Пособие дает представление об основных направлениях и задачах тьюторского сопровождения учеников с РАС в начальной школе. Рассматривается специфика нарушений психического развития при аутизме в зависимости от варианта аутистического развития. Даются подробные рекомендации по организации школьной жизни ребенка с РАС, помощи тьютора в организации его поведения на уроке, в освоении необходимых социально-бытовых навыков. Обсуждаются формы помощи ученику с аутизмом в преодолении проблем поведения, особенности взаимодействия тьютора с семьей ребенка с РАС.

Пособие может использоваться при подготовке тьюторов для сопровождения обучающихся с РАС в начальной школе.

 

Что такое профессия "тьютор"

 

Начало школьной жизни является сложным периодом для любого ребенка, даже подготовленного к выходу в более сложную социальную среду, к принятию новых правил и обязанностей, вступлению в новые отношения со взрослыми и сверстниками.  Большинство детей переживают его благополучно, но есть те, кому для этого требуется особый помощник - тьютор, сопровождающий их в новой жизни - человек, с которым они чувствуют себя в большей безопасности, помогающий ориентироваться в происходящем, справляться с трудностями, переживать неудачи и становиться все более компетентными и независимыми. В числе таких детей значительную долю составляют дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), для которых сохранить возможность обучения вместе со своими обычными сверстниками особенно важно, так как без этого не может продвигаться их дальнейшее социальное развитие.

Поддержка тьютора для ребенка с РАС является необходимым дополнением помощи учителя и школьного психолога. Тьютор – это не учитель, который организует произвольное внимание ребенка и задает правила социального взаимодействия, чья похвала или неодобрение оценивают успешность и старание ребенка. Это и не психолог, определяющий возможности, отслеживающий динамику развития ребенка и, по большей части, занимающийся с ним индивидуально. Скорее, он - взрослый друг и помощник, погружающийся вместе с ребенком в его школьную жизнь, в освоение ее физической и социальной среды. Тьютор связывает ребенка с внешним миром, с учителями и другими детьми, и от него требуется создание доверительных отношений, позволяющих взаимодействовать с ребенком в учебной деятельности, в освоении навыков коммуникации, бытовых навыков и социально принятых форм поведения. Можно сказать, что в отношениях ребенка с РАС и тьютора должна сформироваться эмоциональная общность - «мы», которая позволит ребенку опереться на поддержку взрослого, ориентироваться на него, подражать ему, и на основе этого стать более уверенным, самостоятельным и продуктивным в школьной жизни.

В связи с этим понятно, что тьютора нельзя рассматривать просто как помощника учителя, «приставленного» к ребенку с РАС для его индивидуальной организации. Тьютор является особым специалистом, осуществляющим посредничество между учителем и ребенком с РАС, ребенком с РАС и его соучениками, чья роль состоит в помощи ребенку в принятии и осмыслении школьной жизни, освоении социально-бытовых навыков, адаптации к учебному процессу,  взаимодействии с другими детьми.