6 ноября 2024 года в Кыргызской государственной медицинской академии имени И.К. Ахунбаева прошла научно-практическая конференция с международным участием «Биомедицина и новые технологии».
В ходе пленарного заседания были рассмотрены ключевые медицинские аспекты инклюзии, включая применение нейротехнологий, роль логопедической работы в лечебных учреждениях, методы социализации детей с нарушениями речи и другими особенностями развития. Обсуждался опыт лечения психических расстройств у детей, междисциплинарные подходы к поддержке детей с аутизмом, а также помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в перинатальный период.
В рамках конференции состоялся круглый стол «Психологические проблемы инклюзии», в работе которого приняли участие сотрудники Института коррекционной педагогики.
Зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации, д.техн.н. А.В. Голубчикова в своем докладе «Инклюзивная образовательная среда: единство психолого-педагогических и технических аспектов» осветила основные принципы взаимодействия психолого-педагогических и технических наук в развитии и образовании детей с ОВЗ. Именно психолого-педагогические задачи определяют требования к среде и продукции, на основе которых создаются новые или адаптированные технические решения.
С сообщением «Возможности удовлетворения индивидуальных потребностей биологической и социальной природы у детей с ОВЗ в инклюзивном образовании» выступила С.Б. Лазуренко, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, д.пед.н., член-корр. РАО. В своем выступлении Светлана Борисовна отметила, что удовлетворить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования реально лишь при наличии междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, благодаря которым могут быть созданы образовательные условия с учетом актуальных данных о состоянии здоровья обучающегося, реализованы мероприятия по восстановлению психофизического функционирования и точно подобраны специальные средства, технологии, методы и содержание обучения. Также необходимо собрать команду профессионалов, которая приложит усилия по совершенствованию психологического и личностного развития детей и просвещению родителей в вопросах их воспитания в семье. Цель реализации дифференцированного подхода в обучении и вариативность образовательных моделей, исходя из структуры особых образовательных потребностей обучающихся и социального запроса родителей, заключается в социальной интеграции, независимости и самостоятельности личности, ее трудовой и профессиональной состоятельности.
Современный взгляд на рациональное распределение воспитательных ресурсов в семье ребенка с ОВЗ изложила в докладе «Родители и прародители в системе инклюзивного образования» К.А. Боженкова, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, к.психол.н. На основании данных собственного исследования Ксения Алексеевна продемонстрировала высокую значимость преемственности традиций воспитания и опыта старших поколений при формировании детско-родительских отношений в молодой семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.