ВВЕДЕНИЕ
В связи с угрозой пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) образовательный процесс в современных школах претерпел кардинальные изменения. Произошёл переход от традиционных аудиторных занятий к удалённому (дистанционному) образованию обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с ограничительными мероприятиями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 №104 [4] образовательные учреждения были переведены на реализацию образовательных программ с применением дистанционных технологий и электронного обучения, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников на расстоянии.
В этот период стала реализовываться электронная форма обучения. Электронное обучение – это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.
Актуальной проблемой для практики школьного обучения стало создание условий для проведения коррекционных занятий и уроков с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми множественными нарушениями развития с использованием дистанционных образовательных технологий.
Проблемы, возникающие в процессе организации дистанционных уроков, связаны с невозможностью очного общения обучающихся и педагогов. В этом случае возникает сложность реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Ослабевает педагогический контроль, который является мощным побудительным стимулом и неотъемлемым условием обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Для эффективного дистанционного обучения необходимо наличие целого ряда качеств эмоционально-личностной сферы, таких как, самостоятельность, самодисциплина, воля, которые формируются у школьников с интеллектуальными нарушениями с трудом.
У родителей (законных представителей) обучающихся возникают вопросы, связанные с обучением их ребенка-школьника в домашних условиях:
- как заниматься с ребенком в период, когда образовательный процесс становится удаленным?
- как организовать свою деятельность и деятельность ребенка, чтобы занятия были наиболее эффективными?
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2, ст. 16].
Дистанционное обучение как форма образовательного процесса обладает следующими функциями:
- передача образовательного материала с помощью коммуникативно-информационных технологий;
- интерактивное взаимодействие всех участников образовательной деятельности;
- предоставление обучающимся возможности выбора индивидуальной траектории обучения;
- контроль за образовательной деятельностью обучающихся.
В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия выделяют три типа обучения [6]:
- синхронное (формат обучения в режиме реального времени);
- асинхронное (метод обучения, в процессе которого контакт между обучающим и обучаемым осуществляется с задержкой во времени);
- смешанное (используются элементы как синхронных, так и асинхронных систем).
В рамках обучения с применением дистанционных образовательных технологий возможны различные варианты передачи информации:
- рассылка методических, аудио, видеоматериалов по почте, мессенджерам;
- взаимодействие через видеоконференции, прямые трансляции, живые чаты.
Школьнику с интеллектуальными нарушениями, в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития в процессе дистанционных занятий необходим помощник, создающий условия для реализации этой формы обучения.
Таким образом, реализация электронной формы обучения детей с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми множественными нарушениями развития возможна только при условии активного участия родителей. Технические, информационные, содержательные, психолого-педагогические условия для проведения коррекционных занятий и уроков создаются совместными усилиями педагогов и родителей.