С 23 по 25 апреля в Череповце проходили мероприятия V Всероссийского форума инклюзивного высшего образования с международным участием «Формирование пространства инклюзивного образования: требования времени, достижения, зоны роста». Форум, оператором которого выступили Череповецкий государственный университет и Ресурсный учебно-методический центр Северо-Западного федерального округа России по обучению людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, собрал ведущих экспертов, работников вузов, специалистов в области инклюзивного образования и представителей органов власти.
На церемонии открытия мероприятия прозвучали слова приветствия А.В. Ершова, заместителя Губернатора Вологодской области, О.В. Петровой, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, О.Ю. Лягиновой, к.п.н., ректора Череповецкого государственного университета, С.Б. Лазуренко, д.п.н., члена-корреспондента РАО, руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО, главного научного сотрудника лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации Института коррекционной педагогики и др.
Главным событием первого дня работы Форума стала пленарная сессия, в рамках которой международное экспертное сообщество и представители общественности обсудили актуальные проблемы инклюзивного образования, затронув ключевые аспекты его развития в России и за рубежом.
Директор Института коррекционной педагогики, д.п.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева посвятила свое выступление актуальной теме преемственности систем общего, дополнительного и профессионального образования в подготовке обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью к самостоятельной трудовой деятельности. Татьяна Александровна акцентировала внимание аудитории на необходимости создания бесшовной системы поддержки на всех этапах обучения и профессиональной интеграции.
О.Г. Болдинова, к.п.н., зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ИКП, в докладе «Обеспечение квалифицированными кадрами развивающейся непрерывной системы инженерно-технического образования обучающихся с ОВЗ» подняла вопрос о необходимости подготовки специалистов, способных эффективно работать с обучающимися с инвалидностью в инженерно-технической сфере.
Работу Форума продолжила секция «Презентация приоритетных направлений научных исследований в сфере инклюзивного высшего образования», на которой выступила К.А. Боженкова, к.психол.н., старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП. Ксения Алексеевна представила доклад на тему современных компетенций молодых ученых в сфере наук об образовании, подробно остановившись на ключевых компетенциях молодых исследователей и наметив возможные пути усовершенствования научной деятельности в данной сфере.
Участники мероприятия ознакомились с выставкой лучших технологических и методических решений, представленных сетью ресурсных учебно-методических центров высшего образования и вузами-партнерами. Выставка демонстрировала широкий спектр инноваций, от специализированного программного обеспечения для студентов с ОВЗ до адаптивного оборудования для лабораторных работ и интерактивных методических пособий.
Второй день Форума открылся круглым столом, посвященным межведомственному взаимодействию в процессе обеспечения доступного образования и трудоустройства для детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ. Участники – представители министерств образования и социальной защиты, вузов, общественных организаций и центров занятости – обсудили вопросы создания индивидуальных образовательных траекторий, адаптации учебных программ, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ. Особое внимание было уделено практическому опыту реализации федерального пилотного проекта, запущенного в шести регионах России: Вологодской, Нижегородской, Сахалинской, Ростовской, Новосибирской областях и Ставропольском крае.
На третий день работы О.Г. Болдинова провела мастер-класс на тему «Современные цифровые образовательные ресурсы для студентов с нарушениями зрения», продемонстрировав и обсудив со слушателями различные программные средства и технологии, способствующие успешной адаптации студентов с нарушениями зрения к учебному процессу.
Участники Форума познакомились с инфраструктурой Череповецкого государственного университета, посетив научно-исследовательские лаборатории Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа (РУМЦ СЗФО ЧГУ), коворкинг-пространство «Точка кипения» и Региональный научно-технический центр ЧГУ. Визит позволил оценить уровень доступности образовательной среды и инновационного потенциала вуза.
Трехдневная программа Всероссийского форума завершилась принятием резолюции, в которой были сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию системы инклюзивного высшего образования, включая усиление межведомственного взаимодействия, повышение квалификации педагогических кадров и расширение информационной поддержки.



