Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития

003

ФЕДОСЕЕВА

Анна Михайловна

Старший научный сотрудник

Кандидат психологических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=660799

AUTHOR ID В ELIBRARY 660799

ORCID ID 0000-0001-7776-3194

Ученая степень: кандидат психологических наук, «Психическое состояние младших школьников в традиционной и развивающей системах обучения» (19.00.07), 1999, г. Томск, Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера

Ученое звание: доцент

Сфера научных интересов

Подростки с ЗПР, жизненная компетенция, эмоциональная саморегуляция, переживание, психологическое благополучие педагога.
В подростковом возрасте происходит овладение собственными эмоциональными (психическими) состояниями; у подростков с ЗПР этот процесс оказывается затруднен. Отсюда, формирование сферы жизненной компетенции оказывается нарушено, поскольку понимание себя и партнера по взаимодействию, способность выражать свои переживания нормативно-принятыми, культурными способами подростку с ЗПР оказывается трудно. Каким образом в процессе психолого-педагогического сопровождения необходимо поддерживать формирование этих областей жизненной компетенции и, соответственно, способствовать социализации подростка – вопрос на который я ищу ответы в своих исследованиях и практической работе с людьми.

Научная деятельность

2022 – 2024 – участник разработок по государственным заданиям Министерства просвещения РФ Институту коррекционной педагогики (в частности «Исследование проблем социализации и формирования жизненных компетенций обучающихся с ЗПР» № 073–00063–23–01).

2016 – участник, «039 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей-предметников»», Россотрудничество

2016 – участник, 038 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка», Россотрудничество

2015 – 2016 – участник, «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных образовательных технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования», Минобрнауки РФ

2015 – 2017 – участник, «Синергийно-феноменологический подход в консультативной психологии» (руководитель Ф.Е. Василюк), исполнитель, 15-06-10889, РГНФ.

2012 - – участник, Реализация программы «Организация школьного самоуправления» в рамках проектов Департамента образования города Москвы (октябрь – ноябрь 2012). Обухов А.С., Федосеева А.М., Шамонина Т.Г., Казенная Е.В., Калинина Н.И., Валеева Р.Р. Характер результатов: учебно-методическое пособие; проведение обучающего тренинга 24 ч. с 110 педагогами и психологами более чем из 100 школ; опробование программы на базе 100 школ с 2500 школьниками.

2012 - – участник, Реализация программы «Игровое пространство основной и старшей школы» в рамках проектов Департамента образования города Москвы (ноябрь 2012). Обухов А.С., Вачков И.В., Мякишева Н.М., Цымбал А.А., Федосеева А.М., Ткаченко Н.В. Характер результатов: Концептуальные основания, описание требования, разработка методического инструментария.

2009-2010 – участник, «Разработка модели и комплекта организационного  и методического обеспечения системы психолого-педагогической поддержки студентов технических вузов с целью эффективного освоения программ профессиональной подготовки и успешной адаптации на рынке труда» проект аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)” Минобрнауки  Коды ГРНТИ: 14.35.07

2008-2009 – участник, «Разработка комплекта научно-методического и организационно-нормативного обеспечения формирования и функционирования системы психолого-социальной поддержки и адресной профилактики асоциальных явлений в технических вузах России» Минобрнауки  Коды ГРНТИ: 14.35.05; 14.35.19

2007 – руководитель, РГНФ, «Механизмы становления психологической компетентности в системе высшего педагогического образования в ресурсном подходе», 07-06-95685 и/М.

2005 – руководитель, РГНФ, «Становление психологической компетентности в системе высшего педагогического образования», 05-06-06109а.

2003 – участник, РГНФ, «Жизненные кризисы в развитии личности», 03-06-00029а.

Научно-организационная деятельность

со-учредитель Ассоциации понимающей психотерапии, ведущая научного семинара Ассоциации, со-организатор научно-практических конференций; рецензент в ряде научных журналов.

Кандидатская диссертация

«Психическое состояние младших школьников в традиционной и развивающей системах обучения» (19.00.07), 1999, г.

