Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития

Кудрина Татьяна Петровна

Кудрина

Татьяна Петровна

Старший научный сотрудник

Кандидат педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=748076

AUTHOR ID В ELIBRARY 748076

ORCID ID 0000-0001-5810-3457

Сфера научных интересов

Тифлопедагогика, слепые дети, младенческий и ранний возраст, ранняя коррекционная помощь, диагностика психического развития слепых детей, программы ранней помощи слепым детям, психолого-педагогическая работа с семьями слепых детей, обучение родителей слепых детей.

Исследование психического развития слепых детей в рамках культурно-исторической концепции развития психики человека. Выявление механизма формирования ведущей деятельности в условиях слепоты на каждом возрастном этапе. Определение содержания «обходных путей» развития коммуникативной и предметной деятельности у слепых детей. Разработка диагностического инструмента для оценки психического развития слепых детей. Выделение вариантов психического развития у слепых детей первых лет жизни и поиск путей дифференцированной помощи. Разработка организационных форм психолого-педагогической работы с семьей слепого ребенка. Разработка содержания и критериев эффективности психолого-педагогической работы семьей слепого ребенка.

Научная деятельность

Изучение особенностей развития слепых детей на ранних этапах психического онтогенеза, поиск путей помощи семьям слепых детей в рамках психолого-педагогической работы, разработка методического обеспечения системы ранней помощи

Научно-организационная деятельность

Участие в работе Проблемной комиссии, член Рабочей группы по проблемам ранней помощи детям и семьям детей с ОВЗ и инвалидностью при Министерстве просвещения РФ.

Подготовлено

  • 2 монографии и главы в 3 коллективных монографиях;
  • 5 методических пособий и главы в 9 методических пособиях;
  • 2 учебных пособия и главы в 2 учебных пособиях;
  • 3 свидетельства на регистрацию базы данных, всего 82 публикации различного типа.
  • В журналах из списка ВАК – 26 статей
  • Общий список публикаций в РИНЦ - 50.
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ – 8

Кандидатская диссертация

«Преодоление трудностей в развитии общения матери и слепого младенца»
2016 год, г. Москва, ФГБНУ «ИКП»

Дополнительная информация

Благодарность от Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ за участие в федеральной образовательной программе.

Основные публикации

Монографии и главы в монографиях

  1. Кudrina, T.P., Ayvazyan, E.B., Razenkova, Yu.A. (2022) Animation Complex in Premature Infants Who Are Blind. In: Arinushkina, A.A.,Korobeynikov, I.A. (eds) Education of Children with Special Needs. Springer, Cham.
  2. Ayvazyan, E.B., Kudrina, T.P., Pavlova, A.V., Razenkova, Y.A. (2024). Development of Reaching in Blind Children: Continued Discussion. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham
  3. Кудрина, Т.П. (2024) Взаимодействие матерей и слепых детей с последствиями перинатального поражения ЦНС в первые два года жизни: источник развития или зона риска / Т.П. Кудрина // Дети с множественными нарушениями в системе образования. Монография (в печати)

Публикации в рецензируемых журналах

  1. Айвазян, Е. Б. Выбор образовательного маршрута для слепого ребенка: проблемы и пути решения / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 1. — С. 49— 60.
  2. Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (Часть 1) / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 4. — С. 11—20.
  3. Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (Часть 2) / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 7. — С. 19 — 28.
  4. Кудрина, Т. П. Особые образовательные потребности слепых детей первых лет жизни: от понимания механизма нарушения психического развития к конкретизации содержания психолого-педагогической работы / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 3—11.
  5. Айвазян, Е. Б. Возрастно-психологический подход к психологическому исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2023. — № 4. — С. 3—14.
  6. Кудрина, Т. П. Изучение поведения матерей и слепых детей с перинатальным поражением ЦНС первого-второго годов жизни в ситуациях общения / Т. П. Кудрина // Дефектология. — — № 2. — С. 28—40.
  7. Кудрина, Т. П. Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Аналитический обзор истории изучения «комплекса оживления». Сообщение I / Т. П. Кудрина, Е. Б. Айвазян, Ю А. Разенкова // Дефектология. — 2024. — № 5. — С. (Статья принята в печать)
  8. Кудрина, Т. П. Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Изучение особенностей «комплекса оживления» у слепых детей. Сообщение II / Т. П. Кудрина, Е. Б. Айвазян, Ю. А. Разенкова // Дефектология. — 2024. — № 6. — С. (Статья принята в печать)

