22 мая в Российской академии образования состоялся круглый стол «Научные школы в дефектологии прошлого и настоящего», организованный Центром развития инклюзивного образования РАО.

В мероприятии, проходившем в очном и дистанционном форматах, приняли участие более 100 слушателей: преподаватели высшей школы, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, соискатели, магистранты, студенты старших курсов, практические специалисты московских и региональных образовательных организаций.

С приветственным словом, обращенным к участникам круглого стола, выступила Юлия Олеговна Филатова – д.п.н., профессор РАО, заведующая лабораторией Центра развития инклюзивного образования РАО, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства МПГУ. Она кратко изложила историю появления идеи обсуждения феномена научной школы с опорой на творческие биографии известных российских ученых-дефектологов Розы Евгеньевны Левиной и Владимира Ивановича Лубовского, рассказала о результатах этого обсуждения, состоявшегося ровно год назад в стенах РАО, и положенных в основу публикации в журнале «Актуальные проблемы психологического знания».

В продолжение темы выступил заместитель директора по научной работе Института коррекционной педагогики, д.психол.н., профессор Игорь Александрович Коробейников, рассказавший о ретроспективном поиске критериев для определения статуса научной школы, о возможности их применения для оценки качества проектирования и результатов исследовательской деятельности современных научных коллективов.

Основная часть заседания круглого стола была представлена докладом директора Института коррекционной педагогики, д.п.н., члена-корреспондента РАО Татьяны Александровны Соловьевой, посвященным жизни и творчеству выдающегося российского сурдопедагога Сергея Александровича Зыкова. В своем рассказе, свободном по форме, но строго выверенном по содержанию и логике изложения материала, она отразила важнейшие этапы жизненного и профессионального пути основателя научной школы сурдопедагогики, получившей признание и высочайшие оценки не только российских, но и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемами обучения и развития детей с нарушениями слуха. Отчетливо прозвучали в докладе акценты на формировании у глухих детей способности к полноценной коммуникации с окружающими, основанной не столько на возможности овладения устной речью, сколько на развитии понятийного мышления, выступающего как базис и как условие их социального развития. В дополнение к ранее обсуждавшимся признакам состоявшейся научной школы выделена способность ее лидера не только прогнозировать вероятные перспективы развития изучаемой области знания, но и оценивать влияние выбора методологии и целевых установок исследования на качество решения задач образовательной практики.

Далее состоялась дискуссия, посвященная результатам применения научно-методических разработок Сергея Александровича Зыкова и представителей его научной школы в современном образовании детей с нарушениями слуха. С краткими сообщениями выступили Ирина Алексеевна Крестинина, к.п.н., зав. кафедрой Института развития образования Кировской области; Ирина Николаевна Торовина, директор КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова; Ольга Леонидовна Беляева, к.п.н., зав. кафедрой коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева; Ульяна Викторовна Коротилова, преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральского государственного педагогического университета, г. Челябинск. В их выступлениях прозвучали слова благодарности Сергею Александровичу Зыкову и его ученикам, а также доказательства высокой эффективности коррекционно-педагогической работы с глухими детьми, построенной на основе достижений авторской научной школы отечественной сурдопедагогики.

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52