РЕЗОЛЮЦИЯ III Всероссийского съезда дефектологов

 

III Всероссийский съезд дефектологов (далее – Съезд) прошел в городе Москве с 14 по 15 ноября 2019 г. Инициатором и Организатором проведения Съезда выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором Съезда – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

В Съезде приняли участие 866 делегатов – представителей 78 субъектов Российской Федерации и 78 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.

Цель проведения Съезда - выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.

В рамках Съезда были проведены:

  • брифинг-площадки на актуальные темы «Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития», «Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?», «Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации», «Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ», «Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра», «Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»;
  • пленарное заседание;
  • награждение почетными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии», «За верность профессии».

В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации, в числе которых:

  • качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
  • востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;
  • развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, сопровождения их семей;
  • поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
    с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
    с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;
  • поддержка инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.

Делегаты Съезда ОТМЕЧАЮТ:

положительные изменения в практике специального и инклюзивного образования, обусловленные развитием государственной политики в сфере защиты прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

важность разработки и принятия Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года как основного документа, определяющего приоритетные направления и ключевые точки роста системы непрерывного доступного качественного образования лиц указанной категории,

повышение роли дефектологической науки в проектировании и стандартизации современных диагностических, коррекционно-развивающих инструментов, обоснованных подходов к сопровождению всех участников образовательных отношений,

необходимость доработки и принятия профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» и модернизации на его основе программ подготовки и переподготовки профильных специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»,

необходимость принятия комплексных мер по преодолению дефицита высококвалифицированных кадров в системе образования и психолого-педагогической абилитации обучающихся с ограниченными возможностями.

Делегаты Съезда СЧИТАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:

Министерству просвещения Российской Федерации:

  1. Разработать и утвердить комплексный план реализации Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года.
  2. Совместно с заинтересованными органами и организациями доработать профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог». Разработать план его поэтапного внедрения на территории Российской Федерации.
  3. Совместно с Министерством науки и высшего образования РФ провести мониторинг распределения контрольных цифр приема в образовательных организациях высшего образования по образовательным программам в рамках направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» за последние три года.
  4. Разработать нормативно-правовые основания взаимодействия образовательных и иных организаций, в том числе психоневрологических интернатов, при реализации специальных индивидуальных программ развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
  5. Совместно с Федеральным агентством по делам молодежи разработать методические рекомендации по развитию добровольчества и организации волонтерской деятельности в сфере сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
  6. Провести мониторинг результатов освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированных основных общеобразовательных программ; доработку требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по результатам мониторинга.
  7. Способствовать развитию олимпиадного движения среди школьников с ограниченными возможностями здоровья, появлению специальных филологических направлений олимпиадного движения, адресованных обучающимся с нарушениями слуха и коммуникации.
  8. Оптимизировать процедуры разработки, апробации и издания специальных учебников и учебных пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Министерству науки и высшего образования РФ:

  1. Способствовать развитию фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере дефектологии, в том на междисциплинарной научной основе, созданию и развитию научно-педагогических школ в ведущих образовательных организациях высшего образования страны.
  2. Разработать стандартизированные требования к программам профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
  3. Провести обновление Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки учителей-логопедов и учителей-дефектологов, включая переход на пятилетний срок обучения с введением специализаций для формирования необходимых профессиональных компетенций.
  4. Увеличить количество бюджетных мест на направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по очно-заочной форме обучения при реализации непрерывного образования в системе педагогический колледж-ВУЗ; возобновить целевой прием и целевое обучение студентов.
  5. Предусмотреть открытие современных учебных лабораторий, оснащённых аппаратным оборудованием, дидактическими материалами, на базе педагогических университетов, реализующих программы подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:

  1. Разработать и обеспечить реализация региональных комплексных планов реализации государственной Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года.
  2. Предусмотреть экономические и социальные меры по привлечению и удержанию в профессии квалифицированных кадров в области дефектологии, по совершенствованию системы оплаты труда специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
  3. Создавать условия для развития региональных моделей непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с вовлечением в образовательно-реабилитационные процессы всех заинтересованных лиц.
  4. Создавать условия для развития системы сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, находящихся в психоневрологических интернатах и детских домах-интернатах; обеспечивать координацию образовательной деятельности и предоставления социальных услуг в целях применения единых требований к реализации специальных индивидуальных программ развития, реализации права на профессиональное обучение вне интерната для большинства воспитанников.
  5. Организовывать и проводить ежегодные региональные конкурсы профессионального мастерства для педагогов-дефектологов образовательных организаций с целью популяризации профессии педагога-дефектолога в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».

Презентации докладчиков

Фотографии 14.11.2019 Фотографии 15.11.2019

Видеозапись 15.11.2019 Видеоролик про съезд дефектологов

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организатор Съезда – Министерство просвещения Российской Федерации.

