Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с аутизмом

Либлинг
Мария Михайловна
Заведующий лабораторией
Кандидат психологических наук
Сфера научных интересов
Расстройства аутистического спектра (РАС), диагностика, психологическая помощь, коррекционная поддержка, подготовка к школьному обучению. Исследование специфики эмоционального и когнитивного развития при аутизме и других нарушениях аффективного развития. Разработка методов психологической коррекционной помощи дошкольникам с аутизмом и их семьям; разработка методов и форм психолого-педагогической подготовки детей с аутизмом к школьному обучению. До настоящего времени научные интересы М.М. Либлинг в наибольшей степени определяются прикладными задачами помощи детям дошкольного возраста с РАС и их семьям; использованию совместной игры в коррекционных занятиях с дошкольниками с РАС и в налаживании их взаимодействия с родителями.
Научная деятельность
Научно-исследовательская деятельность, связанная с интересом к детскому аутизму, началась в период обучения на факультете психологии МГУ им. Ломоносова: в ходе практических занятий с детьми, посещающими экспериментальную группу при НИИ дефектологии АПН СССР по изучению раннего детского аутизма была выполнена дипломная работа по проблеме использования рисуночной деятельности в психологической помощи дошкольникам с аутизмом. Дальнейшая научно-исследовательская деятельность всегда была связана с практической помощью детям с аутизмом и их семьям, в частности, с изучением возможностей и вариантов адаптации и модификации различных зарубежных методов в практике помощи детям с аутизмом и их семьям. Изучала также формы и методы психолого-педагогической работы по подготовке дошкольников с аутизмом к обучению в школе; являлась научным руководителем исследования, посвященного методам школьной подготовки детей с РАС. Руководила исследованием, направленным на разработку диагностики вариантов аутистического развития у детей дошкольного возраста. В настоящее время организует и принимает участие в реализации исследования школьной адаптации детей с РАС, уточняющего, в том числе, их особые образовательные потребности. Также руководит проектом, направленным на изучение формирования специфической для аутизма стереотипности у детей раннего возраста с признаками РАС.
Научно-организационная деятельность
С 2020 года является секретарем и организует совещания Рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра Совета Минпросвещения России по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов). Является членом Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию.
Кандидатская диссертация
«Место холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом»
2000 г., ИКП РАО, г. Москва
Подготовлено
- Является соавтором 5 коллективных монографий, 6 пособий, автором 66 научных публикаций.
- В журналах из списка ВАК – 36 статей, общий список публикаций в РИНЦ - 63 Индекс Хирша по данным РИНЦ - 16
Основные публикации
- Дети с нарушениями общения. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с. - (в соавторстве с К.С. Лебединской, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской).
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: МГУ, 1990. - 197 с. - (в соавт. с В.В. Лебединским, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской)
- Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с. - ( в соавт. с О.С. Никольской, Е.Р. Баенской).
- Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (начало). // Дефектология. – 1997. - №4. – С.80-86.
- Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (продолжение). // Дефектология. – 1998. - №1. – С. 69-80.
- Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 155 с. – (в соавт. с Е.Р. Баенской).
- Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2004. – 231 с. - (в соавт. с О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и др.).
- Дети и подростки с аутизмом. – М.: Теревинф, 2005. – 220 с. – (в соавт. с О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и др.).
- Проблема выбора методов коррекционной помощи при аутизме и расстройствах аутистического спектра. // Дефектология. - 2015. - №3. - С. 3-7.
- Значение эмоционально-смыслового комментария в коррекционной работе с детьми с аутизмом (совместн. с Е.Р.Баенской) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - №1. – С. 24-28.
- Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом – глава в учебн.: “Детская и подростковая психотерапия” – (в соавт. с О.С. Никольской, Е.Р. Баенской). - Учебник для бакалавриата и магистратуры под ред. Е.В. Филипповой, М., Юрайт, 2016, С. 375-387
- Игра в коррекции детского аутизма. Сообщение 1 // Дефектология. – 2016. - №6. – С. 23-41.
- Игра в коррекции детского аутизма. Сообщение 2 // Дефектология. – 2017. - №1. – С. 9-22.
- Личный букварь: учебно-методический комплект для общеобразовательных организаций. – М.: Издательство «Национальное образование». – 2019. (в соавт. с Н.Б. Лаврентьевой, О.И. Кукушкиной)
- Развитие способности к общению у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в групповых коммуникативных играх «лицом к лицу» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 15–35. – (совместно с Н.С. Гращенковой). doi: 10.17759/cpse.2021100102
- Diagnosis of the Psycho-emotional Development of Preschool Children with Autism Spectrum Disorders to Determine the Type of Childhood Autism // Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars, In A.A. Arinushkina, & I.A. Korobeynikov (Eds.). - Cham, Switzerland: Springer, - pp. 219-227. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_23
Дополнительная информация
В 1997 году была удостоена Премии Президента в области образования за участие в разработке и написании книги для специалистов и родителей, воспитывающих детей с аутизмом «Аутичный ребенок: пути помощи».