27 марта 2025 года в Институте дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена состоялось секционное заседание «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с проблемами интеллектуального развития» IV международной научно-практической конференции «Герценовские чтения. Современные проблемы дефектологии и реабилитологии: специальное образование в контексте социальных вызовов», проходящей в рамках Петербургского международного образовательного форума.
Цель конференции – обсуждение и анализ достижений современной дефектологической науки в области образования детей с нарушением интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями развития, укрепление профессиональных контактов ученых-дефектологов и практиков, работающих с лицами с ОВЗ в различных регионах России и стран СНГ.
Институт коррекционной педагогики представляли сотрудники лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями. М.В. Переверзева, к.п.н., в своем докладе «Календарная система как средство альтернативной и дополнительной коммуникации для формирования речевого словаря ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития» представила систему АДК для формирования навыков общения детей со сложными сенсорными нарушениями. Более 30 лет эта система эффективно используется в процессе обучения воспитанников «Семейного центра имени А.И. Мещерякова» (бывш. Загорский детский дом слепоглухих). Также Марина Викторовна рассказала о «Методических рекомендациях по использованию средств АДК в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР», разработанных по заказу Минпросвещения России сотрудниками ИКП и членами Рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с ТМНР при Совете Минпросвещения России. Данные рекомендации размещены на сайте ИКП.
С.В. Волкова, к.п.н., выступила с докладом о роли логопедической работы в закреплении коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями, в котором представила методику изучения социально-коммуникативной компетентности дошкольников с ментальными нарушениями, а также содержание коррекционно-логопедической работы по формированию социально-коммуникативных компетенций у данной категории детей.