 

Цель проведения III Всероссийского съезда дефектологов (далее – Съезд): выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.

Задача Съезда: актуализация вопросов совершенствования и развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.

Ключевые вопросы Съезда:

- качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;

- востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;

- развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, сопровождения их семей;

- поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;

- поддержка частных инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.

 

Сбор вопросов по актуальным проблематикам в области российской дефектологии проводится на веб-странице III Всероссийского Съезда дефектологов по адресу: http://defectolog2019.ru.

 

Сроки и место проведения III Всероссийского съезда дефектологов:

14-15 ноября 2019 года, город Москва

 

Место проведения:

14 ноября 2019 года (1-й день Съезда) – Концертный зал Правительства Москвы (метро «Смоленская», улица новый Арбат, д. 36)

15 ноября 2019 года (2-й день Съезда) – Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки» (метро «Павелецкая», Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8)

Целевая аудитория:

В работе Съезда принимают участие почетные гости, официальные лица, представители органов исполнительной власти, делегаты от регионов, а также члены некоммерческих и общественных организаций.

 

Регламент участия и процедура регистрации

Вход на все мероприятия Съезда осуществляется по персональным приглашениям или предварительной регистрации.

Делегация каждого субъекта Российской Федерации составляет от 5 до 8 человек.

Распределение квот участников от субъекта Российской Федерации:

• специалист органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (руководитель делегации) – 1 человек;

• представитель организации дополнительного профессионального образования, обеспечивающей профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области дефектологии – 1 человек;

• представители образовательных организаций высшего образования, расположенных в субъекте и осуществляющих подготовку по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» - до 2 человек;

• педагоги-дефектологи образовательных организаций, центров психолого-медико-педагогического сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий – до 4 человек.

Данные квоты являются примерными, окончательное распределение осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Официально приглашенные лица (почетные гости): политики, общественные деятели, выдающиеся ученые – дефектологи, руководители образовательных организаций высшего образования, руководители фондов.

 

Контактная информация

Организационное, техническое и информационное сопровождение Съезда осуществляет федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (ФГБНУ «ИКП РАО»).

Необходимую информацию об организации и проведении Съезда можно получить по телефонам: (499) 245-04-52, (499) 246-96-66 или электронной почте: info@ikp.email

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ III ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ДЕФЕКТОЛОГОВ

 

14 ноября 2019 г. (четверг)

Концертный зал Правительства Москвы (м. Смоленская, улица Новый Арбат, д. 36)

9.00 - 10.00 Регистрация участников
БРИФИНГ ПЛОЩАДКИ
10:00 – 11:30 Площадка 1.

Большой конференц-зал

Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития

Модераторы:

Коробейников Игорь Александрович, заместитель директора ФГБНУ «ИКП РАО» по научной деятельности, доктор психологических наук;

Кобрина Лариса Михайловна, проректор по научной работе ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», доктор педагогических наук

Вопросы для обсуждения:

— современная проблематика научных исследований и отраслевая потребность системы специального и инклюзивного образования

— пути привлечения молодых исследователей в современных социально-экономических условиях

— портрет ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи – перспективы и задачи исследования

— современная наука – школе: пути научно-методической поддержки и сопровождения развивающейся практики

— возможности расширения тематики межотраслевых научных исследований

— комплексная реабилитация детей с ОВЗ и с инвалидностью – новые задачи науки и практики

— цифровизация в специальном и инклюзивном образовании

Спикеры:

Бабкина Наталия Викторовна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор психологических наук;

Гостар Анна Алексеевна, заместитель заведующего отделением по учебной работе Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ», кандидат психологических наук, доцент;

Денисова Ольга Александровна, директор РУМЦ СЗФО, заведующий кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», доктор педагогических наук;

Карпова Дарья Андреевна, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе и повышению квалификации ФГБНУ «ИКП РАО»;

Кузьмичева Татьяна Викторовна, директор Психолого-педагогического института ФГБОУ ВО МАГУ, кандидат педагогических наук, доцент;

Либлинг Мария Михайловна, ведущий научный ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат психологических наук;

Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук;

Филатова Юлия Олеговна, директор учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, доцент;

Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент

Площадка 2.

Малый конференц-зал

Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?

