ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ДОМАШНИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Для того, чтобы создать условия, облегчающие процесс обучения взрослым необходимо сосредоточиться не на том, что сейчас затруднительно, недоступно или неизвестно, а на том, что можно и хорошо было бы сделать.
- Постарайтесь сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему.Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого. Чем бы ни были вызваны тревога, негодование, раздражительность взрослого, ребенок может воспринимать эти эмоции на свой счет.
- Избегайте монотонности и однообразия, включайте в повседневную домашнюю жизнь разнообразные виды деятельности.
- Облегчите процесс обучения ребёнка посредством следующих факторов:
- соблюдение режима дня.
- создание комфортной учебной обстановки.
- следование психолого-педагогическим рекомендациям.
1.1.Рекомендации по организации обучения
Резкие изменения режима дня могут вызвать перестройки адаптивных возможностей и привести к стрессу. Планируйте следующий день заранее. Рекомендуем вам придерживаться привычного ребёнку режима дня, который сложился в период посещения школы:
- Режим сна и бодрствования;
- Утренняя гимнастика, которая включает упражнения для головы, рук, плечевого пояса и туловища;
- Время начала уроков, их продолжительность, эффективно использовать утренние часы для обучения;
- Переменки, которые включают в себя упражнения для общей и мелкой моторики, элементы пассивной гимнастики и массажа, упражнения артикуляционной гимнастики, упражнения для глаз;
- Свободное время, которое включает в себя двигательную активность, развивающие игры.
Режим дня можно представить в виде картинок или наглядного алгоритма (визуального расписания).
Важно создать комфортные условия, которые помогут настроить ребенка на занятия, повысят эффективность дистанционного обучения.
Для эффективного дистанционного обучения необходимо:
- Наличие естественного освещения на рабочем месте;
- Отсутствие посторонних предметов на столе (книги, игрушки, журналы). На рабочем месте должны находиться предметы, необходимые ребенку для конкретного занятия. В боковые поля зрения ребенка не должны попадать какие-либо отвлекающие предметы.
Например, если нужны лишь тетрадь, ручка и карандаш, не стоит оставлять перед ребенком пенал целиком. Важно помнить, что посторонние предметы будут отвлекать внимание ребенка.
- Отсутствие посторонних шумов, затрудняющих концентрацию на учебном материале (работающий телевизор, пылесос, миксер и т. п.);
- Правильная посадка и осанка ребенка на протяжении всей работы. Высота сидения должна соответствовать росту ребенка, а спинка стула или кресла должна располагаться перпендикулярно сидению.
- Смена видов деятельности. Обязательно чередование форм учебной работы: работа за компьютером, выполнение письменных заданий, паузы, игровые моменты и прочее;
- Профилактика переутомления: дозировка нагрузки и чередование видов деятельности, через каждые 15–20 минут занятий проведение физминуток (Приложение 1):
- маршировать на месте;
- наклоны и повороты головы, туловища и т.д;
- пальчиковая гимнастика.
- Профилактика зрительного переутомления: проведение гимнастики для глаз (Приложение 1).
- Регулярное проветривание помещения, в котором занимается ребенок;
- Ограничение использования компьютера в соответствии с требованиями санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»):
- для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут;
- для учеников V-VII классов – 20 минут;
- для учеников VIII-IX классов – 25 минут;
- для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.
- Ограниченное использование гаджетов (телефонов, планшетов).
1.2.Психолого-педагогические рекомендации
Главная задача родителей в период дистанционного обучения состоит в том, чтобы сделать период пребывания дома для ребенка ресурсом, а не наказанием. Ресурсом для получения новых знаний, навыков, интересных дел. Как взрослый может облегчить себе и ребенку новый режим?
- Сохранять и поддерживать привычный распорядок и ритм дня ребенка.
Необходимо объяснить ребенку, что учеба продолжается в другой форме. Чтобы почувствовать ритм учебы, следует соблюдать обычный график пятидневной рабочей недели. Однако можно пересмотреть некоторые режимные моменты с учетом экономии времени на сборы и дорогу в школу, и устраивать подъем на час позже. Ребенок может дать себе незначительные поблажки (вставать не в 7 часов, а в 8, например, с учетом, что экономится время на сборы и путь до школы), но в целом стоит сразу соблюдать обычный график пятидневной учебной недели. Это поможет ребенку в первые же дни почувствовать ритм учебы.
Адекватные и последовательные требования родителей к ребенку особенно важны при переходе на новую форму обучения
Родителям необходимо стараться сохранять спокойствие и адекватное отношение к происходящей ситуации. Стоит помнить, что эмоциональное состояние обучающихся во многом зависит от их родителей.
Время карантина — отличная возможность провести время с вашим ребенком вместе. Составьте список важных дел и игр. Замечайте маленькие победы обучающихся, отмечайте их и хвалите.
Рекомендуется в конце каждого дня обсуждать с ребенком что получилось, какие трудности были, делитесь своими чувствами, слушайте ребенка. Так создается доверительная атмосфера в доме, которая и послужит психологическим тылом для ребенка в этот нелегкий период.
Не забывайте проводить совместные физкультминутки дома, психологами давно доказана взаимосвязь физических тренировок с успехами в учебе.
Сделайте дистанционные уроки привлекательными для ребенка. Попробуйте освоить некоторые из них совместно: например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в выполнении задания (не подменяя участие и помощь выполнением задания вместо ребенка), и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Таким образом обучающиеся будут более мотивированы, а родители смогут лучше узнать и понять их.
- Установите контакт с классным руководителем, соблюдайте рекомендации школы по организации дистанционного обучения. Ориентируйтесь только на официальную информацию от классного руководителя и администрации учебного заведения.
Необходимо поддерживать постоянные контакты с педагогами школы.
- консультирование онлайн (с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp);
- консультирование по принципу «телефона доверия» через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети.
Главная задача родителей в период дистанционного обучения состоит в том, чтобы сделать период пребывания дома для ребенка ресурсом, а не наказанием. Ресурсом для получения новых знаний, навыков, интересных дел.