем, являющихся следствием болезни, но описание состояния здоровья (функций и структур организма) на различных возрастных этапах через характеристики активности и участия, подчеркивается важность влияния на процесс развития ребенка факторов окружающей среды.

МКФ-ДП дает этим характеристикам и соответствующим им ограничениям следующие определения:

  • активность – выполнение задачи или действия индивидом;
  • участие – это вовлечение индивида в жизненную ситуацию;
  • ограничение активности – трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид;
  • ограничение возможности участия – проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации.

Там же предложены определители активности и участия: реализация (осуществление, претворение в жизнь) и потенциальная способность (капаситет).

Применительно к выбору стратегии коррекционной помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями такой подход дает возможность более точного определения педагогических условий, при которых формирование коммуникативной деятельности будет в максимальной степени соответствовать речевым, двигательным, сенсорным, познавательным возможностям и организовать направленное воздействие, соответствующее зоне ближайшего развития ребенка.

Концепция генезиса общения, созданная советским психологом М.И.Лисиной на основе теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым и многолетнего анализа структуры общения нормотипично развивающихся детей от рождения до семи лет, является теорией, определившей основные понятия, компоненты, формы общения и роль общения в развитии психики ребенка [8, 9]. М.И. Лисиной определены параметры, которые следует учитывать, описывая деятельность общения:

1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;

2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной формы общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими взрослыми людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка со взрослыми.

Представление М.И.Лисиной о развитии общения с взрослым как смене нескольких целостных форм общения коммуницирует со всеми существующими методиками диагностики коммуникативного развития и может использоваться для выявления структуры коммуникативного развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями и оценки их коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность является значимой частью жизненной компетенции детей с НОДА и нуждается в оценке и анализе ее структурных компонентов для уточнения программы коррекционной работы и предупреждения школьной дезадаптации.

В рамках исследования коммуникативной деятельности детей раннего возраста с церебральным параличом (1998-2011 г.г.) нами предложены и апробированы протокол количественно-качественной оценки параметров общения детей с церебральными двигательными нарушениями и анкета для родителей ребенка, которые соотносятся с речевыми и двигательными возможностями, а также с динамикой их развития у детей с тяжелыми двигательными нарушениями [6]. На основании анализа параметров коммуникативного развития, предложенных М.И.Лисиной [8, 9], специфики речевых и двигательных особенностей детей с тяжелыми церебральными нарушениями представляется важным изучение критериев общения, позволяющих установить наличие и степень сформированности коммуникативной потребности этой категории детей. Изучение коммуникативной компетентности ребенка проводится комплексно (педагогом-психологом, логопедом или дефектологом). В процессе изучения учитываются сведения, полученные при помощи анкетирования родителей (Приложение 1). Целью анкетирования является выявление уровня компетентности матери или другого ухаживающего за ребенком взрослого в вопросах организации и поддержания общения с ним. Количественно-качественная оценка параметров коммуникативного развития ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями осуществляется методом наблюдения за взаимодействием ребенка и взрослого в условиях естественного эксперимента. Сведения, полученные в результате проведенного наблюдения, вносятся в Протокол количественно-качественной оценки параметров общения (Приложение 2) и подвергаются сравнительному анализу со сведениями из Анкеты для родителей для уточнения состояния коммуникативного развития ребенка и составления плана психолого-педагогического сопровождения воспитывающей ребенка семьи. В работе с родителями или законными представителями ребенка эта информация используется для организации более сложных и адекватных моделей взаимодействия взрослого и ребенка в знакомых и новых бытовых и игровых ситуациях.

Очевидно, что дети с церебральными двигательными нарушениями имеют разные перспективы речевого развития, а значит, и разные возможности использовать вербальную коммуникацию как основное средство общения. Исходя из концепции, принятой в МКФ-ДП, опираясь на типологию дизартрии Ж. Тардье и специфику коммуникативных затруднений детей с церебральным параличом условно можно выделить три группы по степени имеющихся у детей затруднений в овладении основными видами деятельности (игровой и учебной деятельностью) и другими видами социальных действий (навыками самообслуживания и т.д.), которыми, как правило, дети овладевают в дошкольном возрасте (назовем их общим определением – активности):

  1. дети, не испытывающие значительных ограничений в использования вербальной коммуникации для реализации активностей, соответствующих их двигательным и интеллектуальным возможностям;
  2. дети, испытывающие значительные ограничения в использовании вербальной коммуникации для реализации активностей, соответствующих их двигательным и интеллектуальным возможностям, использующие наряду с речью невербальные средства общения;
  3. дети, использующие невербальные средства общения для реализации активностей, соответствующих их двигательным и интеллектуальным возможностям.

В настоящее время в нашей стране для уточнения структуры, количественных и качественных характеристик коммуникативной деятельности детей с особенностями развития все чаще применяют адаптированные зарубежные периодизации речевого и коммуникативного развития. Наиболее широко применяемым зарубежным инструментом исследования детской речи в настоящее время является «The MacArthur Communicative Development Inventory» (MacArthur CDI) – тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста, работа над которым велась в США с начала семидесятых годов двадцатого века. MacArthur CDI представляет собой два опросника, заполняемых родителями, – «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» и «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения». Опросники коммуникативного и речевого развития, адаптированные в нашей стране Институтом раннего вмешательства в Санкт-Петербурге KID-Scale и Child Development Inventory (Гарольда Айртона), становятся все более популярными у специалистов, занимающихся вопросами поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста. Шкалы развития детей KID-R (для оценки развития ребенка в возрасте до 16 месяцев), RCDI-2000 (для оценки развития ребенка в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 с половиной лет), анкеты M-CHAT (направленная на оценку способов коммуникации и взаимодействия для родителей детей в возрасте от 16 до 30 месяцев) и LittlEARS (для оценки слухоречевого развития ребенка от рождения до двух лет) находятся в свободном доступе на сайте АНО ДПО Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства [3]. Оценка речевого и социально-коммуникативного развития ребенка с ДЦП с использованием этого диагностического инструментария дает возможность определить его индивидуальные дефициты развития, определить те линии развития, нарушение формирования которых требуют наибольшего внимания при планировании коррекционно-развивающих занятий и, в дальнейшем, выявить динамику их развития.

В странах Европы и США для диагностики коммуникативных навыков широко используется «Матрица общения», разработанная специалистами Орегонского университета здоровья и науки (Oregon Health & Science University) на основе исследований Э.Бейтс (Elizabeth Bates) и адресованная специалистам, работающим с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и такие сочетанные нарушения как тяжелые множественные нарушения развития, расстройства аутистического спектра и другие, при которых коммуникативная деятельность может находиться на ранних стадиях развития. Интерактивный вариант «Матрицы общения» для родителей также находится в свободном доступе на сайте некоммерческого проекта «Comunication matrix» [12]. В основу периодизации положен тезис о развитии коммуникации на основе способности ребенка к интенциональности (намеренности и целенаправленности) и символизации. Использование Матрицы позволяет оценить уровень коммуникативного развития ребенка через сформированность его основных компонентов: мотивов общения и коммуникативных действий. Такой подход позволяет составить представление об актуальном уровне коммуникативного развития ребенка и более успешно организовать коррекционно-развивающую помощь, направленную на систематизацию и усложнение коммуникативных действий.