29–31 мая в Казани состоялся Х Международный Форум по педагогическому образованию «Исследовательская трансформация педагогического образования: традиции как основа для инноваций». Организаторы мероприятия – ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия образования, ФУМО в системе ВО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки и Форум «Педагоги России».
Масштабное событие в сфере педагогики объединило более 1000 специалистов из России, Белоруссии, Бразилии, Китая, Индии, ЮАР, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии и других стран, которые обсудили актуальные вопросы научной интеграции исследователей стран БРИКС, продвижения опыта и ценностей российского образования в мире, перспективы использования российского и зарубежного опыта в подготовке педагогических кадров.
В рамках форума была организована работа четырех международных конференций, в одной из которых, посвященной риск-ориентированному педагогическому образованию, приняли участие сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»: заведующий лабораторией, к.психол.н. М.М. Либлинг и главный научный сотрудник, д.психол.н. Е.Р. Баенская.
По направлению «Риски и ограничения в образовании лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» был организован ряд мероприятий, в том числе – совместное мероприятие лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ ИКП и научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Института психологии и образования КФУ – дискуссионная площадка «Развитие системы образования лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями: комплексность и междисциплинарность». М.М. Либлинг приняла участие работе данной площадки в качестве спикера и со-модератора, а Е.Р. Баенская – в качестве дискуссанта. В своем выступлении Мария Михайловна затронула одну из проблем, актуальных для системы начального образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, заключающуюся в недостаточном внимании к определению исходной формы организации образования учащегося с РАС и необходимости ее постепенного усложнения в процессе обучения, что является условием его полноценного включения в образовательную среду и реализации адаптированной образовательной программы. Спикер отметила, что решение задач социализации в процессе получения образования учащимися с РАС не может ограничиваться их общением и взаимодействием с детьми, обучающимися в общеобразовательных классах, в неформальных ситуациях – на переменах и разного рода внеклассных мероприятиях. Принципиально важным является формирование у обучающихся с РАС умений и навыков совместного обучения и взаимодействия в малой группе, независимо от того, какой вариант адаптированной образовательной программы рекомендован учащемуся.
Участники дискуссионной площадки – сотрудники ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» – подчеркнули необходимость междисциплинарного подхода к проблемам образования обучающихся с РАС и максимальной индивидуализации их образовательных маршрутов. Приглашенный спикер – профессор Кеннет Син (Педагогический университет Гонконга, Китай) – рассказал о разработанной им системе поддержки студентов с РАС и другими ментальными нарушениями. На дискуссионной площадке обсуждались также обоснования для выбора подходов к формированию базовых речевых навыков у дошкольников с РАС и возможность применения игрового подхода при реализации принципа комплексности в ранней помощи детям с РАС и их семьям.
Е.Р. Баенская выступила также в качестве спикера еще одного мероприятия – Круглого стола, посвященного системе раннего сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, и обсудила проблему привлечения врачей-педиатров к распознаванию ранних признаков РАС. Проблема обучения врачей-педиатров распознаванию формирующегося аутистического расстройства, его «красных флажков», была в центре внимания на данном мероприятии, в котором принимали участие Л.В. Самарина, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, член рабочей группы по вопросам ранней помощи при Минтруда России, эксперт по раннему вмешательству ЮНИСЕФ, Э.А. Сахапова, директор специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» КФУ, Минобразования и науки РТ, Управления образования г. Казани, сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Института психологии и образования КФУ, врачи-педиатры и детские врачи различных специальностей.
В рамках форума на дискуссионной площадке, организованной Центром развития инклюзивного образования Российской академии образования (г. Москва, Россия) и кафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета (г. Казань, Россия), прошло обсуждение проблемы «Ресурсы социализации детей и подростков с особыми образовательными потребностями».
Ведущим экспертом выступила С.Б. Лазуренко, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАО.
В работе дискуссионной площадки приняли участие специалисты в области обучения, воспитания и социализации детей и подростков с особыми образовательными потребностями: Кеннет Син, Н.В. Рябова, зав. кафедрой Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, д.пед.н., а также сотрудники и студенты кафедры психологии и педагогики специального образования Казанского (Приволжского) федерального университета и гости форума.
Участники встречи обсудили подходы к психолого-педагогическому обеспечению социальной практики ребенка с особыми образовательными потребностями, педагогически целесообразной самоорганизации его жизнедеятельности, условия, ресурсы успешной социализации детей и подростков с особыми образовательными потребностями при подготовке их к самостоятельной жизни.
Также в ходе работы форума состоялось заседание исследовательской группы «Психолого-педагогические междисциплинарные исследования по развитию функциональной грамотности», в котором приняла участие научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» К.Б. Сыроваткина-Сидорина. Ксения Борисовна выступила с докладом «Исследование специальных условий развития функциональной читательской грамотности на уроках в инклюзивных классах начальной школы». В своем сообщении она осветила проблему развития функциональной грамотности через призму компетентностей педагога. Согласно данным проведенного научного исследования, педагоги не в полной мере понимают задачи развития функциональной грамотности, не всегда адекватно включают элементы ее формирования в образовательный процесс, часто подходят к решению вопроса на формальном уровне.