ГЛАВА 3. РОЛЬ РОДИТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С РЕБЁНКОМ, ИМЕЮЩИМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ТЯЖЁЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 

3.1. Синхронная форма обучения

 

Синхронное обучение детей с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми, множественными нарушениями развития предполагает, что учитель, родитель и ребенок, встречаются на  электронном уроке  . В связи с тем, что синхронная форма обучения появилась в России не так давно и только начала получать распространение, количество средств и технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие, ограничено. Коррекционное занятие может проводиться через видеоконференцию или онлайн-трансляцию в социальных сетях.

Видеоконференция – это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать.

Видеоконференция удобна тем, что позволяет родителю и ребенку давать обратную связь в режиме онлайн: задавать вопросы, просить пояснить материал, в то время, как в онлайн-трансляции в социальной сети вторая сторона имеет возможность только писать сообщения в чате трансляции, и учитель не видит родителя и ученика.

Синхронный формат считается более эффективным в сравнении с асинхронным: в реальном времени концентрация внимания ребёнка выше.

Коррекционные занятия по синхронной форме обучения (онлайн) должны проводиться по заранее составленному расписанию, всегда в одно и то же время (эффективнее использовать первую половину дня) с учётом режима дня ребёнка. Так, если в школе коррекционное занятие проводилось у ребёнка во вторник в 12:00, так же оно должно проводиться и дома с применением дистанционных образовательных технологий.

Теперь, когда ребёнок учится дома, у родителя появилось больше возможностей участвовать в его образовании. Помогите учителю и разделите зоны контроля. В электронном обучении родители выступают в роли организатора. Важно объяснить ребёнку, что учиться дома — это так же важно, как и учиться в школе. Перед началом коррекционного занятия проверьте компьютерные и периферийные устройства, настройте работу необходимых программ и приложений, доступ к сети интернет. Подготовьте все необходимые материалы для занятия (бумагу, ручки, карандаши и т.п), проветрите комнату.

Проследите за тем, чтобы на рабочем столе ребёнка не было посторонних предметов, еды, а в комнате были выключены телевизор и радио, чтобы он не отвлекался во время видеоурока. Помните, что ставить воду рядом с техникой опасно — есть риск ее опрокинуть.

На коррекционном занятии будьте рядом с ребёнком, помните, что на первых порах он, так же, как и вы, находится в стрессовой ситуации и ему нужно время на адаптацию.

Слушайте учителя, следите за тем, чтобы ребёнок правильно понимал и выполнял инструкции, оказывайте необходимую помощь в выполнении задания, но не делайте задание за ребёнка. О том, какая степень помощи нужна ученику в выполнении конкретного задания нужно уточнить у учителя.

Не забывайте поощрять ребенка после занятия. Если он был внимательным, усидчивым, выполнял задания учителя, рекомендуется предложить поиграть в любимую игру, посмотреть интересный мультфильм или угостить чем-нибудь вкусным. Можно просто похвалить ребенка словами: «Ты молодец!», «Умница», «Ты хорошо занимался сегодня», «У тебя все получается». и тп. Каждый родитель знает, какое поощрение для его ребенка будет предпочтительным.

Не отклоняйтесь от регламента занятия и работы за компьютером, помогайте ребёнку делать зарядку и гимнастику для глаз.

Составьте план действий в разных ситуациях и обговорите его с учителем:

  • если ребёнок капризничает, кричит, проявляет агрессию или аутоагрессию, отказывается заниматься;
  • если произошли технические неполадки (пропала сеть Интернет, сломался микрофон/колонки/веб-камера);
  • если учитель не смог выйти на связь

Своевременно сообщайте учителю о ваших трудностях и делитесь тем, что вас тревожит. Для учителя обратная связь так же важна, как и для вас.

Не пропускайте занятия, а если сложились форс-мажорные обстоятельства, предупредите учителя заранее.

