16−18 октября 2024 года в Москве прошел II Международный Симпозиум «Проблемы патологии речи», посвященный вопросам изучения и преодоления нарушений речи и языка на стыке фундаментальных научных исследований и деятельности служб психического здоровья.
Организаторами Симпозиума выступили Российская академия образования и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы совместно с Центром языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства Московского педагогического государственного университета. Мероприятие было посвящено 35-летию Первого Всесоюзного Симпозиума «Проблемы патологии речи», организованного академиком Российской академии образования, доктором психологических наук, профессором В.М. Шкловским.
В рамках Симпозиума прошли заседания, круглые столы и дискуссионные площадки, где обсуждались научные открытия, инновационные технологии и эффективные практики в области изучения расстройств речи у детей, подростков и взрослых.
В рамках пленарного заседания С.Б. Лазуренко, д.пед.н., профессор, член-корр. РАО, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, представила доклад «Актуальное состояние и перспективы развития логопедической помощи в Российской Федерации». Содокладчиками выступили Г.Г. Онищенко, д.мед.н., заслуженный врач Российской Федерации и Кыргызстана, академик РАН, заместитель президента РАО, и Ю.О. Филатова, д.пед.н., профессор РАО, зав. лабораторией Центра развития инклюзивного образования РАО. В своем докладе ученые представили статистические данные о распространенности речевых нарушений среди детей и подростков в России, акцентировав внимание на состоянии здоровья данной категории населения. Особое внимание было уделено системе образования для детей с нарушениями речи, включая существующие программы и психолого-педагогические технологии. Были также подняты важные вопросы подготовки квалифицированных кадров для оказания логопедической помощи, что является критическим фактором для обеспечения качественного образования и реабилитации таких детей. В заключение доклада обсуждались перспективы дальнейшего развития логопедической помощи в стране, включая новые подходы и возможности улучшения системы.
Также в ходе пленарного заседания прозвучал доклад «О специфике проблем речевого развития при аутизме» главного научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП», д.психол.н., профессора О.С. Никольской.
Модератором секции «Дебаты молодых специалистов в формате 20x20» выступила старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, к.психол.н. К.А. Боженкова. Формат 20x20 позволил кратко и информативно представить 20 слайдов на 20 секунд каждый, обеспечив лаконичное и содержательное изложение материалов. Это помогло участникам эффективно презентовать свои исследования, уделяя внимание ключевым аспектам, таким как актуальность, научная и практическая значимость, логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления. В секции участвовали 12 докладчиков, представлявших ведущие научные и образовательные организации России: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, НИУ «Высшая школа экономики», ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», ФГБОУ ВО «Тувинский государственный педагогический университет».
Секция позволила молодым специалистам продемонстрировать свои достижения, обсудить актуальные проблемы и перспективы в области теории и практики логопедии.
Младший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации М.А. Астахова представила доклад на тему «Игровой инструментарий для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья первого-второго года жизни». В докладе на основе анализа игровой продукции в контексте направлений логопедической работы сформированы критерии выбора игрушек. В соответствии с выделенными критериями были определены характеристики игровой продукции и подобран примерный ассортимент для указанного возрастного периода.
На Симпозиуме был представлен стендовый доклад «Современные технологии логопедической помощи детям с последствиями нейротравмы» старшего научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н С.В. Волковой. Светлана Валентиновна рассказала о проблемах внедрения интегративных технологий логопедической реабилитации детей с последствиями нейротравмы и подчеркнула, что это связано с неопределенностью и неоднозначностью психолого-педагогического и медико-социального прогноза, исключительной ролью коррекционно-восстановительного логопедического воздействия.