20 февраля 2025 года в Самаре завершилась I Международная научно-практическая конференция «Проблемное поле специального и инклюзивного образования в XXI веке», которую провели ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, ФАО «НЦПК «Ѳрлеу» Институт профессионального развития по Западно-Казахстанской области, Ичуньский университет.
С приветственным словом к участникам Конференции обратилась ректор СГСПУ, к. культурологии С.Ю. Бакулина. В рамках пленарного заседания обсуждались ключевые направления развития специального и инклюзивного образования. С докладом, посвященным формированию функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, выступила А.И. Беликова, заместитель директора по общим вопросам ИКП. Анастасия Игоревна акцентировала внимание на значении программно-методического обеспечения процесса формирования функциональной грамотности среди учеников различных нозологических групп.
В ходе мероприятия участники затронули актуальные вопросы преемственности между уровнями образования в контексте реализации федеральных государственных стандартов и образовательных программ. Особое внимание уделили мерам профилактики стереотипов и дискриминации, роли инклюзивного образования в национальном развитии, а также применению информационных технологий в сфере специального и инклюзивного образования.
Программа Конференции включала работу дискуссионных площадок и методических мастерских. Старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в ранней помощи ИКП, к.пед.н. Г.Ю. Одинокова участвовала в научной дискуссии по вопросам сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. В своем выступлении она осветила проблемы сиблингов в таких семьях и предложила возможные способы их решения.
На дискуссионной площадке «Стратегии развития системы дополнительного образования детей и молодежи с ОВЗ» выступила Е.А. Кинаш, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП, к.пед.н. Елена Александровна затронула вопрос дифференцированного подхода в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью в условиях дополнительного образования.
Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ИКП, к.пед.н. О.Г. Болдинова и младший научный сотрудник лаборатории А.А. Нигматуллина приняли участие в методической мастерской, посвященной современным технологиям коррекционно-педагогической работы со школьниками с ОВЗ. Ольга Геннадьевна рассказала о ключевых аспектах тифлопедагогических условий при изучении учебного предмета «Физика», подчеркнув необходимость их соответствия федеральным образовательным программам. Аделина Айратовна представила разработанный Институтом инструмент диагностики — тифло-чек-диагностику компенсаторных способов действия и произвольного поведения обучающихся с нарушениями зрения.
О.Ф. Жуков, ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, к.пед.н., выступил с сообщением в рамках методической мастерской «На пути к профессии», которая была посвящена поддержке детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью. Спикер Института коррекционной педагогики рассказал о важности адаптированных инструментов оценки морфофункциональных возможностей учащихся с ОВЗ в процессе профессиональной ориентации.