Монографии и хрестоматии

17-05

Educational Management and Special Educational Needs

Editors: Tatiana A. Solovyova, Anna A. Arinushkina, Ekaterina A. Kochetova

This book systematizes the latest findings on the clinical, psychological, and pedagogical features of today’s children with special educational needs (SEN) and expands the scientific understanding that characterizes such children. The book develops a system of education and assistance for children with SEN, including children with locomotor disabilities, intellectual disabilities, autism spectrum disorders, and hearing and visual impairments. The book is intended for heads of educational authorities, parents, specialists working with children with special educational needs, psychologists, teachers, methodologists, specialists in the field of inclusive education, and students and teachers in special education of pedagogical and psychological departments of higher education institutions.

b4

Education of Children with Special Needs Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars

Editors: Anna A. Arinushkina, Igor A. Korobeynikov

Combines the experience of specialists from various sciences. Presents the best practices from post-Soviet countries in inclusive education.Introduces numerous case studies on the impact of digital technology.

hr2

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: методическое обеспечение образования в Российской Федерации

Под редакцией: Т.А. Соловьевой, С.Б. Лазуренко Составители: Т.Н. Исаева, С.Б. Лазуренко, А.Р. Маллер, Н.Н. Павлова, Т.А. Соловьева, В.В. Ткачева, И.А. Филатова, О.В. Шохова, А.М. Царев

В издании систематизированы современные научные работы в области изучения и обучения детей с ТМНР, опубликованные в течение последних 30 лет, представляющие высокий интерес для специалистов и значение для развития системы образования.

b1

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения. Хрестоматия / С 1900 по 1990 гг.

Под редакцией: Т. А. Соловьевой, С. Б. Лазуренко.

Составители Т. Н. Исаева, С. Б. Лазуренко, А. Р. Маллер, Н.Н.Павлова, Т.А. Соловьева, В. В. Ткачева, И.А. Филатова, О.В. Шохова, А.М. Царев

Хрестоматия представляет наиболее значимые в области клинико-психолого-педагогического изучения, организации обучения и психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития работы известных отечественных ученых-новаторов, опубликованные в период с 1900 по 1990 годы.

b2

Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (ХХ век): Хрестоматия

Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц, М.В. Жигорева, М.В. Переверзева, И.В. Саломатина

Впервые в истории отечественной дефектологии подготовлена хрестоматия, в которой в систематизированном виде представлены основные достижения XX века в области клинико-психолого-педагогического изучения, воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями.

b3

Виртуальная профессиональная практика для студентов-дефектологов

Автор: Т.В. Николаева

В монографии представлен подход к разработке цифрового инструмента профессиональной подготовки студентов-дефектологов — виртуальной практики, направленной на формирование профессиональных компетенций в области педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья.

17-01

Организация надомного обучения дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР): методическое пособие

Авторы: С.Б. Лазуренко, Н.Н. Павлова

В методическом пособии раскрывается современный научно-обоснованный взгляд на организацию обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития раннего и дошкольного возраста на дому в случае, если они по медицинским показаниям или иным причинам не могут посещать образовательную организацию и находиться в коллективе сверстников. Структура изложения соответствует Примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ТМНР и разработана с учетом актуальных правовых норм в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

2 Ранняя психолого-педагогическая абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

Ранняя психолого-педагогическая абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: С.Б. Лазуренко

Монография раскрывает стратегию и содержание ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и психолого-педагогического сопровождения семьи в соответствии с современными достижениями науки и изменениями в законодательстве Российской Федерации в сфере образования и охраны здоровья граждан.

17-02

Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте

Автор: С.Б. Лазуренко

Монография создана по материалам исследования, организованного двумя ведущими научными учреждениями страны: федеральным государственным бюджетным учреждением «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук и федеральным государственным научным учреждением «Институт коррекционной педагогики». Это обобщение результатов многолетней научной деятельности автора, которая осуществлялась в рамках научной тематики «Коррекция выраженных нарушений развития в раннем и дошкольном возрасте».

