В Якутске 2 апреля 2021 года прошла Научно-практическая онлайн-конференция с международным участием, посвященная всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма на тему «Комплексная реабилитация детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Проблемы и перспективы развития». Организаторами мероприятия выступили Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», Автономная некоммерческая организация гармоничного развития детей «Лаборатория детства». В работе конференции приняли участие более 200 специалистов, занимающихся практическими вопросами реабилитации детей с аутизмом, представители научного сообщества, ведущие систематическую деятельность и исследования в области помощи и поддержки детей с РАС, представители органов законодательной и исполнительной власти, родительских общественных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций из Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Новосибирской области, г. Москвы и Санкт-Петербурга, Армении. С приветственными словами к участникам конференции обратились Елена Александровна Волкова, министр труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Зинаида Семеновна Максимова, директор ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», кандидат философских наук, заслуженный работник социального развития населения Республики Саха (Якутия) и Юрий Иванович Семенов, директор Автономной некоммерческой организации гармоничного развития детей «Лаборатория детства», г. Якутск. В рамках конференции были представлены и рассмотрены следующие проблемы:

  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в Республике Саха (Якутия);
  • Организация комплексной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра в условиях Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ;
  • Программы индивидуального сопровождения для детей с расстройством аутистического спектра: основные положения и содержание;
  • Развитие навыков социального взаимодействия у детей с расстройством аутистического спектра;
  • Медицинские аспекты реабилитации детей с РАС;
  • Анализ случаев расстройства аутистического спектра (из опыта работы служб ранней помощи и реабилитационных центров).

В работе конференции приняли участие сотрудники Института коррекционной педагогики Российской академии образования – д.психол.н., главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Елена Ростиславовна Баенская и д.п.н., заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Анатольевна Разенкова. Доклад Е.Р. Баенской был посвящен системному представлению ранних маркеров аутизма и основных положений эмоционально-смыслового подхода к коррекции неблагополучия при аутизме, разработанного в ФГБНУ «ИКП РАО». Е.Р. Баенской было подчеркнуто, что основанием для выявления ранних признаков формирования детского аутизма в коррекционном подходе, разработанным в ИКП РАО, являются представления о данном нарушении психического развития как искаженном дизонтогенезе (В.В. Лебединский), в основе которого лежат глубокие системные нарушения аффективного развития ребенка (О.С. Никольская). Ранние признаки искаженного развития были представлены в рамках трех направлений: нарушения ранних форм взаимодействия ребенка с близкими, особенности взаимодействия с окружением (проявления нарушений чувствительности и ограниченной активности в контактах с окружающим), особая динамика ранних форм взаимодействия на протяжении первого-второго года жизни ребенка. Сущностные характеристики эмоционально-смыслового подхода были раскрыты через систему его основных положений:

  • Эмоционально-смысловой подход опирается на представление о первичности нарушения (искажения) аффективного развития в патопсихологической структуре детского аутизма;
  • Коррекционная работа должна быть направлена на нормализацию развития аффективной сферы, преодоление его искажения;
  • Базовым условием нормализации психического и социального развития ребенка является его вовлеченность в эмоциональное взаимодействие с близким взрослым, формирование совместно-разделенного переживания и движение в логике нормального онтогенеза. Такая работа рассматривается как первичная по отношению к другим видам коррекционной помощи при аутизме (в том числе – к обучению навыкам);
  • Система методов направлена на установление и развитие эмоционального контакта с ребенком, на присоединение к его избирательным интересам, на вовлечение его в разделенное переживание и на последовательное усложнение его форм (совместная игра, сюжетное рисование и др.)
  • В качестве универсального принципа работы выступает эмоционально-смысловой комментарий взрослого;
  • Обязательным условием работы является интенсивная включенность близких ребенка в коррекционный процесс.

В докладе Ю.А. Разенковой были проанализированы основные вехи развития системы ранней помощи в Российской Федерации на протяжении последних 30 лет. Представлены результаты мониторинга системы ранней помощи, проведенные Министерством просвещения РФ в 2020 году и демонстрирующие возросший интерес регионов к открытию служб ранней помощи и консультативных центров для методической, консультативной, психологической, психотерапевтической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, включая семьи с детьми с расстройствами аутистического спектра. Показано, что именно система ранней помощи создает возможность для раннего начала специализированной коррекционной помощи ребенку и для сопровождения членов его семьи, позволяет уменьшить вероятность накопления и закрепления негативного опыта взаимодействия ребенка и родителей, способствует профилактике развития наиболее тяжелых форм нарушений в развитии, включая аутистический дизонтогенез.