Лаборатория технологий и средств психолого-педагогической абилитации

Лазуренко Светлана Борисовна

Лазуренко

Светлана Борисовна

Главный научный сотрудник

Профессор РАО, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=364451

AUTHOR ID В ELIBRARY 364451

ORCID ID 0000-0003-0642-8545

Сфера научных интересов

Государственная политика в сфере общего и специального образования, защиты прав детей; оценка качества образования;

Продвижение инновационных образовательных проектов, в том числе по организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

Руководство научными исследованиями в области специальной педагогики и психологии, развитии и модернизации российской высшей школы по специальности «коррекционная педагогика», руководство научными исследованиями в области специальной педагогики и психологии; экспертиза и оценка качества образования, контроль управления социальными и образовательными ресурсами.

Научная деятельность

Участие в работе ППк /ПМПК:

Методист городской медико-психологической комиссии, в составе дошкольной городской медико-психолого-педагогической комиссии при Детской психиатрической больнице № 6, 2005-2008 гг.

Руководство научной лабораторией:

Заведующий лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения отдела психоэмоциональной разгрузки, когнитивной поддержки и коррекционно-восстановительной помощи НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН), 2009-2015 гг.

Заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», 2020-2022 гг.

Руководство центром:

Начальник центра психолого-педагогической помощи в педиатрии Федерального государственного автономного учреждения «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России), с 2015 г. по настоящее время.

Руководитель Центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования», с 2022 г. по настоящее время.

Научные проекты:

НИР «Исследование факторов и условий, оказывающих влияние на состояния здоровья обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, анализ режима учебной нагрузки и организации здоровьесберегающей деятельности в данных школах», 2020-2022 гг. – руководитель работы.

«Научное обоснование стратегии внедрения научных основ и современных технологий образования детей с особыми образовательными потребностями в различных институциональных условиях», 2023-2024 гг. – руководитель работы.

«Разработка научно-методической базы образовательных программ подготовки кадров дефектологического профиля в контексте современных тенденций развития науки и социальных запросов общества», 2023-2024 гг. – руководитель работы.

«Междисциплинарное исследование организации и научно-методического обеспечения деятельности специалистов психолого-педагогического и медицинского профиля, членов семей в комплексной реабилитации лиц с нарушениями слуха, в том числе с сочетанными нарушениями органов и систем, после высокотехнологичного хирургического лечения», 2023-2024 гг. – руководитель работы.

«Стратегия развития психолого-педагогической службы в многопрофильном медицинском стационаре педиатрического профиля», 2023–2027 гг. - научный руководитель.

«Разработка научно-методического обеспечения системы непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров домов-интернатов для детей инвалидов системы социальной защиты», 2023 – 2027 гг. - научный руководитель.

«Создание модели сетевого взаимодействия: образовательный комплекс - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями», 2023 – 2027 гг. - научный руководитель.

Международный проект HBSC (Health Behaviour in School-Aged Children) «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», 2015-2021 гг. - эксперт научно-исследовательской группы Российской Федерации.

Научно-организационная деятельность

Членство в ведущих научных сообществах:

  • Член Союза педиатров России;
  • Член Российского психологического общества;
  • Член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по педагогике и психологии;
  • Член Экспертного совета по проблемам изучения, воспитания, обучения и сопровождения лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР);
  • Член Совета по экспертизе влияния игрушек на психическое здоровье детей;
  • Член Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования;
  • Член Экспертной комиссии в области дошкольной, общеобразовательной и дополнительной образовательной деятельности Межведомственного Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования;
  • Участник независимой экспертизы по разработке федеральных государственных стандартов общего, среднего профессионального и высшего образования;
  • Действительный член, представитель Российской Федерации в Рабочей группе психического здоровья Европейского общества муковисцидоза (ECFS Mental Health Working group);
  • Член рабочей группы Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства «Социальная защита детей инвалидов и детей с ОВЗ и их интеграция в современное общество»;
  • Член рабочей группы по вопросам ранней помощи детям и семьям детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • Член рабочей группы Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства «Здоровый ребенок»;
  • Член Межведомственной рабочей группы по анализу действующего законодательства в части норм, регулирующих вопросы лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (Министерство Просвещения Российской Федерации);
  • Член рабочей группы ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России по разработке методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по социально-реабилитационной работе с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью;
  • Член Межведомственной рабочей группы по разработке закона «О защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения»;
  • Член экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике;
  • Член диссертационного совета Д 008.005.01, на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».

Участие в редколлегиях:

  • Член редакционной коллегии научно-методического издания «Дефектология»;
  • Ответственный секретарь редакционной коллегии «Российский педиатрический журнал»;
  • Член редакции Неврологического журнала им. Бадаляна;
  •  Член редакционной коллегии научного журнала «Интеграция образования».

Участие в редколлегиях:

  • Член редакционной коллегии научно-методического издания «Дефектология»; Ответственный секретарь редакционной коллегии «Российский педиатрический журнал»;
  • Член редакции Неврологического журнала им. Бадаляна; Член редакционной коллегии научного журнала «Интеграция образования»

Докторская диссертация

«Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста с высоким риском нарушения психического развития в педиатрической практике»

2014 г., г. Москва.

 

Подготовлено

  • 3 монографии, 19 коллективных монографий, - 15 учебных пособий, 7 – методических указаний, 5 - методических пособий, 23 – патента на изобретение, 11 – программ для ЭВМ, 285 (количество публикаций различного типа).
  • В журналах из списка ВАК – 133 статьи, общий список публикаций в РИНЦ – 272.
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ – 17.

