20 марта завершила работу III Международная научная конференция «Современные векторы развития специального и инклюзивного образования». Мероприятие проходило в рамках Международного форума «Образовательный диалог» на базе ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в смешанном формате.
Участники Конференции обменялись опытом и обсудили современные проблемы и тенденции развития специального и инклюзивного образования в России и за рубежом, инновационные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения и коррекционно-развивающей работы с лицами, имеющими ОВЗ, вопросы подготовки и сопровождения педагогов-дефектологов, управления специальным и инклюзивным образованием, проблемы междисциплинарного подхода в работе над речевыми нарушениями детей и взрослых.
19 марта, в первый день работы Конференции, состоялось пленарное заседание, одним из модераторов которого выступила директор ИКП, д.п.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева. Татьяна Александровна поблагодарила организаторов за возможность присоединиться к значимому научному, экспертному и практическому сообществу, отметив, что мероприятие объединило неравнодушных специалистов, ориентированных на квалифицированный, взвешенный подход к организации образования детей с особыми образовательными потребностями. «Уверена, что у нас получится обсудить те вопросы стратегии развития образования, в том числе в части создания специальных условий получения общего дополнительного профессионального образования обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью», – подчеркнула она. В своем выступлении директор ИКП представила участникам конференции актуальные разработки Института, которые могут быть включены в профессиональную деятельность как исследователей, так и педагогических работников или иных заинтересованных лиц.
Во второй день Конференции были организованы тематические секции, в работе которых активное участие приняли представители Института коррекционной педагогики.
В секционных заседаниях «Междисциплинарный подход в исследовании и коррекции речи детей и взрослых» и «Проблемы специального и инклюзивного образования в международных научных исследованиях» доклады представили сотрудники лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи. Совместное выступление Е.Б. Айвазян, д.псх., и Т.П. Кудриной, к.п.н., было посвящено проблеме включения в общий образовательный поток слепых детей. Г.Ю. Одинокова, к.п.н., и А.В. Павлова представили доклад на тему «Сиблинг ребенка с ОВЗ в фокусе семейно-ориентированного подхода». В выступлении к.п.н. И.А. Выродовой раскрывалась роль музыки в ранней помощи. Н.В. Романовский, к.псх.н., в своем докладе охарактеризовал возможности применения подхода DIRFloortime в ранней коррекционной помощи. Е.С. Левунина рассказала о проводимом исследовании особенностей фонационного оформления речевого высказывания детей с узелковыми образованиями голосовых складок.
В работе секции «Актуальные вопросы специальной педагогики и психологии в современной российской науке» приняли участие представители разных структурных подразделений Института. Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом, к.псх.н. М.М. Либлинг в своем выступлении охарактеризовала организацию инклюзивной образовательной среды для учащихся с РАС в процессе усвоения естественно-научных дисциплин на основной ступени общего образования. А.Я. Абкович, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.п.н., рассказала об особенностях организации специальных условий при освоении школьниками с ОВЗ естественно-научных дисциплин на уровне основного общего образования. Совместный доклад зав. лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, д.п.н. Т.В. Николаевой и специалиста С.А. Шустовой был посвящен проблеме развития словесной речи обучающихся с нарушениями слуха на уроках физики. Выступление зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, к.п.н. О.Г. Болдиновой было посвящено теме развития академических способностей у слепых обучающихся. В докладе старшего научного сотрудника лаборатории, к.псх.н. Е.А. Ивановой освещалась проблема цифровой грамотности обучающихся с нарушениями зрения в условиях психолого-педагогического сопровождения.