Томск, Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера

 

Подготовлено

  • 2 монографии
  • 7 учебников и учебных пособий
  • 9 методических пособий
  • 3 электронные базы данных
  • 62 статьи
  • Публикации в журналах из списка ВАК – 15 статей
  • Общий список публикаций в РИНЦ - 75 статей
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ - 5

Основные публикации

  1. Федосеева А.М., Макарова Е.М., Бабкина Н.В., Представления о значимости навыков из областей жизненной компетенции у педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ: проблема несовпадения ожиданий // Консультативная и клиническая психология. 2024. (№4 – в печати).
  2. Федосеева А.М., Кошечкина Т.В. Развитие коммуникативных навыков подростков с ОВЗ в тренажерно-обучающей системе виртуальной и дополненной реальности: модель и функциональные возможности // Дефектология. 2024. № 3. С. 36–49.
  3. Федосеева А.М., Бабкина Н.В. Особенности личного дистресса педагогов специального и инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 141–164. DOI: 10.17759/cpse.2023120307
  4. Федосеева А.М., Бабкина Н.В. Опосредствование переживаний как фактор саморегуляции подростков с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 3. С. 67–79. DOI: 10.17759/psyedu.2023150305
  5. Федосеева, А. М. Родительская компетентность и самоэффективность как целевые ориентиры в консультировании родителей детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 46-54. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_4_46. – EDN XCLLPO.
  6. Федосеева, А. М. Прослушивание музыки подростком как процесс опосредствования переживания / А. М. Федосеева, А. А. Кичигина, Т. Ю. Удалова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15. – № 4. – С. 90-106. – DOI 10.24412/2073-0861-2022-4-90-105. – EDN BRWCRL.
  7. Федосеева, А. М. Особенности эмоционально-волевой саморегуляции у подростков с задержкой психического развития / А. М. Федосеева // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 15-27. – EDN CKWJEL.
  8. Fedoseeva, A.M. (2022). Features of Emotionally Volitional Self-Regulation in Adolescents with Developmental Delay. In A.A. Arinushkina, & I.A. Korobeynikov (Eds.), Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars (pp. 125-139). Cham, Switzerland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_14
  9. Федосеева А.М., Пирлик Г.П. Феноменология интерсубъектных отношений в жизненном мире человека // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 5. С. 228–239. doi:10.17759/cpp.2016240512

 

Методические пособия

  1. Федосеева, А.М. Родительские трудности взрослеющих детей: методические рекомендации родителям подростков с задержкой психического развития [электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (116 Кб). М.: ИКП, 2023. – 25 с.
  2. Федосеева А.М. Федосеева Анна Михайловна, Бабкина Наталия Викторовна Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с задержкой психического развития в образовательном пространстве: методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и других специалистов образовательной организации. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2023. 3,5 п.л.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с задержкой психического развития в условиях инклюзии: методическое пособие для педагогов-психологов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / А.М. Федосеева, Н.В. Бабкина. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 66 с. ISBN 978-5-907436-53-4
  4. Федосеева А.М. Сравнительный анализ эффектов в психологическом развитии младших школьников в разных системах обучения, или Что развивают развивающие системы обучения // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - №12. – С. 29-35
  5. Федосеева А.М. Ушаков В.В., Федоров И.В., Абдулаева В.М., Служба  практической психологии в техническом вузе. // Высшее образование в России. 2010, Выпуск 11. – С.34 – 50.
  6. Пирлик, Г. П., Федосеева А.М. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева; ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» . – Электронные текстовые данные (3Mb) . – Москва : МПГУ, 2020 . – 370, 1 с.
  7. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса Учебник и практикум. 1-е изд. - Сер. 58 Бакалавр. Академический курс. / Под общ. редакцией Обухова А.С., Издательство: Издательство Юрайт (Москва). 2016. 422 с. ISBN: 978-5-9916-5232-2
  8. Введение в профессию: психолог образования + доп. материалы на сайте: Учебник и практикум. 1-е изд. - Сер. 58 Бакалавр. Академический курс. / Обухов А.С., Федосеева А.М., Байфорд Э. Издательство: Издательство Юрайт (Москва). 2016. 391 с. ISBN: 978-5-9916-7225-2

 

Зарегистрированные базы

  1. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024623683 Российская Федерация. «Диагностический инструментарий для оценки субъективного благополучия подростков с задержкой психического развития» : № 2024622640 : заявл. 25.06.2024 : опубл. 21.08.2024 / Е. М. Макарова, А. М. Федосеева; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Институт коррекционной педагогики». – EDN CEHVKI.
  2. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023624321 Российская Федерация. Представления специалистов служб психолого-педагогического сопровождения и педагогов о содержании сферы жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : № 2023624237 : заявл. 27.11.2023 : опубл. 01.12.2023 / А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина, Е. М. Макарова [и др.] ; заявитель Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики». – EDN HLEUVT.
  3. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023624478 Российская Федерация. Представления родителей о содержании сферы жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья : № 2023624251 : заявл. 27.11.2023 : опубл. 08.12.2023 / А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина, Е. М. Макарова [и др.] ; заявитель Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики». – EDN NMHXJL.