В методических рекомендациях рассматриваются особенности речевого и коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, методы изучения коммуникативной деятельности этой категории детей и условия обучения, способствующие профилактике школьной дезадаптации.

Методические рекомендации адресованы специалистам, работающим с детьми с выраженными двигательными и речевыми нарушениями; могут быть использованы для организации работы по развитию коммуникативной деятельности детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и информирования членов их семей.

 

Введение

 

Проблеме обучения, психолого-педагогической помощи и абилитации детей с тяжелыми двигательными нарушениями уделяется все больше внимания как на государственном уровне, в связи с расширением нормативно-правовой базы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализующей принцип равных прав на образование детям с выраженными нарушениями развития, так и на уровне образовательных организаций, которые все чаще сталкиваются с необходимостью создания специальных условий для обучения этой категории детей. Сложность организации школьного обучения детей с выраженными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата связана с комплексом причин, которые препятствуют адекватному проектированию и реализации оптимального образовательного маршрута для детей этой категории. Прежде всего, как правило, семья ребенка с выраженными двигательными нарушениями церебрально-органического генеза первые годы его жизни, а зачастую и на протяжении всего дошкольного возраста, основное внимание уделяет вопросам двигательного развития. Серьезные двигательные и речевые ограничения, необходимость 2-3 раза в год проходить курсы абилитации в медицинских учреждениях или/и специальных реабилитационных центрах, прохождение многочисленных операций по восстановлению нарушенных двигательных функций, наличие соматических заболеваний – это те обстоятельства, при которых дети зачастую не имеют возможности регулярно посещать дошкольную образовательную организацию, не имеют достаточного социального опыта и возможностей общаться со сверстниками. Многие родители, занимающие активную позицию в отношении обучения ребенка с выраженными двигательными ограничениями, стремятся организовать для детей коррекционно-развивающую помощь привлекая специалистов логопедов и психологов. Зачастую основное внимание в своей работе они уделяют развитию высших психических функций ребенка игнорируя проблемы, связанные с недостаточным коммуникативным развитием, которое не может состояться спонтанно и требует организации специальной коррекционно-развивающей помощи. Очевидно, что при зачислении в школу большинство детей, которые эпизодически посещали дошкольную образовательную организацию, и те, для которых коррекционно-развивающая помощь была организована на дому, испытывают значительные затруднения в обучении. Для части детей затруднения связаны преимущественно с речевыми проблемами. Другая же часть детей в том случае, если работа по коррекции коммуникативных нарушений с ними не велась, нуждается в индивидуальном подборе средств альтернативной и дополнительной коммуникации, что в начале школьного обучения представляет значительную трудность как для педагогов, так и для ребенка и может стать основной причиной школьной дезадаптации. Такие дети нуждаются в специальном подходе к организации их психолого-педагогического сопровождения в дошкольном возрасте.