4 Диагностика и коррекционная помощь».

Аутизм и расстройства аутистического спектра. Диагностика и коррекционная помощь. Учебник для ВУЗов

Авторы: О.С.Никольская и др. Ответственный редактор – О.С.Никольская

Настоящий курс отражает результаты многолетнего изучения аутистических расстройсв, проводимого группой исследователей в Институте коррекционной педагогики. В курсе представлена история изучения аутизма и расстройств аутистического спектра в нашей стране и за рубежом, обоснован подход к диагностике и коррекции детского аутизма как нарушения психического развития. Подробно отражен эмоционально-смысловой подход, разрабатываемый в течение 30 лет авторами курса: описаны цели, задачи и методы коррекционной работы возрастных этапах. Представлен широкий круг других подходов , используемых в настоящее время для психолого-педагогической помощи при РАС: прикладной поведенческий анализ, ТЕАСС, DIR-Floortime.

5утичный ребенок. Пути помощи

Аутичный ребенок. Пути помощи

Автор: О.С. Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг

Книга посвящена одному из сложных нарушений психического развития детей – раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики и Центра лечебной педагогики.

6 Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение человека

Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение человека

Автор: О.С.Никольская

Выявление роли аффективной патологии в формировании детского аутизма позволяет продвинуться в понимании структуры и функций аффективной сферы человека в норме и рассмотреть ее как систему взаимодополняющих витально значимых смыслов, организующую процессы адаптации и саморегуляции и принимающую специфически человеческие формы в процессе культурного развития. Выделены четыре уровня системы адаптации, где каждый в соответствии со своим витальным смыслом формирует свой тип мироощущения и поведения и обеспечивает субъекту требующуюся активность. Обсуждается взаимодействие уровней, дающее системе целостность и управляемость.

7 Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра

Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра

Автор: И.А.Костин

Монография посвящена психологической помощи подросткам, юношам, взрослым людям с расстройствами аутистического спектра. Автор подробно рассказывает, как выстраивать контакт с людьми с РАС, как специалист может помочь им в фор-мировании социальных ролей и навыков взаимодействия, необходимых для адаптации в обществе. Рассмотрены методы, помогающие человеку с аутизмом понять свой собственный внутренний мир и мир социальных отношений: ведение дневника, инди-видуальная и групповая беседа, совместное чтение художественной литературы. Описан многолетний опыт организации групповых встреч выросших людей с РАС.

17-04

Устная речь глухих

Автор: Ф.Ф. Рау

В книге рассматриваются научные основы и методы формирования у глухих детей устной речи.

10 Коррекционное обучение детей с тяжелой черепно-мозговой травмой в условиях стационарной реабилитации

Коррекционное обучение детей с тяжелой черепно-мозговой травмой в условиях стационарной реабилитации

Автор: А.В. Закрепина

В монографии представлены результаты исследования, направленного на разработку содержания педагогической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы. Показаны теоретические, методические ориентиры образовательной деятельности педагога-дефектолога в составе междисциплинарной команды реабилитологов; систематизированы и обобщены эффективные приемы коррекционного обучения детей изучаемой нозологии.

11 Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями психического развития

Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями психического развития (в стационаре)

Авторы: Е.А.Стребелева, С.Б.Лазуренко, А.В.Закрепина

В монографии представлены результаты исследования, направленного на разработку содержания педагогической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы. Показаны теоретические, методические ориентиры образовательной деятельности педагога-дефектолога в составе междисциплинарной команды реабилитологов; систематизированы и обобщены эффективные приемы коррекционного обучения детей изучаемой нозологии.