Методические пособия и рекомендации

  1. Кудрина, Т. П. Педагогическая работа с семьей слепого ребенка первых лет жизни, находящейся в условиях самоизоляции: методическое пособие [Электронный ресурс] / Т. П. Кудрина. — М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». — 2020. — 45 с. Режим доступа: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-17/
  2. Кудрина, Т. П. Система педагогической работы с семьей слепого ребенка первых лет жизни: методическое пособие [Электронный ресурс] / Т. П. Кудрина. — М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». — 2020. — 55 с. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/OHTCCt74ZaH7mg
  3. Кудрина, Т. П. Ребенок второго года жизни / Ю. А. Разенкова, Т. П. Кудрина, Н. Д. Шматко // Ребенок 2–3 лет. Советы родителям и воспитателям от ведущих специалистов страны / под. ред. Ю. А. Разенковой. — М.: Школьная Книга, 2020. — С. 5—13.
  4. Кудрина, Т. П. Ребенок третьего года жизни / Ю. А. Разенкова, Т. П. Кудрина, Н. Д. Шматко // Ребенок 2–3 лет. Советы родителям и воспитателям от ведущих специалистов страны / под. ред. Ю. А. Разенковой. — М.: Школьная Книга, 2020. — С. 21—24.
  5. Кудрина, Т. П. Игры с мозаикой / Т. П. Кудрина // Игры с детьми второго и третьего года жизни / под ред. Ю. А. Разенковой. — М.: Школьная Книга, 2020. — С. 51—59.
  6. Разенкова Ю. А. Игры с детьми второго года жизни // Ю. А. Разенкова, Т. П. Кудрина / Под ред. Ю. А. Разенковой (Серия «Первые шаги к творчеству: лепим, рисуем, творим…») — Кн. 1: Конструирование и аппликация. Изготовление коллажа. — М.: Школьная Книга, 2022. — 72 с.

Публикации в материалах научных мероприятий (конгрессов, симпозиумов, конференций)

  1. Айвазян, Е. Б. Варианты коммуникативного поведения слепых младенцев как показатели развития общения / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, Ю. А. Разенкова // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида [Электронный ресурс]: материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 23–24 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: И. А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2020. — С. 7—11. — 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
  2. Айвазян, Е. Б. Выявление нарушений зрения у детей как направление психолого-педагогической работы в системе ранней помощи / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Интеграция науки и образования в XXI веке : психология, педагогика, дефектология [Электронный ресурс] : сборник науч. трудов по материалам IV Междунар. научно-практич. конф., Саранск, 20 марта 2021 г. / Саранск: МГПУ им. М. Е. Евсевьева, 2021. — С. 218—222.
  3. Айвазян, Е.Б. Изучение особенностей коммуникативного поведения слепых недоношенных детей раннего возраста / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова // Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями: сборник научных трудов / Москва: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2021. — С. 14 — 18.
  4. Кудрина, Т. П. Слепые дети первых лет жизни и их особые образовательные потребности / Т. П. Кудрина // Инклюзивное образование: опыт и перспективы : сборник научных статей международной научно-практической конференции [27–29 апреля 2022 г.] / под научн. ред. Т. Г. Киселевой, В. А. Грошенковой, С. С. Елифантьевой, Г. О. Рощиной. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. — С. 145 — 152. — DOI 10.20323/978-5-00089-577-1-2022-2-19.
  5. Кудрина, Т. П. Ранняя помощь как необходимое условие инклюзии слепых детей / Т. П. Кудрина // Стратегии современной инклюзии : инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени : материалы Международной научно-практической конференции (Челябинск, 17 ноября 2022 г.) / под общ. ред. В. С. Васильевой, С. В. Росляковой. — Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. — С. 318—323.
  6. Кудрина, Т. П. Разработка диагностики психического развития слепых детей первых лет жизни: проблемы и пути решения / Т. П. Кудрина // Включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: история, проблемы и перспективы развития: материалы Международной науч.-практ. конф. / под общей ред. Р. А. Сулейменовой. — Алматы: ННПЦ РСИО, 2022. — С. 128—134.
  7. Кудрина, Т. П. Содержание работы тифлопедагога по предупреждению нарушений психического развития у слепых младенцев / Т. П. Кудрина // Современные векторы развития специального и инклюзивного образования : сборник научных статей международной научно-практической конференции (08–10 февраля 2023 г.) / под науч. ред. Т. Г. Киселевой, С. С. Елифантьевой. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. — С.
  8. Кудрина, Т. П. Коммуникативное поведение слепых детей с перинатальным поражением ЦНС в ситуации взаимодействия с матерью / Т. П. Кудрина // Семья особого ребенка. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Семья особого ребенка» (23 октября 2023г., г. Москва) / Сост. Г. Ю. Одинокова, И. А. Мещерякова Н. А. Живаева. — М.: ФГБНУ «ИКП», 2023. С.
  9. Кудрина, Т. П. Обучение матерей способам взаимодействия с их слепыми младенцами / Т. П. Кудрина // сборник материалов IХ международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» (2–4 октября 2024). — М.: МГУ. (статья сдана в печать)