С 31 мая по 2 июня 2024 года в Москве проходила Междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих – 2024», организованная Домом культуры «ГЭС-2» совместно с Международной лабораторией исследований социальной интеграции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В мероприятии приняли участие ученые и специалисты-практики в области сурдопедагогики и сурдопсихологии, студенты и аспиранты, представители общественных организаций, бизнес-сообщества из России, Азербайджана, Белоруссии, Ганы, Израиля, Индонезии, Эфиопии.
Программа конференции включала в себя пленарное и секционные заседания, круглые столы, дискуссионные площадки по материалам, подготовленным участниками кружка «Исследуя сообщество глухих 2023–2024».
В рамках встречи обсуждались актуальные проблемы сообщества глухих, вопросы обучения, воспитания и идентичности его представителей. Конференция проводилась по следующим направлениям:
- жестовый язык и современные подходы к лингвистическим исследованиям глухих;
- перспективы развития сферы труда и занятости глухих;
- новые практики глухих в эпоху технологизации и цифровизации;
- культура и идентичность глухих и слабослышащих людей;
- репрезентация глухоты в массовой культуре и медиасреде;
- жестовый язык в образовании: трансформация идеологии и практик;
- благополучие, независимость и здоровье глухих в контексте социально-экономических преобразований;
- современные подходы к методологии исследований сообщества глухих;
- трансформация методик и практик перевода на жестовый язык.
На пленарном заседании в первый день работы конференции выступила директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева. Татьяна Александровна отметила перспективность проведения междисциплинарных исследований в сфере помощи людям с нарушениями слуха сурдопедагогами, сурдопсихологами, лингвистами, социологами и другими специалистами. Рассказала, как на основе актуальных научных достижений происходит обновление содержания профессиональной подготовки сурдопедагогов.
1 июня директор ИКП выступила модератором секции «Работа с жестовым языком: образование, изучение, создание словарей». В работе секции приняла участие научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Н.С. Отдельнова, сообщение которой «Жестовый язык в системе среднего профессионального образования: подходы и проблемы» было посвящено вопросам предоставления специальных условий студентам с нарушением слуха, обучающимся на уровне среднего профессионального образования, в том числе и общим подходам в использовании жестового языка в образовательной среде. Традиционный подход предполагает сопровождение занятий и общеколледжных мероприятий как специалистами, так переводчиками РЖЯ. Однако в связи с неоднородным составом обучающихся, среди которых есть и позднооглохшие, и слабослышащие, и пользующиеся кохлеарными имплантами, необходимо индивидуально-дифференцированное обучение, учитывающее основной способ восприятия учебного материала разными группами студентов. Наталия Сергеевна подчеркнула значимость адаптационного цикла дисциплин на уровне СПО, призванного компенсировать нарушение слуха студентов с помощью развития коммуникативных и личностных качеств, совершенствования языковых умений, словесной и жестовой речи, установления связи между ними.