17-03

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: учебно-методическое пособие

Авторы: М.В. Браткова, А.В. Выродова, А.В. Закрепина, Е.А. Кинаш, Г.А. Мишина, Л.В. Пронина, Е.А. Стребелева

В книге собраны игры и занятия с детьми раннего возраста с проблемами развития, направленные на активизацию и совершенствования, развитие и коррекцию основных линий развития. В процессе игры ребенок раннего возраста усваивает правильные формы поведения, научится взаимодействовать со взрослым и сверстниками в различных ситуациях, игры способствуют формированию положительных личностных качеств.

13 1 Устройство и способ проведения вибротактильноакустической (ВТА) процедуры для лечения пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга

Устройство и способ проведения вибротактильноакустической (ВТА) процедуры для лечения пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга

Авторы: Волкова С.В., Фридман В.Л., Ясинская Т.Б., Мулюкин Н.В., Ларина О.Д., Рудометова Ю.Ю., Селиванова Е.А., Оншина А.В.

Устройство и способ проведения вибротактильноакустической процедуры для лечения пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга относится к медицине и коррекционной педагогике, и может применяться в медицинских и образовательных учреждениях при коррекционно-восстановительном обучении пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга (травмы головного мозга, нарушения мозгового кровообращения (инсульты), нейроинфекции и аналогичные нарушения). Целью данной полезной модели является сокращение сроков лечения пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга за счет массажа, улучшения кровообращения, увеличения межклеточного взаимодействия в локальных зонах.

14 Разенкова, Ю.А. Система ранней помощи поиск основных векторов развития. Монография

Система ранней помощи: поиск основных векторов развития

Автор: Ю.А. Разенкова

В монографии проанализирован мировой опыт становления и развития системы ранней помощи. Представлено описание ценностно-смысловых и целевых ориентиров ранней помощи, ее концептуальных моделей, научно-методического и ресурсного обеспечения, программ, технологий и результатов деятельности

15 Айвазян, Е.Б. Развитие общения и предметной деятельности у слепых детей первых трех лет жизни

Развитие общения и предметной деятельности у слепых детей первых трех лет жизни

Авторы: Е.Б. Айвазян

В монографии представлены результаты теоретической реконструкции и эмпирического исследования развития первых в онтогенезе ведущих деятельностей – общения и предметной деятельности – у слепых детей первых трех лет жизни. Реконструкция проведена по результатам анализа теоретических выкладок, сделанных выдающимися отечественными психологами Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, М.И. Лисиной и др., классических и современных эмпирических исследований. По результатам анализа предложена «базовая формула развития», описывающая логику развития ведущей деятельности в младенческом и раннем возрасте в виде четырех последовательных стадий становления общения и предметной деятельности. Представлен инструмент оценки психического развития слепого ребенка «индивидуальная формула развития», позволяющий квалифицировать наличие риска отклонений от логики онтогенеза и определять задачи и содержание психолого-педагогической работы в конкретном случае

16 Кудрина Т.П. Ранняя помощь слепым детям

Ранняя помощь слепым детям: монография

Авторы: Т.П. Кудрина

В монографии представлены результаты многолетнего изучения психического развития слепых детей первых лет жизни, особенности их взаимодействия с близкими взрослыми. На основе полученных результатов разработана система педагогической работы – ее цель, задачи, содержание, методические приемы и формы работы с семьей слепого ребенка. Показано, что основным содержанием работы тифлопедагога является обучение матери особым умениям, которые обеспечивают развитие у слепого малыша коммуникативной деятельности и действий с предметами

17 Орлова А.Н. Использрвание графического метода в скрининг-диагностике психического развития детей дошкольного возраста

Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития детей дошкольного возраста: монография

Авторы: А.Н. Орлова

В монографии представлен комплекс рисуночных методик, направленных на выявление неблагополучия в психическом развитии детей дошкольного возраста (5-6 лет). Показано, что качественно-количественный анализ рисуночной деятельности детей способен представить надежную и объективную информацию о трудностях психического развития детей дошкольного возраста, позволяющую заподозрить наличие задержки психического развития или умственной отсталости у детей 5-6 лет.