Варианты адаптация контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения обучающихся с расстройством аутистического спектра

 

Специфика адаптации контрольно-измерительных материалов для учеников с расстройством аутистического спектра связана как с их специфическими, так и неспецифическими особыми образовательными потребностями. Неспецифические особенности приводят возникновению трудностей овладения навыками письма, чтения, счета, не связанных напрямую с аутизмом. Такие трудности могут возникать как у условно нормативных детей, так и у младших школьников других нозологических групп. Специфические для школьников с расстройствами аутистического спектра образовательные потребности требуют особого внимания учителя и обязательного учета при выборе учебно-дидактического и контрольно-диагностического материала, а также при проведении самой процедуры оценивания [20, 27, 44, 45].

Сложности с применением, переносом и генерализацией усвоенных навыков на другие учебные и социальные ситуации делают необходимым использование в учебном процессе большого количества зрительных опор в виде наглядных схем, алгоритмов, пиктограмм, карточек и прочее.

Специфические особенности переработки слухоречевой информации и трудности слушания собеседника необходимо учитывать при проведении устных опросов, при предъявлении инструкции к заданию на слух. Из-за этого стоит рассмотреть возможность замены устного ответа на тестовый опрос, дублирование устных заданий в письменном виде на отдельных карточках [2, 20, 44].

Неспособность адекватной интерпретации и оценки различных социальных ситуаций влечет за собой большое количество затруднений при изучении предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир» [53]. Поэтому учителю следует оценивать произведение, которое предлагается ученику с РАС для анализа и проведению на его основе проверочной работы, с точки зрения актуального для каждого конкретного ребенка имеющегося жизненного опыта.

Трудности, обусловленные недостаточной саморегуляцией, приводят к неумению организовать свое время при выполнении контрольной или самостоятельной работы, довести начатое дело до конца. Для нивелирования этих затруднений, при проведении урока – контроля знаний, используются наглядные планы действий, отражающие, в какой последовательности решаются предложенные задания, схемы-пустографки для занесения учеником пометок после каждого выполненного упражнения [27, 39].

Недостаточное понимание прочитанного текста, невозможность представить в умственном плане то, о чем в нем говорится, непонимание последовательности и логики изложения приводит к сложностям решения задач, подготовки и написания изложений, сочинений, работы с деформированным тестом, поиску и переработке необходимой информации. В связи с этим, учителю необходимо упрощать инструкции к заданиям, минимизировать двойные требования, упрощать содержание задания при сохранении уровня сложности, проводить предварительную словарную работу, направленную на разъяснение сложных терминов и слов, подбирать дополнительную визуализацию к письменным тестам.

 

Программа: АООП НОО вариант 8.2, 4 класс. Учебный предмет – Математика.

 

  1. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).

На 36 рублей Леша купил 4 шоколадки. Сколько стоит одна шоколадка?

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

 

На 36 рублей Леша купил 4 шоколадки. Сколько стоит одна шоколадка?

 

Цена Количество Стоимость
 

 

   

 

 

Ответ:


Программа: АООП НОО вариант 8.2, 3 класс. Учебный предмет – Математика.

 

  1. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).

У Коли было 8 машинок, а самолетиков в два раза больше. Сколько самолетов было у Коли?

 

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

В задаче используется имя ребенка, ее решающего, и его предпочтения при выборе игрушек.

 

У Артема было 8 паровозиков, а вагонов метро в два раза больше. Сколько вагонов метро было у Артема?

 

Паровозики

 

Вагоны метро

 

 

Ответ:

 

Программа: АООП НОО вариант 8.1, 2 класс. Учебный предмет – Математика.

 

  1. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации). Типовая контрольная итоговая работа по математике 2 класс.
  2. Реши задачу:

В букете было 8 красных гвоздик, а белых на 5 меньше. Сколько белых гвоздик было в букете?

  1. Запиши цифрами числа: сорок четыре; тринадцать; тридцать один.
  2. Запиши пропущенные числа: 77, 78, 79,___,___, 82.
  3. Выполни вычисления:

4 + 30         29 + 1              75 – 5

83 – 80       36 – 1              98 + 1

  1. Сравни числа и значения величин. Поставь знак «>», «<» или «=», чтобы получилась верная запись:

54 __ 45      78 ___88           5 см ____ 15 мм

  1. Начерти два отрезка: первый длиной 1 дм, а второй на 3 см короче первого.
  2. (задание повышенной сложности)

Поставь знак + или - так, чтобы стало верным равенство

38 __30 – 8 = 0
58 __1 – 50 = 9

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

  1. Реши задачу:

В букете было 8 красных гвоздик, а белых на 5 меньше. Сколько белых гвоздик было в букете?
ДОПОЛНИ:
Красные гвоздики - ___ шт.
Белые гвоздики – ? на ___шт. МЕНЬШЕ
1)
Ответ:

  1. Запиши цифрами числа:
    сорок четыре - ___        тринадцать     -  ___           тридцать один  -  ___
  2. Выполни вычисления:
    4 + 30 = 75 - 5 =
    83 - 80 = 36 + 1 =
  3. Сравни числа. Поставь знаки «>» (больше), «<» (меньше) или «=» (равно):
    54 ___ 45 78 ___ 88 98 ___88
  4. Начерти два отрезка:
    первый длиной 10 см, .
    а второй на 3 см короче первого  .

 

Программа: АООП НОО вариант 8.1, 2 класс. Учебный предмет – Окружающий мир.

 

  1. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации). Типовой тест по предмету «Окружающий мир» к разделу «Путешествие по Москве», 2 класс.

 

  1. Кто является основателем Москвы?

1) Иван Грозный

2) Юрий Долгорукий

3) Ярослав Мудрый

 

  1. Что изображено на гербе Москвы?

1) Георгий Победоносец

2) Двуглавый орёл

3) Медведь

 

  1. Что является символом нашей Родины?

1) Цирк на Цветном бульваре

2) Кремль

3) Театр зверей им. Дурова

 

  1. Укажи количество башен Кремля?

1) 10

2) 15

3) 20

 

  1. Как называется главная площадь Москвы?

1) Малиновая

2) Красная

3) Оранжевая

 

  1. Какая из башен Кремля самая большая?

1) Царская

2) Спасская

3) Кутафья

 

  1. Что находится на Красной площади?

1) Храм Василия Блаженного

2) Храм Христа Спасителя

3) Большой театр

 

  1. Что находится в Кремле?

1) Резиденция Президента России

2) Колокольня Иван Великий

3) Третьяковская галерея

 

Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.

Прочитай вопросы. Выбери правильный ответ, подчеркни его.

Образец: Кто является основателем Москвы?

1) Иван Грозный

2) Юрий Долгорукий

 

  1. Что изображено на гербе Москвы?

1) Георгий Победоносец

2) Двуглавый орёл

 

  1. Что называют символом нашей Родины?

1) Цирк на Цветном бульваре

2) Кремль

 

  1. Сколько башен в Кремле?

1) 10

2) 20

 

  1. Как называется главная площадь Москвы?

1) Малиновая

2) Красная

 

  1. Какая из башен Кремля самая большая?

1) Царская

2) Спасская

 

  1. Что находится на Красной площади?

1) Храм Василия Блаженного

2) Храм Христа Спасителя

 

  1. Что находится в Кремле?

1) Резиденция Президента России

2) Колокольня Иван Великий