Модераторы:

Алмазова Анна Алексеевна, директор Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, кандидат педагогических наук;

Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», кандидат педагогических наук

Вопросы для обсуждения:

— примерные программы дополнительного профессионального образования как средство контроля качества

— профессиональные запросы специалистов и содержание новых квалификаций - всегда ли одно соответствует другому

— дистанционное образование и электронное обучение в системе дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов

— профессиональная переподготовка и какой она должна быть сегодня самообразование с использованием открытых учебных онлайн курсов – перспективы развития

Спикеры:

Воронкова Валентина Васильевна, советник при ректорате ГБОУ ВО МО «АСОУ», доктор педагогических наук, профессор;

Грибова Ольга Евгеньевна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат педагогических наук;

Григоренко Наталья Юрьевна, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук;

Сайфутдинова Рамзия Альбертовна, начальник отдела повышения квалификации и переподготовки в сфере дефектологии НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования»;

Тишина Людмила Александровна, доцент, заведующий кафедрой специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат педагогических наук;

Хайртдинова Лена Фаритовна, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы», кандидат педагогических наук;

Шипилова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ВГСПУ»;

Яковлева Наталья Николаевна, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Института детства СПб АППО, кандидат педагогических наук

11:30 – 13:00 Площадка 1.

Большой конференц-зал

Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации

Модераторы:

Терехина Ирина Олеговна, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России;

Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук

Вопросы для обсуждения:

— приоритеты государственной политики в сфере образования и комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и с инвалидностью

— основные векторы и точки роста в развитии национальной системы лиц с ОВЗ и с инвалидностью

— поэтапное внедрение стратегии и оценка его эффективности (целевые показатели)

— изменение роли родителей – поиск новых путей сопровождения семьи

— каким будет образование детей с ОВЗ и с инвалидностью в 2030 году

— что изменится в профессиональной жизни специалиста, работающего с обучающимся с ОВЗ и с инвалидностью, к 2030 году

Спикеры:

Абкович Алла Яковлевна, начальник Отдела перспективных научных исследований ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат педагогических наук;

Богданова Тамара Геннадиевна, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук;

Вильшанская Аделя Дамировна, ведущий эксперт Ассоциации «Ассоциация инклюзивных школ», кандидат педагогических наук;

Денискина Венера Закировна, доцент кафедры тифлопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент;

Ильина Светлана Юрьевна, заведующий кафедрой олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор;

Корнев Александр Николаевич, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, доктор психологических наук;

Никольская Ольга Сергеевна, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор психологических наук, профессор;

Разенкова Юлия Анатольевна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук, доцент;

Ткачева Виктория Валентиновна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор психологических наук, профессор;

Шпицберг Игорь Леонидович, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»;

Яхнина Елена Захаровна, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент

Площадка 2.

Малый конференц-зал

Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ

Никандрова Татьяна Сергеевна, зав. кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО МПГУ, кандидат педагогических наук;

Яковлева Ирина Михайловна, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук

Вопросы для обсуждения:

— нормативно-правовые и этические вопросы профессиональной деятельности сотрудников ДДИ/ПНИ в части организации образования лиц, проживающих в указанных организациях

— профессиональные дефициты при работе с данной категорией лиц и пути их преодоления

— проектирование адаптированных образовательных программ общего образования детей и взрослых, проживающих в ДДИ/ПНИ

— современные технологии помощи детям и взрослым, проживающим в ДДИ/ПНИ, – есть ли готовые решения

— профессиональное обучение подростков и взрослых, проживающих в ДДИ/ПНИ, и возможности его организации

Спикеры:

Бондарь Татьяна Алексеевна, учитель-логопед РБОО «Центр лечебной педагогики»;

Забрамная София Давыдовна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, профессор;

Иванов Евгений Александрович, педагог-организатор, ведущий специалист по IT-технологиям ГБУ ЦССВ «Вера Надежда Любовь»;

Исаева Тамара Николаевна, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент;

Константинова Ирина Сергеевна, нейропсихолог РБОО «Центр лечебной педагогики», кандидат психологических наук;

Краснова Юлия Семеновна, координатор АНО комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом»;

Романова Елизавета Александровна, методист ЦВС ГБУ ЦССВ «Вера Надежда Любовь», директор  АНО РЦ «Вера Надежда Любовь»;

Титова Оксана Владимировна, заместитель заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики по науке Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;

Царев Андрей Михайлович, директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области, директор Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР кандидат педагогических наук;

Шевырева Татьяна Вячеславовна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ» кандидат педагогических наук, доцент;

Шпитальский Александр Георгиевич, заместитель директора по социальной и воспитательной работе ГКУ ЦССВ «Доверие»;

Щербакова Светлана Михайловна, дефектолог АНО комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом», г. Москва

13.00  14.00 Кофе-брейк
14.00 – 15.30 Площадка 1.