Основные публикации

  1. Лазуренко, С. Б. Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ» / С. Б. Лазуренко. – Москва : АДАМАНТЪ, 2014. – 272 с. – ISBN 978-5-905025-29-7.
  2. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте /Лазуренко С.Б.- Москва, 2015. - 266 с.
  3. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации / С. Б. Лазуренко, Т. А. Соловьева, Р. Н. Терлецкая, С. Р. Конова // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1(102). – С. 127-143. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143.
  4. Лазуренко, С. Б. Государственная политика Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в 1990-2000-х гг.: о динамике приоритетов / С. Б. Лазуренко, Н. А. Григорьева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2021. – № 44(2). – С. 1-14.
  5. Состояние артикуляционного аппарата как фактор нарушений сосания и глотания у недоношенных детей / М. А. Басаргина, М. Д. Митиш, В. В. Дяйкина, С. Б. Лазуренко // Российский педиатрический журнал. – 2021. – Т. 24, № 4. – С. 245.
  6. Глава 7. Организация психолого-педагогической помощи детям и родителям в «красной зоне» инфекционного стационара / С. Б. Лазуренко, А. Л. Венгер, Т. В. Свиридова [и др.] // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. – Москва : «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Издательский Дом (типография), 2021. – С. 165-188. – DOI 10.11621/rpo.2021.07.
  7. Лазуренко, С. Б. Ранняя психолого-педагогическая абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / С. Б. Лазуренко. – Москва : "Наука", 2022. – 394 с.
  8. Комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста/ О.С. Егоренкова, С.Б. Лазуренко, А.Л. Венгер, А.П. Фисенко. Патент на изобретение 2772546 С1, 23.05.2022. Заявка № 2021127824 от 19.05.21. Заявитель и патентообладатель ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
  9. Конструктор специальной индивидуальной программы развития для детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР/ / С. Б. Лазуренко, Н. Н. Павлова, Т. А. Соловьева [и др.] Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612427, 28.02.2022. Заявка № 2021681890 от 24.12.2021. Заявитель Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
  10. Гончарова Г.А., Лазуренко С.Б., Дробышева М.М. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2022. — Т. 30. — №4. — C. 673-678. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-4-673-678
  11. Организация здоровьесберегающего пространства при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / С. Б. Лазуренко, С. Р. Конова, А. П. Фисенко [и др.] // Российский педиатрический журнал. – 2023. – Т. 26, № 1. – С. 39-45. DOI: 10.46563/1560-9561-2023-26-1-39-45
  12. Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А. Исторические вехи создания методического обеспечения образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в России // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 6 – 20. DOI: 10.47639/2074-4986_2023_7_6
  13. Ахметзянова А.И., Бабкина Н.В., Гончарова Е.Л., Кантор В.З., Коробейников И.А., Красильникова О.А., Кузьмичева Т.В., Кукушкина О.И., Лазуренко С.Б., Филатова Ю.О. Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2023. – Альманах № 52. – С. 1 – 17.
  14. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-52/current-topics-of-research-in-the-field-of-special-pedagogy
  15. Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В. Диагностика социального развития: Для работы с детьми раннего возраста. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2024. – 184 с. ISBN 978-5-4315-3918-3
  16. Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления. Книга для учителя / авт.-сост. В.С.Басюк. – Москва : Просвещение, 2024. - 318, [2]c.:ил. - (Педагогический нон-фикшн). ISBN 978-5-09-110605-3. Глава 3. «Педагогические проблемы школьной неуспешности»: статья С.Б. Лазуренко Коррекционно-педагогические технологии как средство профилактики школьной неуспешности обучающихся начальных классов. – С. 262 - 277.
  17. Svetlana B. Lazurenko, Yulia G. Semenova, Ilshat N. Nurlygayanov, Elena M. Vladyko (2024) Characteristics of the Cognitive State Structure of Preschoolers with Brain Lesions. In: Tatiana A. Solovyova, Anna A. Arinushkina, Ekaterina A. Kochetova (eds) Educational Management and Special Educational Needs. – SpringerLink- Switzerland AG– 2024. 198 с. ISBN 978-3-031-57969-1 ISBN 978-3-031-57970-7 (eBook) https://doi.org/10.1007/978-3-031-57970-7
  18. Патент на изобретение № 2817210 «Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера»: заявка № 2023131581 от 01 декабря 2023 г.; государственная регистрация 11 апреля 2024 г./ Лазуренко С.Б., Медведева Е.А., Голубчикова А.В., Соловьева Т.А.; патентообладатель: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики».
  19. Методика оценки психического развития детей коренных малочисленных народов Севера / С.Б. Лазуренко, Е.А. Медведева , А.В. Голубчикова , Т.А. Соловьева. - Москва : Русское слово - учебник, 2024. - 96 с.
  20. Лазуренко С.Б., Апросимова С.И., Свиридова Т.В., Конова С.Р., Герасимова А.М. Состояние психолого-педагогической помощи детям в учреждениях здравоохранения // Российский педиатрический журнал. - 2024 - Т 27, № 4. - С. 269–276. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-4-269-276 https://elibrary.ru/bhqsoj

Дополнительная информация

  • Медаль имени Л.С. Выготского Российской академии образования, 2020 г.;
  • Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования, 2024 г.;
  • Благодарственное письмо за активное участие во II Международной Ассамблее Российской академии образования «Педагог и время», 2023 г.;
  • Благодарственное письмо за активное участие в грантовом конкурсе «Центры новых возможностей» Благотворительного фонда «Страна для детей», советника Уполномоченного при Президенте РФ, 2024 г.