По договорённости с педагогом можно использовать смешанную форму электронного обучения. Это может реализовываться следующим образом: учитель высылает родителю запись видеоурока и сопутствующие методические материалы к нему на электронную почту или через облачное хранилище. Родитель скачивает урок и материалы, готовится к уроку, в соответствии с учебным расписанием включает запись видеоурока, просматривает его вместе с ребёнком, ставит на паузу при необходимости, или же повторно просматривает некоторые задания, контролирует выполнение ребёнком печатных и творческих работ. Даёт обратную связь учителю (отсылает фото работ) через удобный мессенджер.

 

3.2.Асинхронная форма обучения

 

Форма дистанционного взаимодействия с отсрочкой участия учителя и ученика называется асинхронной формой дистанционного обучения.

В рамках дистанционного асинхронного обучения возможны различные варианты передачи информации, в том числе рассылка методических материалов, которые не являются видеоматериалами.

Все задания соответствуют уровню развития и возможностям ребенка.

Какие могут быть методические материалы?

Разработанные рекомендации родителям по выполнению заданий

Инструкции по выполнению заданий помогают родителям более эффективно провести процесс обучения и развития ребенка, понять требования по выполнению методических заданий, помочь обучающемуся правильно выполнить задание.

Файлы с заданиями для распечатывания

Файлы в формате Word, Excel, PDF, JPEG (JPG), PNG содержат методическую информацию по предметам, с которой надо работать в бумажном (распечатанном) варианте. На бумажных листах распечатаны задания, для выполнения которых ребенку необходимо совершить ряд действий: раскрасить, написать, начертить, нарисовать, вырезать, наклеить и т.п.

Файлы с заданиями для демонстрации на экране монитора

Файлы в формате Word, Excel, PDF, JPEG (JPG), PNG содержат методическую информацию по предметам, с которой можно работать в режиме демонстрации на экране монитора ПК. Информация может быть представлена в виде надписей, картинок, схем и т.п. В этом случае ответ можно показать и озвучить, его можно прочитать. Правильность ответа оценивает родитель в соответствии с инструкцией к данному заданию.

Презентации с интерактивными играми для демонстрации на экране монитора

Презентации в формате PowerPoint позволяют применять в процессе обучения интерактивные игры по любым предметам при отсутствии интернета. При запуске презентации открывается интерактивная игра, школьник включается в игру, выполняет задание и с помощью компьютерной мыши дает ответ. Интерактивная игра с ее звуковыми и визуальными эффектами при правильном или неправильном ответах позволяет повысить мотивацию ребенка к учебе, увеличить его интерес к учебному процессу.

Аудиофайлы

Файлы в формате MP3 содержат учебный материал по предметам.

В качестве текстов в аудиофайлах могут быть:

- отдельные звуки;

- отдельные слова;

- отдельные словосочетания;

- целые предложения;

- отрывки из прозаических текстов (в т. ч. монологи и диалоги);

- стихи;

- песни;

- файлы с учебным материалом (тексты, рассказы), которые озвучены голосом диктора (педагога);

- файлы с учебным материалом, взятые из различных интернет-источников;

- файлы с учебным материалом, размещенные в фонотеках различных интернет сервисов.

Способы рассылки, передачи методических материалов:

- по электронной почте: Yandex.ru, Mail.ru, Gmail.com, Outlook.com;

- при помощи облачного хранилища: Google диск, Яндекс диск, облако Mail.ru;

- при помощи мессенджеров: WhatsApp. Viber, Telegram, Skype;

- при помощи социальных сетей: ВКонтакте.

Формы отчета родителями о выполнении заданий

Отчёт о выполнении родителями рекомендаций или заданий обучающимися может быть принят педагогом.

- в устной форме (по телефону);

- по электронной почте: Yandex.ru, Mail.ru, Gmail.com, Outlook.com;

- при помощи облачного хранилища: Google диск, Яндекс диск, облако Mail.ru;

- при помощи мессенджеров: WhatsApp. Viber, Telegram, Skype;

- при помощи социальных сетей: ВКонтакте.