Большой конференц-зал

Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра

Модераторы:

Приходько Оксана Георгиевна, директор Института специального образования и комплексной реабилитации, заведующий кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук;

Кантор Виталий Зорахович, проректор по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», доктор педагогических наук

Вопросы для обсуждения:

— бакалавриат или специалитет – что обеспечит качество подготовки будущих специалистов дефектологов

— ФГОС 3++ как инструмент проектирования образовательных программ высшего образования при подготовке дефектологов

— целесообразность введения интернатуры или постдипломной стажировки дефектологов

— целевой набор и целевое обучение как решение проблемы кадрового дефицита педагогов-дефектологов

— учебно-методическое объединение по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» – поиск новых форм организации межвузовского взаимодействия

— сетевое партнерство вузов, общеобразовательных и общественных организаций – реалии и перспективы

— востребованность направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» среди абитуриентов

Спикеры:

Агавелян Рубен Оганесович, директор Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», доктор психологических наук, профессор;

Артёмова Ева Эдуардовна, декан факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «МГППУ», кандидат педагогических наук, доцент;

Буковцова Нина Ивановна, декан факультета психологии и специального образования ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», кандидат педагогичексих наук, доцент;

Волковская Татьяна Николаевна, профессор кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук;

Ворошнина Ольга Руховна, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ПГГПУ», кандидат психологических наук, доцент;

Дмитриев Алексей Андреевич, декан факультета специальной педагогики и психологии МГОУ, доктор педагогических наук, профессор;

Кулакова Елена Владимировна, декан дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент;

Назарова Наталия Михайловна, заведующий кафедрой психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук;

Скуратовская Марина Леонидовна, заведующий кафедрой дефектологии и инклюзивного образования ДГТУ, доктор педагогических наук, доцент;

Филатова Ирина Александровна, директор института специального образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук, профессор

Площадка 2.

Малый конференц-зал

Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»

Модераторы:

Филичева Татьяна Борисовна, президент Союза дефектологов, профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук;

Крюков Георгий Валерьевич, исполнительный директор Союза дефектологов

Вопросы для обсуждения:

— портрет современного молодого специалиста в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии

— меры стимулирования поддержки при трудоустройстве молодых специалистов

— современные условия труда – цифровизация образования, новые ассистивные технологии и инструменты психолого-педагогической реабилитации

— профессиональный стандарт педагога-дефектолога – перспективы, доработки, практика

— новые задачи профессиональной деятельности – новые требования к профессиональным компетенциям

— преимущества членства педагогов-дефектологов в региональных и межрегиональных профессиональных общественных ассоциациях

— расширение международного сотрудничества с крупнейшими профессиональными ассоциациями

Спикеры:

Арутюнян (Андронова) Лилия Зиновьевна, кнаучный руководитель специалистов речевого центра «Арлилия», андидат педагогических наук, профессор;

Балдина Екатерина Адольфовна, учитель-логопед высшей категории, победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог – 2019»;

Евтушенко Илья Владимирович, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук;

Левченко Ирина Юрьевна, заведующий лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук;

Ли Ла, доцент Нанкинского педагогического института специального образования, КНР;

Орлова Ольга Святославна, главный научный сотрудник ФГБУ НКЦО ФМБА России, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, профессор;

Симакова Оксана Сергеевна, директор Центра комплексного сопровождения инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», кандидат педагогических наук;

Сорокоумова Светлана Николаевна, профессор кафедры социологии и психологии управления Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ, доктор психологических наук;

Туманова Татьяна Володаровна, член Комитета логопедической помощи при РАС Международной ассоциации логопедов и фониатров, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, профессор;

Тюрина Надия Шамильевна, доцент кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук;

Чанг Маолин, декан факультета реабилитационных наук Нанкинского педагогического института специального образования, КНР

 

15 ноября 2019 г. (пятница)

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы

«Московский международный Дом музыки»

(м. Павелецкая, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8)

8.30-9.30 Регистрация участников, прием почетных гостей Съезда
9.30-10.00 Кофе-брейк
10.00 – 11.30 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
10.00 – 10.20 Васильева Ольга Юрьевна, Министр просвещения Российской Федерации
Приветственное слово, награждение Министром почетных участников Съезда в номинации «За личный вклад в развитие дефектологии»
10.20.-10.40 Приветственные адреса Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы

Малофеев Николай Николаевич, вице-президент РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Приветственные адреса федеральных органов исполнительной власти

10.40-11.00 Доклад Синюгина Татьяна Юрьевна, заместитель Министра просвещения Российской Федерации

«Государственная политика в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

11.00-11.20 Доклад Боровская Марина Александровна, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации

«О модернизации дефектологического образования»

11.20 -11.40 Доклад Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор педагогических наук

«Стратегия развития науки и практики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

11.40-12.00 Выступления модераторов с предложениями в Резолюцию Съезда
12.00 – 13.40 ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ СЪЕЗДА

Награждение почетных участников Съезда в номинации «За верность профессии»

17.30-19.00 Публичные лекции ведущих ученых на площадках вузов Москвы